Егэ по русскому языку. Решение труднейших задач егэ по математике

Предварительный просмотр:

  1. ФИО автора материла: Заморовская Татьяна Ивановна
  2. Место работы (название образовательного учреждения), например МКОУ «Сорочинская СОШ» Калачинского района Омской области
  3. Должность автора: учитель русского языка и литературы

Трудные вопросы ЕГЭ

по русскому языку и пути их решения

Из опыта работы Заморовской Т.И.,

Учителя русского языка

МОУ «Сорочинская СОШ»

Калачинского района

Омской области

г. Калачинск, 2012

ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ

При выполнении тестовых работ в формате ЕГЭ ученики часто сталкиваются с трудными заданиями, допускают ошибки как при выполнении заданий А В, так и в задании С (написание сочинения).

Основная проблема состоит в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку существенно различаются. Ежегодно у выпускников возникают одни и те же проблемы:

  1. неумение применять на ЕГЭ знания по русскому языку;
  2. отсутствие навыков тестирования;
  3. ошибочное понимание формулировок вопросов к заданиям ЕГЭ;
  4. незнание своих ошибок, незнание статистики результатов ЕГЭ по русскому языку (типичные ошибки повторяются);
  5. неправильное распределение времени на выполнение заданий;
  6. создание сочинения без учета критериев его проверки.

Все эти проблемы имеют решение, поэтому считаю актуальным обобщить и систематизировать данный опыт.

ЧАСТЬ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. «Западающие» темы ЕГЭ

На изучение русского языка в 11 классе отведен 1 час, что является недостаточным для качественной подготовки к ЕГЭ, поэтому представленный опыт рассчитан для проработки на факультативных занятиях. Подготовка к сдаче ЕГЭ должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку сталкиваются со следующими трудными темами:

В части А:

  1. орфоэпические нормы русского языка;
  2. морфологические нормы русского литературного языка;
  3. синтаксические нормы русского литературного языка (употребление деепричастного оборота в речи, нормы согласования и управления).
  4. Пунктуационные нормы русского литературного языка (обособленные члены предложения; знаки препинания перед союзом КАК).

В части В:

  1. способы связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание);
  2. морфология современного русского языка (разряды местоимений, наречия, причастия и деепричастия, частицы, производные предлоги);
  3. типы сложных предложений и их специфика;
  4. анализ языковых средств выразительности.

В части С:

Определение проблемы;

Композиционное и логическое оформление сочинения (в том числе абзацное членение);

Грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;

Теория аргументации.

Что делать? Как избежать этих ошибок? Решение одно - нужно четко спланировать свою работу.

2). Планирование работы

Система подготовки к ЕГЭ представляет собой учебно - методический комплект, который включает в себя учебные программы, учебники, программы факультативных и элективных курсов, КИМы, индивидуальные программы.

Проанализировав «западающие» темы экзаменующих, я скорректировала программу подготовки к экзамену: календарно - тематическое планирование по предмету «Русский язык», факультативный курс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ», индивидуальный план работы с учеником, диагностическую работу.

В календарно - тематическое планирование уроков русского языка включаю в каждый урок раздел «Повторение» (тема берется из кодификатора) в соответствии с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.

Экзаменационная работа не проверяет элементы содержания, которые выходят за пределы общеобразовательного минимума по русскому языку. Однако такая подготовка не исключает необходимого обобщения и систематизации изученного в школе.

За годы подготовки учеников к ЕГЭ сложилась система работы по повторению трудных тем на уроках русского языка и факультативных занятиях в 11 классе.

1. Сентябрь-октябрь.

Повторение трудных тем: (Приложение 5)

а) орфоэпия (А1);

б) орфография:

Правописание н / нн в словах различных частей речи (А12);

Правописание гласных в корне слова (А13);

Правописание приставок (А14);

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (А15);

Правописание не и ни (А17);

Слитное, дефисное, раздельное написание слов (А18);

в) синтаксис и пунктуация:

Типы односоставных предложений;

Типы сложных предложений;

Типы сложноподчиненных предложений;

г) наиболее трудные задания части В:

Основные способы словообразования (В1);

Тип подчинительной связи в словосочетании (В3);

Языковые средства выразительности в тексте (В8) (Приложение 6)

На данном этапе подготовки к ЕГЭ информация подается в схемах, таблицах, блоках, применяются информационно – коммуникационные технологии, которые дают основу для систематизации и обобщения изученного в 5-9 классах, создают базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.

Работа с текстом : (Приложение 1)

а) определение стиля и типа речи; определение средств и способов связи предложений в тексте;

б) подготовка к выполнению части С:

Знакомство с критериями оценивания задания С;

Работа по формулированию проблемы, комментированию текста и определению позиции автора, умению аргументировать свою точку зрения;

Анализ подобных сочинений в соответствии с критериями;

Написание, анализ и редактирование собственных сочинений.

Сначала ученик пытается писать по определенному шаблону (см. Приложение), но постепенно он начинает отступать от образца и творчески оформляет свое сочинение.

Контрольная работа в формате ЕГЭ. (Пробный экзамен).

Проведение диагностической работы, она позволяет не только выявить типичные ошибки, но и определить, над какими проблемами необходимо работать непосредственно с каждым учеником (Приложение 3).

Работа по предупреждению ошибок на экзамене.

1. Комплексный анализ текста и написание по нему сочинения.

2. Тестирование (выполнение заданий по образцам вариантов ЕГЭ).

3. Дифференцированное домашние задание (с учетом трудностей каждого ученика).

4. Постоянное обращение на уроках к таким темам, как «Разряды местоимений», «Производные и непроизводные предлоги», «Разряды частиц», «Причастие и деепричастие»

5. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений (с заданиями по словообразованию, определению типа подчинительной связи в словосочетании, морфологическому анализу слов).

6. Предэкзаменационный контроль.

Модель урока выстраиваю таким образом:

3. Анализ текста (В1 – В 8).

6. Проверочный диктант.

8. Анализ сочинения.

3) Сочинение – задание повышенной сложности

Что представляет задание части С? Это сочинение-рассуждение, т.е. конструктивное размышление, изложение своего мнения о данном для чтения и анализа тексте, что для многих учащихся является трудным. Учителю нужна принципиально новая стратегия, чтобы подготовить выпускников к выполнению такого задания.

Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части С – соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок. Критериев всего 12, и делятся они на 3 основные группы :

1) содержание сочинения (К1 – К4);

2) речевое оформление сочинения (К5 – К6);

3) грамотность (К7 – К12).

Основным, чему необходимо обучить учащихся, это составлению содержания сочинения в свете требований, что включают в себя К1 – К4.

К1 – формулировка проблем исходного текста. Максимальный балл – 1, если верно сформулирована одна из проблем текста, фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет.

Специфика написания сочинения в данном случае состоит в том, что сочинение необходимо написать по незнакомому тексту (отрывку из какого-либо большого произведения, общая тема при этом никак не обозначена). Тем не менее, это текст и в нем заключается определенная тема. Поэтому, опираясь на полученные знания, я учу детей определять тему, а через нее – проблему.

Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Нужно обратить внимание и на абзацное членение текста, ведь каждый абзац – микротема, и в них также можно определить тему.

Чтобы избежать расплывчатости формулировки, слово «проблема» должно присутствовать конкретно, автор сочинения не должен оставлять для экспертов возможности «догадки» названной им проблемы (см. Приложение 3 Шаблон)

К2 – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Приступая к данному пункту, необходимо помнить, что это позиция учащегося. Комментарий сводится к тому, что учащийся должен объяснить, почему данная проблема, по его мнению, является актуальной, в чем ее значимость. Например: «Проблема, поднятая автором, актуальна и злободневна в наши дни…». В К2 должны присутствовать слова «актуальный, значимый» во избежание расплывчатости формулировки, за которой часто никакой мысли и нет.

К3 – отражение позиции автора исходного текста. Между К2 и К3 очень нечеткая граница, поэтому присутствует опасность замены одного другим. Нужно научить учащихся ясно представлять, что К2 – это позиция ученика об актуальности проблемы, а К3 – позиция автора к поднятой проблеме: почему автор поднял такую проблему? Что он хотел сказать?

Рассуждать нужно конкретно по данному тексту, выделяя позицию автора. Здесь возможно цитирование, но слишком увлекаться нельзя. Надо учить учащихся разным способам цитирования. Учить цитировать обороты речи, словосочетания, вставлять часть предложения из текста в свои рассуждения – все это делает язык сочинения богаче, красочнее.

В данном пункте также должны быть определенные лексические средства. Например: «Автор считает…, предупреждает…», «Позиция автора такова…» и др. Отвлекаться на рассуждения вне текста нельзя! (Приложение 3. Шаблон)

К4 – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

В данном пункте опять присутствует опасность уйти в рассуждения вне текста. Приводить необходимые аргументы нужно с «оглядкой» на текст, на названную проблему. Часто прибегать к вводным словам, словосочетаниям, предложениям. Например: «В тексте говорится, что подобное явление в жизни встречается часто. Трудно не согласиться с автором. Недавно в печати была статья, которая поднимает эту же проблему. В ней говорилось о… Наверное,…». Для получения высшего балла требуется не менее двух аргументов, подтверждающих собственную позицию (с опорой на знания, жизненный или читательский опыт). То есть это должны быть собственные аргументы, отличные от авторских, как бы дополняющие их (в случае согласия с автором), и, подбирая их, можно опираться и на художественные произведения, изучавшиеся в классе или прочитанные самостоятельно.

Экзаменующийся должен продумать, чем он закончит сочинение.

Сочинение должно состоять из 6 абзацев: это вступление, 4 пункта критериев, заключение. Каждый приведенный аргумент желательно начинать с нового абзаца.

Основные этапы подготовки текста сочинения-рассуждения в соответствии с заданием части С ЕГЭ

1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;


Необходимость особой подготовки каждого из названных содержательных разделов сочинения-рассуждения определяет специфику организации работы по выполнению творческого задания части С ЕГЭ по русскому языку и основные этапы этой работы.

Учителю необходимо знать, что к созданию сочинения-рассуждения следует переходить только после выполнения содержательно-языкового анализа исходного текста, в результате которого уже определены тема текста, его идейный смысл и проблематика.

I этап. На данном этапе работы на основе материалов, полученных в результате многоаспектного содержательно-языкового анализа исходного текста, необходимо записать в черновике некоторые общие рассуждения (фразы), касающиеся темы текста (о чем этот текст? чему он посвящен?) и его проблематики (какие проблемы рассматриваются в тексте?). При этом особое внимание следует уделить формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в тексте.
Формулировка проблемы - это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Правильное формулирование основных проблем исходного текста является одним из главных показателей верного понимания и интерпретации исходного текста.

Помните! Комментарий к проблеме - это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме.

Комментарий проблемы обязательно должен быть связан с предложенным текстом. Вместе с тем в качестве комментария не следует давать простой пересказ текста или какой-либо его части, а также цитировать большой фрагмент анализируемого текста. Необходимо своими словами (можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.

Внимание! Создание собственного текста и его хорошее языковое оформление представляют собой достаточно трудные задачи. Поэтому, уже начиная с первого этапа работы над текстом сочинения, следует помнить о его грамотном и выразительном языковом оформлении. Для этого подойдут некоторые клишированные фразы, которые могут быть использованы в разных частях текста сочинения.

Для характеристики темы текста , его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно использовать следующие конструкции:
В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема...
Тема... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)...
Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос...
II этап. Данный этап подготовки текста сочинения предполагает четкое формулирование позиции автора по характеризуемой проблеме и запись соответствующих положений в черновике.

Помните!
1. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте.
2. Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи.
3. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.

Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...
Авторскую позицию нельзя считать отстраненной...
Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

III этап. Важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором). Следует четко сформулировать свое отношение к прочитанному (или отношение к прокомментированной проблеме), обосновать его и сделать соответствующие пометы в черновике.

Внимание! Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях.

Аргумент - это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми, представляя собой отдельные предложения, и развернутыми, состоящими из нескольких или даже многих предложений.
Аргументы, основанные на жизненном опыте , предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной).
Аргументы, основанные на читательском опыте , предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы.
В том случае, если в качестве аргументов приводятся факты из жизни, необходимо, чтобы это были не какие-то зарисовки из бытовой жизни, а продуманные наблюдения. Если в качестве доказательств используется материал художественной литературы, необходимо правильно, без искажений и по возможности кратко, в обобщенном виде, передать сведения, которые станут убедительными аргументами в пользу собственной точки зрения. Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и этически корректно.
При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:
Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...
Я часто задумываюсь над...
По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как...

IV этап. Отдельным этапом работы над сочинением-рассуждением может быть специальный анализ языковых особенностей исходного текста и роли средств выразительности, используемых для передачи идейного смысла текста и авторской позиции.
Проводя такой анализ, необходимо:
а) отметить наиболее характерные языковые особенности избранного автором стиля речи (например, сочетание экспрессивной и оценочной лексики с лексикой книжной в тексте публицистического стиля или использование слов-терминов при отсутствии слов разговорных и эмоционально-оценочных в тексте научного стиля);
б) выявить средства языковой выразительности, выбранные автором из множества возможных (например, метафоры, сравнения, именительный темы, ряды однородных членов, экспрессивные повторы и т. д.);
в) определить роль данных языковых средств в тексте (например, придают точность и ясность высказыванию, делают речь более яркой, образной, эмоциональной; используются для передачи авторского отношения к предмету речи, авторской оценки и т. д.).
Найденные средства языковой выразительности следует записать в черновике вместе с примерами и комментариями. (Для чего используется данное языковое средство?)
При характеристике изобразительно-выразительных средств , используемых в тексте, и их роли уместны будут следующие речевые обороты:
В своем тексте автор умело использует...
С помощью используемых автором выразительных средств языка... создается яркий (живой, светлый, запоминающийся, наглядный, типичный, прекрасный, обобщенный) образ...
С помощью... создается комический эффект.
Подчеркнуть... автор пытается с помощью...
Данный прием помогает автору более точно (ярко, убедительно) выразить свою позицию (точку зрения, мысль, мнение)... Автор текста - настоящий (большой, талантливый, выдающийся, замечательный, гениальный) писатель (мастер слова, художник слова, мастер пейзажа).

V этап. После того как на черновике подготовлены материалы для всех основных содержательных разделов сочинения-рассуждения, следует продумать композицию экзаменационной работы, ее речевое оформление (с чего начать? О чем говорить в основной части работы? Как закончить сочинение? Какие языковые средства использовать в работе, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?) и написать связный текст.

Внимание! При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей , в том числе вступительной, основной и заключительной.

Наиболее простым вариантом композиционного оформления сочинения-рассуждения является объединение в единый связный текст подготовленных на черновике материалов по основным содержательным разделам работы, касающимся: а) темы и проблемы текста; б) позиции автора по выделенным проблемам; в) личностной позиции выпускника и ее аргументации. При этом материалы по первому и последнему разделам могут выступать как вступление и заключение сочинения-рассуждения и оформляться с помощью соответствующего абзацного членения.
Однако возможно и иное построение творческой выпускной работы, предполагающее другую последовательность расположения содержательных частей сочинения-рассуждения, различные варианты их объединения, а также наличие специального вступления и заключения.

Начало сочинения

Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена по-разному. Чаще всего она прямо связывается с определением темы и проблематики исходного текста.
В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:
а) собственно определение темы текста;
б) формулировку его основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
в) изложение собственной позиции пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста;
г) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
д) лирическое размышление, связанное с темой текста.
Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала». («...Так завершается статья, очерк, рассказ».)

Сочинение (особенно по художественному и художественно-публицистическому текстам) нежелательно начинать с фраз типа «Темой текста является...», «В этом тексте говорится...», «Основными проблемами текста являются...» и др.

В тех случаях, когда уже в самом начале сочинения определяется тема и проблематика исходного текста, можно использовать некоторые стилистические фигуры, например именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросо-ответную форму изложения и т. д.:
а) Талант... Как часто люди употребляют это слово, не задумываясь о его истинном смысле! Иногда используют для поощрения приятелей за самые простые действия, часто - в ироническом значении. Пора вернуть слову его истинный смысл! Но как это сделать? Попробуем разобраться в сути понятия «талант» вместе с автором.
б) Книга... Может ли человечество обойтись без нее в век электроники и компьютеризации? Способны ли другие средства информации заменить живой диалог с писателем, возникающий во время чтения? Ответы на эти вопросы мы найдем в статье...
в) Детство! Кто не знает фразу «Все мы родом из детства»? Кто не вспоминал с теплым чувством свои первые шаги в мир?
г) Родная природа... Что она значит для нас? Для кого-то - святыня, которую надо сохранить и передать следующему поколению, а для кого-то - только источник обогащения.

Вступление к сочинению-рассуждению может быть небольшим (3-5 предложений). Используемые во вступлении к сочинению синтаксические фигуры по содержанию должны обязательно соотноситься с темой и проблематикой исходного текста.

Завершение сочинения

Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в ней может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление прочитанного.
Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:
а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например:
Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность - это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется. Автор учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не формальные навыки вроде хороших манер. Вероятно, наш идеал окажется недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать;
б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:
Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»;
в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например:
Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля - это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля - мать, чужая - мачеха»;
г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения его автора), например:
«Солнце спрятано в каждом!» - писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра.

VI этап. Заключительным этапом создания сочинения-рассуждения является проведение корректорской правки подготовленной творческой работы. Теперь следует внимательно перечитать написанное и в случае необходимости внести исправления, касающиеся композиции текста, логичности и последовательности изложения, возможных фактических, логических, орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок, а также речевых ошибок и недочетов (Приложение 4)

4). Диагностическая работа

Диагностическая работа по определению уровня освоения обязательного минимума образования по русскому языку проводится мною в два этапа. Сначала учащиеся выполняют работу на основе демонстрационных версий КИМов (частей А и В), затем я анализирую качество выполнения тестовых заданий. Работы анализируются после каждого тестирования. Составляется таблица индивидуального освоения разделов и тем русского языка учащимися выпускного класса, в которой отмечается выполнение/невыполнение заданий КИМов (Приложение 2. Таблица 1)

Затем составляется сводная таблица (Приложение 2. Таблица 2), которая помогает сделать вывод об уровне освоения отдельных разделов и тем и устранению пробелов в знаниях. Также данная таблица позволяет определить:

  1. процент учащихся, не справившихся с тем или иным заданием;
  2. динамику состояния качества знаний и умений по темам русского языка как относительно каждого учащегося в отдельности, так и относительно всего класса в целом (Приложение 2. Таблица 3)

На основе таблицы составляется индивидуальная картотека ошибок. Эта работа выполняется на обратной стороне бланка ученика (бланк дается ученику один на весь год, тест выполняется карандашом, ошибки фиксируются на обратной стороне бланка). Это дает возможность каждому ученику увидеть свои ошибки, повторить «западающий» материал и выполнить ряд тестов на эту тему – устранить пробелы (приложение 2. Таблица 1).

Можно скорректировать результаты следующей диагностической работы, спланировав дальнейшую деятельность, организовав фронтальную, групповую и индивидуальную работу с целью устранения пробелов в знаниях и умениях учащихся, выявленных в результате предыдущего диагностирования.

Таким образом, вначале дается стартовый тест, выделяются ошибки каждого ученика, затем повторяются «западающие» темы, выполняются тематические тесты, проверочный и контрольный.

ЧАСТЬ 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Отрабатываем умения определять, формулировать и комментировать проблемы исходного текста.

Упр. 1.

Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! И у каждого из них есть свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера?
Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

(По И. Васильеву)

Задания

1. Определите тему, идейный смысл и проблематику текста. Выделите его основную проблему.
2. Какие из предлагаемых формулировок темы и основной проблемы текста представляются вам наиболее соответствующими содержанию текста и наиболее удачными с точки зрения точности выражения мысли и ее речевого оформления?
1) Память человека.
2) Историческая память, ее значение для человека и народа.
3) Для чего нужна каждому человеку память?
4) Что дает человеку память об историческом прошлом?
3. Какие из предлагаемых формулировок проблем текста не соответствуют его содержанию? Какие формулировки отражают частные проблемы?
1) Проблема утраты сведений об основании городов и сел.
2) Проблема трудности жизни без памяти о прошлом.
3) Проблема сохранения исторической памяти народа.
4) Проблема утраты старинных книг.
4. Охарактеризуйте используемые автором способы постановки проблем текста. Ставятся ли основная и частные проблемы прямо или выводятся из содержания текста и позиции автора?

Упр. 2. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

В христианском учении содержится удивительная истина: более блажен тот, кто дает, чем тот, кто принимает. А на языке Библии блаженный есть не что иное, как синоним счастливому.
Итак, более счастлив тот, кто дает, чем тот, кто принимает. Почему? Да потому, что когда мы даем что-то человеку, то мы поневоле уступаем ему в собственной душе, в своем собственном внутреннем мире частицу для него, впускаем его в свою внутреннюю, скрытую от постороннего взгляда жизнь. Делаем его нашим ближним, а значит, и самих себя обогащаем, устанавливаем с этим человеком такой контакт, ценнее которого, пожалуй, ничего на свете нет. Ведь понятие человеческого счастья обусловлено системой человеческих отношений. И если эти человеческие отношения становятся просветленными вот этой внутренней, исходящей из сердца нашего близостью, то это и является условием подлинного и непреходящего человеческого счастья.
Вот как удивительно: человек становится счастливым оттого, что он дает. ...Да, человеческое счастье строится вопреки логике наших физиологических инстинктов. Именно это Человеческое, с большой буквы, счастье и созидается в противоборстве с этой биологической логикой.
...Многовековой опыт свидетельствует, что самоотдача, соучастие, милосердие в полном и подлинном смысле этого замечательного слова обогащают человека, созидают его счастье. В каком-то смысле это тайна. Как и многое из того, что связано с человеческим бытием. И эта тайна открывается только на опыте. (Из Воскресной проповеди архиепископа Кирилла)

Задания

1. Определите идейный смысл и основную проблематику текста.
2. Прочитайте формулировки, предлагаемые для определения проблем текста. Какие из перечисленных проблем соответствуют содержанию?
Формулировки проблемы:
1) Почему более счастлив тот, кто дает?
2) Почему счастье и милосердие обогащают человека?
3) В чем состоит счастье человека?
4) Какое бывает счастье?
5) Можно ли до конца понять тайну счастья человека?
6) В чем состоит христианское понимание счастья?
7) Как следует относиться к ближним?
8) Кто такой блаженный человек?
9) Почему тайна счастья открывается только на опыте?
3. Какие из названных проблем можно отнести к разряду частных?
4. Какая из перечисленных проблем является наиболее значимой, с точки зрения автора?
5. Охарактеризуйте избранный автором способ постановки основной проблемы текста (ставится ли основная проблема прямо или следует из всей логики изложения?). Подумайте, связан ли способ постановки основной проблемы со стилевой принадлежностью текста.

Упр. 3. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания .

Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Меняются ли со временем представления о красоте?
Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. Идеалы и мода у каждой эпохи свои. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли... Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет...» Как раз обратное - удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (По Л. Мигдалу)

Задания

1. Определите идейный смысл и проблематику текста. Выделите основную проблему.
2. Охарактеризуйте способы и приемы передачи информации об основной проблеме текста.
3. Внимательно прочитайте предлагаемые комментарии по основной проблеме данного текста. Какая формулировка основной проблемы представляется вам наиболее верной?
Комментарии по основной проблеме текста
1. В тексте Л. Мигдала поднимается проблема сохранения нетленной красоты исторических и архитектурных памятников прошлого. Автор говорит, что есть «непреходящая» красота, «к которой человечество обязательно возвращается». Такую красоту одинаково оценивают очень многие.
2. Довольно часто приходится слышать: «У каждого человека собственное представление о красоте». У каждого ли? Л. Мигдал подверг критике эту распространенную точку зрения. Идею о нетленности подлинной красоты автор предложил читателям ненавязчиво. Чтобы проиллюстрировать свое мнение, Л. Мигдал привел конкретные примеры, известные всем образованным людям: назвал Парфенон, церковь Покрова на Нерли. Впрочем, автор готов и к спору, поэтому для текста характерна полемическая заостренность.
3. В искомом тексте раскрывается проблема понимания красоты. Данная проблема является вечной и актуальной во все периоды развития человечества. Мы знаем, что представления о красоте меняются с течением времени. У каждого народа, у каждой эпохи существуют свои идеалы красоты. Л. Мигдал показывает всю сложность понятия красоты и подчеркивает, что, помимо красоты преходящей, существует «красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается». Такая красота одинаково оценивается всеми людьми, и поэтому автор даже спорит с народной мудростью, заключенной в пословице: «На вкус и цвет товарищей нет».
4. Какой из комментариев в большей степени соответствует содержанию текста? Предложите свой вариант комментария по основной проблеме текста.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модель урока

1. Лексико-орфографическая работа.

2. Выборочное тестирование (А1 – А30).

3. Анализ текста (В1 – В 8).

4. Работа с программным материалом (на примерах из текста).

5. Практикум (групповая работа).

6. Проверочный диктант.

7. Сочинение-рассуждение (по тексту диктанта).

8. Анализ сочинения.

Комплексная работа с текстом

  1. Текстуальный анализ (А27 – А30).
  2. Работа над языковыми нормами (А1 – А 11).
  3. Орфографический разбор (А12 – А18).
  4. Пунктуационный разбор (А19 – А26).
  5. Задания повышенной трудности по словообразованию, морфологии, словосочетанию, простому и сложному предложению, средствам связи в тексте, а также анализ средств выразительности (В1 – В8).
  6. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложения.
  7. Сочинение-рассуждение.

Основные этапы подготовки текста сочинения-рассуждения

В соответствии с заданием части С ЕГЭ

1) Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;

2) поэтапный разбор каждого критерия:

а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;

б) комментарий, виды комментария, способ оформления;

г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;

3) работа над композицией сочинения;

4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Шаблон для части С

В тексте (ФИ автора) говорится о… (тема: войне; о книгах; о служении Отечеству, о долге перед Отечеством, подвижничестве; о русском языке, его чистоте, красоте и богатстве; об исторической памяти потомков, о забвении выдающихся предков; об искусстве; о сохранении культуры; о русском меценатстве; о духовности; о красоте внешней и внутренней; о гуманизме, милосердии; о хороших манерах, об этикете; об интеллигентности; о человеке и природе; об экологии, цивилизации; о совести, об ответственности человека; о космосе; о наркомании).

К 1. В рассуждениях автора наиболее остро ставится проблема … (сохранения образования в наши дни, проблема исторической памяти, проблема оценки таланта современниками, проблема отношения общества к знаменитостям, проблема личности и общества; роль книги, литературы в жизни человека; проблема сохранения красоты и чистоты языка; проблема ответственности человека за сохранение чистоты родной речи; проблема развития и сохранения русского языка, культуры; проблема духовной слепоты человека; проблема природы – источника духовных сил человека; проблема истинной и ложной красоты; проблема взаимоотношения людей в коллективе; проблема общения с людьми, в том числе близкими; проблема охраны природы; проблема взаимоотношения человека и природы; проблема человеческой совести; проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом; проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом; проблема ответственности человека перед будущими поколениями). ПОЧЕМУ…?

К 2. (Социальная или философская, или нравственная, или экологическая, эстетическая и т.д .) проблема, поставленная в тексте, актуальна и злободневна в наши дни. Не зря проблему относят к разряду «вечных» (

При выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку выпускники часто сталкиваются с трудными случаями по всем изучаемым разделам. Рассмотрим и прокомментируем некоторые задания по следующим разделам: морфология, орфография, синтаксис/пунктуация.

Морфология

В первую очередь знание морфологических норм проверяет задание №6, хотя учитывать особенности частеречной принадлежности слова необходимо и при выполнении большинства заданий по орфографии. Для успешного выполнения задания № 6 ученикам необходимо знать типичные ошибки в образовании

    именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных;

    падежных форм имён числительных, в том числе числительных полтора, полтораста ;

    собирательных числительных, в том числе числительных оба, обе ;

    сравнительной и превосходной степени имён прилагательных;

    форм повелительного наклонения некоторых глаголов.

Рассмотрим в качестве примера некоторые трудные случаи употребления имён существительных.

    Род неизменяемых существительных, обозначающих географические наименования и названия печатных изданий, определяется по опорному (родовому) понятию: солнеч ЫЙ Батуми ( город ), полноводн ОЕ Эри ( озеро ), живописн ЫЙ Капри ( остров ), «Таймс» опубликовал А ( газета ). Трудности в определении рода подобных слов могут быть связаны с недостаточно развитым кругозором выпускника.

    Род аббревиатур определяется по роду ведущего слова: МАДИ (институт) – м.р.; АТС (станция) – ж.р.; ИТАР (агентство) – ср.р.

    Однако часто употребляемые аббревиатуры, превращаясь в самостоятельные слова, принимают род по окончанию Им. п. ед. .ч: вуз – м.р., МИД – м.р., НЛО – ср. р., ЖЭК – м.р.

    Наибольшее затруднение вызывает образование форм именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных. Это связано с тем, что нет каких-либо определённых правил для запоминания правописания окончаний таких слов.

Орфография

Знание орфографических норм проверяют задания № 8 - № 14. Каждое из этих заданий вызывает определённые трудности у выпускников. Но традиционно самыми трудными остаются задания на правописание Н/НН в суффиксах разных частей речи (№ 14) и на слитное/раздельное написание НЕ/НИ с разными частями речи (№ 12).

Чтобы справиться с заданием № 14, выпускнику необходимо

    уметь определять принадлежность слова к части речи;

    различать отымённые и отглагольные прилагательные;

    помнить «правило четырёх случаев» написания НН в отглагольных прилагательных и причастиях;

    уметь различать формы кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных;

    знать наизусть все слова-исключения.

Выполняя это задание, необходимо помнить о следующих трудных случаях

    Пишутся с одной Н сложные слова типа: читаный-перечитаный, глаженый-переглаженый, хоженый-перехоженый. Несмотря на то, что в этих словах во второй части есть приставка ПЕРЕ-, в обеих частях слова пишется Н.

Но если слово употреблено отдельно, то оно пишется по общему правилу: перечитаННая книга.

    В сложном слове наличие первого корня не влияет на написание НН: свежеморожеНая рыба, но свежеЗАморожеННая рыба

    Необходимо запомнить:

тяжелоранеНый, легкоранеНый – термины;

воеНачальник, но воеННообязННный;

ОкаяННый- образовано от слова ОКАЯТИ(осудить)- совершенного вида, поэтому в слове НН;

тружеНик - от слова ТРУДИТЬСЯ, несовершенного вида;

мучеНик - от слова МУЧИТЬ, несовершенного вида.

Синтаксис/пунктуация

Знание синтаксических норм проверяет задание № 7: поиск ошибок в употреблении причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения, придаточных предложений в СПП, норм согласования и управления и др. Умение соблюдать пунктуационные нормы проверяют задания № 15 - № 19. Наиболее трудным для выпускников является задание № 19, связанное с постановкой знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Работая над этим заданием, ученик должен уметь находить грамматическую основу, особенно в односоставном предложении. Ему необходимо повторить:

1. Запятая перед одиночным союзом и в СПП при однородном соподчинении (Было слышно, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка).

2. Запятая перед одиночным союзом и в СПП при наличии общей придаточной части (Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок).

3. Запятая перед союзом и в ССП при наличии общего второстепенного члена предложения (В корзине краснели сыроежки и желтели шляпки маслят).

4. Запятая при стечении союзов в сложном предложении с разными видами связи (Все гости разъехались, хозяйке захотелось побыть одной, и _когда Антон попросил провести вечер у соседей, то она не стала удерживать сына).

5. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.


Проверено на себе

В рамках визита руководителя федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике Ивана Ященко в Петрозаводске прошло несколько мероприятий. Первое - пробный ЕГЭ по математике базового уровня для журналистов и депутатов карельского парламента, которые не так давно инициировали к главе Правительства РФ об отмене такой формы экзаменов.

Выдержать испытание ЕГЭ мне уже пришлось 10 лет назад, когда выпускалась из школы, и негативных эмоций этот опыт не оставил. Пугал ли нас тогда экзамен? Не помню особого страха, кажется, даже наоборот, ведь в противном случае пришлось бы сдавать контрольные, а с ними я не особо «дружила».

В педагогическом колледже, где проходил пробный ЕГЭ, к делу подошли максимально серьезно. На входе дежурила представитель полиции, наши личные вещи заперли в отдельной комнате, перед входом нас проверили металлоискателем.

Сравнивая экзамены, замечу, что за 10 лет регламент ужесточился. Даже салфетки меня попросили оставить при входе. Раньше в бланке мы могли указать, были ли, по нашему мнению, нарушения при проведении экзамена. Сейчас подается апелляция о нарушении установленного порядка ГИА. Уже не говорю о видеонаблюдении. Хотя, как выяснилось, слабые места у контроля все же есть: ребята имеют полное право выйти из аудитории. До места следования их провожают организаторы, в коридорах также есть камеры. Но в конце концов выпускник остается один – и волен делать все, что позволит совесть. Однако, любители шпаргалок, имейте в виду: длительное отсутствие может показаться подозрительным, и сопровождающий (а вдруг вам плохо стало?), вероятно, примет меры. Хруст и шелест запрещенных бумажек тоже может вызвать вопросы. Хотя, что касается математики, не вижу смысла делать шпаргалки: почти все необходимые формулы есть в пакете документов.

Итак, перед началом пробного экзамена нам зачитали регламент и раздали конверты с заданиями. Мы заполнили бланки и приступили к делу: 20 заданий нам предстояло выполнить за время в два раза меньшее, чем на реальном экзамене – за 1,5 часа.

Задания вызвали впечатления смешанные. Дроби и логарифмы заставили мозги гуманитария зашевелиться. Некоторые задачи, связанные с площадью трапеции или теорией вероятности, оказались неприступны. Но были и другие, к примеру, сопоставить объекты и их вес. Грузовик, каплю воды, собаку и грецкий орех предлагалось соотнести с несколькими тоннами, миллиграммами, килограммами и граммами. И таких задач, требующих не столько знаний формул и методов вычислений, сколько элементарной логики, было несколько. Удивило то, что «цена» этих заданий – про собаку и, к примеру, логарифмического уравнения, одинаковая – один балл. То есть «на тройку» достаточно ответить на ряд несложных вопросов.

Я одолела 15 из 20. В целом же, отметили организаторы, журналисты и парламентарии показали очень неплохие результаты.

Коротко о впечатлениях. Страшно не было. Не смутили ни камеры, ни металлоискатель. Да и содержание экзамена не показалось очень сложным. Думаю, при наличии свежих школьных знаний сдать его на "отлично" более чем реально.

Учителя спрашивают – эксперты отвечают

Проведение ЕГЭ – сложный процесс, в котором задействовано множество ресурсов: человеческих, материальных, временных. Между тем задания его упрощаются. Может ли это сказаться на качестве знаний выпускников? Об этом говорили уже после экзамена – с парламентариями, журналистами, преподавателями.

Спрашивали о разном. Вопросы учителей, в частности, касались содержания экзамена. К примеру, для чего в ЕГЭ 11-го класса включены задания из 9-го, если ребенок уже сдал ОГЭ?

Иван Ященко пояснил, что, во-первых, ЕГЭ является экзаменом за всю школу и имеет свой стандарт, а во-вторых... «Если все сдадут идеально ОГЭ, тогда, может, и можно будет исключать», - заметил он, добавив, что пока существуют и большие проблемы со сдачей школьниками базового ЕГЭ.

Из профиля простые задачи также нельзя исключать, пояснил специалист, ввиду разного уровня набора в региональных вузах: если из-за сложности заданий выпускники не получат нужного количества баллов, вузы не смогут набрать студентов.

Много вопросов у педагогов вызвали примерные образовательные программы по математике в старших классах, которые планируется утвердить в ближайшее время. Как рассказал Иван Ященко, появятся следующие типы: базовый компенсирующий (для тех, кто неуверенно владеет программой основной школы), базовый и углубленный. Первый по идее должен помочь неуспевающим освоить программу основной школы так, чтобы они все-таки смогли сдать базовый ЕГЭ по математике в 11-м классе и получить аттестат. При этом на компенсирующий уровень предполагается 5-6 часов в неделю, базовый - 4, углубленный - более 6 часов. Педагоги задали логичный вопрос: «А как мы будем их делить? Не возникнет ли ситуация, при которой учителю придется уделять все внимание отстающим ученикам, работая с ними по компенсирующей программе, оставив за бортом остальных?» Федеральный эксперт заявил о возможности деления классов (при наличии нескольких параллелей в школе) на группы, с которыми смогут работать и разные учителя. Педагоги выразили сомнения по поводу организационной и финансовой стороны вопроса.

В финале встречи учителя попросили столичных гостей «передать пламенный привет» ведомству (читай - Минобрнауки РФ), которое, изменив состав федерального перечня, лишило их хороших учебников по математике, тем самым усложнив подготовку школьников к ЕГЭ.

ЕГЭ как зеркало

Дискуссия на встрече с журналистами, и особенно с преподавателями ПетрГУ, касалась одного, но крайне важного вопроса: качества математического образования в школе, снижение которого давно специалисты. На вопрос корреспондента «УГ», может ли ситуация быть связана с введением ЕГЭ, Иван Ященко ответил: «Во-первых, ЕГЭ - это зеркало. По моему опыту, качество математического образования стало падать довольно давно. И как раз одной из проблем являлось отсутствие четких измерителей и имитация процесса преподавания математики. Проблемы с качеством приема во многом связаны с тем, что мотивация ребят к изучению математики пропала. Более того, это проблема не только старшей школы. Если посмотреть результаты НИКО в 4-х и 7-х классах, станет очевидным: у нас развален процесс текущего контроля. Ребята не решают задачи 5-х и 7-х классов. Это значит, все это время их учили зря. Проблема не в часах на математику. Проблема в том, за эти часы можно было сто раз всему этому научить. Это как с английским языком - часов много, а почти никто свободно по-английски не разговаривает».

- Зачем тогда нужен ЕГЭ по математике? - задала вопрос Наталья Мешкова, главный редактор интернет-журнала «Лицей», автор «УГ». - Огромные финансовые ресурсы, дети получают стресс, установлена практически полицейская система надзора. А это всего лишь «зеркало»! При этом сборная России по математике провалила международную олимпиаду впервые за 20 лет, а в седьмом классе ребята не умеют решать простые арифметические задачи.

Иван Ященко, в свою очередь, напомнил о преимуществах, которые дает ЕГЭ для поступления выпускников в вузы, а также о борьбе с коррупцией в вузах: «Сейчас система четкая, прозрачная», а качество образования падает «по объективным причинам».

«Они не умеют складывать дроби»

Однако, аргументация о провале математического образования в школе в девяностых годах, еще до введения ЕГЭ, не смогла убедить вузовских преподавателей. По их данным, качество знаний абитуриентов, которые приходят на сейчас, по сравнению с результатами выпускников десятилетней давности катастрофически снизилось.

Я двадцать лет в деканате наблюдаю за приемом. У меня нет ярко выраженной ностальгии по советскому образованию, но то, что обвал произошел буквально в последние годы, это очевидно, - констатировал Алексей Варфоломеев, декан факультета математики и информационных технологий ПетрГУ. - Мы видим тех, кто приходит к нам. И это катастрофа, потому что сейчас, молодые люди поступающие на математику, не умеют складывать дроби... Я долгое время был сторонником ЕГЭ, наблюдая за его динамикой. Но в последние годы вижу: что-то совсем разладилось, возможно, все-таки есть связь и с введением базового ЕГЭ.

Его коллега доктор наук, профессор ПетрГУ Александр Иванов (сайт «УГ» фрагменты обращений профессора к Минобрнауки РФ и Президенту РФ) объяснил, оперируя цифрами из официальной статистики, что невысокий уровень сложности заданий базового ЕГЭ по математике влияет на общий уровень математических знаний большинства школьников, которые раньше, до снижения минимального порога и разделения экзамена, вынуждены были тянуться к решению задач из частей B и С.

Кроме того, ученые единодушно заявили, что упрощение школьного экзамена сослужило плохую службу выпускникам, выбирающим специальности, где нет вступительного испытания по математике.

«Базовый ЕГЭ по математике явно не принес пользы даже девочкам-гуманитариям, - заявил профессор ПетрГУ Александр Рогов. - Они считают, что им математика не нужна, и успешно ее сдавать не стараются. Приходят к нам на некоторые специальности, например, на туризм, лесное хозяйство, где не требуется профильная математика, и выясняют, что в программе… стоит математика! И чему мы должны их учить? Они ничего не знают! Они поступали на гуманитарную специальность и думали, что математика им не нужна. Они не знают, чему равна производная "е в степени х". А мы им должны давать высшую математику, матрицы и все остальное по учебному плану. В результате эти дети вынуждены либо нанимать репетитора, либо уходить».

В итоге преподаватели предложили Ивану Ященко плавно отменить базовый ЕГЭ по математике, вернуть классический выпускной экзамен, а профильный ЕГЭ оставить в качестве вступительного, при этом убрав из него простые задачи, разделив на два уровня (для инженерных и математических специальностей) и сделав практически непредсказуемым (отказавшись, в частности, от демоверсий).

Иван Ященко, в свою очередь, связь падения уровня знаний школьников по математике с введением ЕГЭ (тем более связь с разделением экзамена на «базу» и «профиль») категорически отверг: «Не может быть такой процесс связан с тем, что ввели всего год назад. Здесь скорее другое. У нас развален текущий контроль». Эксперт также высказался против отмены ЕГЭ: «Если мы уберем уже ставшие обязательными единые госэкзамены, у нас массово будут оканчивать школу люди, которые не знают ни как дроби сложить, ни русского языка».

По итогам обсуждения к единому мнению участники дискуссии не пришли. Да никто и не ожидал, что так случится: слишком разные взгляды на то, как возрождать былую славу отечественного математического образования.

Фото Марии Голубевой

Школьники требуют от президента пересмотреть критерии перевода баллов по профильной математике.

Мы требуем пересмотра критериев перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль) ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ. Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математики предоставлено не было.

Посмотрим, что у нас тут за задания, для решения которых не хватает школьных знаний.

Задание 1: на арифметические действия «вычесть и умножить». 3 класс школьной программы церковно-приходской школы.

Задание 2: доступно ученику 2-3 класса, который понимает, что такое «числа» и «отношение сравнения».

Задание 3: повышенной сложности, оно уже требует знание теоремы Пифагора. 5-6 класс.

Задание 4: на вероятность, притом даже не на формулы, а просто на житейское понимание вероятности. Разумный ученик 5-6 класса решит эту задачу без проблем. Неразумный 11-классник - прочитав одну главу учебника.

Задание 5: 7 класс, на умение подставлять в уравнения и на степени. В 8 классе на информатике мы уже вовсю пользуемся степенями для решения задач на кодирование, которые на порядок сложнее задания №5.

Задание 6: простейшая геометрия, 7 класс.

Задание 7: на определение производной и её геометрический смысл. Даже если школьник этого не знает, задание на 100% типовое и разбиралось 100500 раз, о чём знаю даже я, учитель информатики, а не математики.

Задание 8: 10-11 класс, стереометрия. Простая задача, но может вызвать сложности у людей с отсутствующим пространственным мышлением. Хотя для её решения оно и не сильно нужно.

Итого: из 8 первых задач только последняя, на стереометрию, должна вызывать минимальные сложности у 11-классника. В целом, с большей частью этих заданий (и набором минимального проходного балла) должен справляться не 11-классник, а 7-классник.

Пошла вторая часть экзамена, на которую, собственно, и катят бочку в петиции.

Задание 9: на понимание определения логарифма (10 класс). Честно, я не помню ни одной формулы для логарифма, но задачу могу решить практически в уме, просто пользуясь определением.

Задание 10: просто подставить циферки. 7-8 класс.

Задание 11: на проценты. 5-6 класс. В особых случаях, если соображалка не работает, - на составление уравнения, тогда класс повышается до 7-го.

Задание 12: тут нужно уметь брать производную! 11 класс. Хотя, честно говоря, можно тупо построить по точкам и увидеть. Опять же: производная - табличная, которую в 11-ом классе дети решают по сто раз. Абсолютно типовое задание.

Задание 13: задание на подстановку и умение решать квадратное уравнение + грамотно писать ОДЗ. 9 класс!

Задание 14: стереометрия. Традиционно пропускаю, ибо кого она волнует.

Задание 15: задание на подстановку и квадратные уравнения. 9 класс.

Задание 16: простейшая геометрия 8-9 класса на доказательство. Если человек хотя бы чуть-чуть «врубается» в геометрию, задача не составит никакого труда, так как решается практически сразу после построения на бумаге фигуры.

Задание 17: задание на составление и решение квадратного уравнения. 8 класс.

Задание 18: чуть посложнее, требует размышлений на уровне 10-11 класса. Типовое, решалось ранее геометрически. Потенциально может быть нерешаемым для человека, не умеющего думать (оценка 5 из списка выше).

Задание 19: абсолютно типовая задача, ещё более простая, чем в демо варианте. На уровне рассуждений 7-8 класса. Не требует абсолютно ничего, кроме умения логически мыслить, что обязательно для изучения математики.

Итого: потенциально не решить можно стереометрию, которой традиционно мало времени уделяют в школе (задание 14) и уравнение с параметром (задание 18), так как в этом варианте геометрически оно решается существенно сложнее, чем в демо вариантах.
Вопрос: ну и где тут задачи, не входящие в школьную программу? Честно говоря, я даже разочарован уровнем этих задач, так как, на мой субъективный взгляд многие из них (в особенности, последняя) стали даже проще, чем демо. Изменения в задачах по сравнению с демо-вариантом (сравните сами - демо-варианты ЕГЭ 2016, выложенные ФИПИ) минимальны и касаются, в основном, циферок и иногда формулировок.

Я не знаю, какие результаты ЕГЭ будут в этом году, хотя я уверен, что чиновники сделают всё возможное, чтобы даже пришедшие на экзамен получили минимальный балл (как это было неоднократно сделано ранее, когда существенно понижался уровень первичных баллов, необходимых для этого), но тенденция начинает просматриваться: детей начинают заставлять сдавать не просто выученный набор задачек, как мы это делаем в школе, а - о боже! - заставляют решать задачки с немного изменёнными условиями (хотя изменения касаются далеко не всех задач и даже не большей части, сравните сами демовариант и этот).

И дети негодуют: как так, это что, мы теперь должны учиться, чтобы сдать экзамен?

Надеюсь, что да. Надеюсь, что в будущем варианты ЕГЭ новых лет будут кардинально отличаться от демо-вариантов. Надеюсь, что больше не будет типовых задач, которые проверяют не знание предмета, а умение заучить определённый пласт знаний. Надеюсь, что всё больше и больше заданий будут проверять понимание предмета, а не тупое знание формул. Это неизбежно скажется на результатах Единого экзамена, но селяви. Общество обязано понять, что уровень знаний падает, и падает катастрофически. Плохо это или хорошо - решать не мне.

Пора прекращать игру в образование, когда все стороны делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, а по факту мы имеем, что имеем: жалобы и петиции на «кого-то». Хотя начать нужно прежде всего с себя. И вместо заучивания к ЕГЭ объяснять детям в школе простые истины:

→ жизнь несправедлива - это раз;

→ если вы не учитесь, то это - ваша проблема, а не проблема школы или государства, - это два;

→ за свою жизнь отвечаете только вы - это три;

→ прекратите жаловаться на других людей и обстоятельства, а начните с себя - это четыре.

Возможно, тогда образование изменится в лучшую сторону.

Школьники требуют от президента пересмотреть критерии перевода баллов по профильной математике.



Мы требуем пересмотра критериев перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль) ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ. Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математики предоставлено не было.

Посмотрим, что у нас тут за задания, для решения которых не хватает школьных знаний.

Задание 1: на арифметические действия «вычесть и умножить». 3 класс школьной программы церковно-приходской школы.
Задание 2: доступно ученику 2-3 класса, который понимает, что такое «числа» и «отношение сравнения».
Задание 3: повышенной сложности, оно уже требует знание теоремы Пифагора. 5-6 класс.
Задание 4: на вероятность, притом даже не на формулы, а просто на житейское понимание вероятности. Разумный ученик 5-6 класса решит эту задачу без проблем. Неразумный 11-классник - прочитав одну главу учебника.
Задание 5: 7 класс, на умение подставлять в уравнения и на степени. В 8 классе на информатике мы уже вовсю пользуемся степенями для решения задач на кодирование, которые на порядок сложнее задания №5.
Задание 6: простейшая геометрия, 7 класс.
Задание 7: на определение производной и её геометрический смысл. Даже если школьник этого не знает, задание на 100% типовое и разбиралось 100500 раз, о чём знаю даже я, учитель информатики, а не математики.
Задание 8: 10-11 класс, стереометрия. Простая задача, но может вызвать сложности у людей с отсутствующим пространственным мышлением. Хотя для её решения оно и не сильно нужно.

Итого: из 8 первых задач только последняя, на стереометрию, должна вызывать минимальные сложности у 11-классника. В целом, с большей частью этих заданий (и набором минимального проходного балла) должен справляться не 11-классник, а 7-классник.

Пошла вторая часть экзамена, на которую, собственно, и катят бочку в петиции.

Задание 9: на понимание определения логарифма (10 класс). Честно, я не помню ни одной формулы для логарифма, но задачу могу решить практически в уме, просто пользуясь определением.
Задание 10: просто подставить циферки. 7-8 класс.
Задание 11: на проценты. 5-6 класс. В особых случаях, если соображалка не работает, - на составление уравнения, тогда класс повышается до 7-го.
Задание 12: тут нужно уметь брать производную! 11 класс. Хотя, честно говоря, можно тупо построить по точкам и увидеть. Опять же: производная - табличная, которую в 11-ом классе дети решают по сто раз. Абсолютно типовое задание.
Задание 13: задание на подстановку и умение решать квадратное уравнение + грамотно писать ОДЗ. 9 класс!
Задание 14: стереометрия. Традиционно пропускаю, ибо кого она волнует.
Задание 15: задание на подстановку и квадратные уравнения. 9 класс.
Задание 16: простейшая геометрия 8-9 класса на доказательство. Если человек хотя бы чуть-чуть «врубается» в геометрию, задача не составит никакого труда, так как решается практически сразу после построения на бумаге фигуры.
Задание 17: задание на составление и решение квадратного уравнения. 8 класс.
Задание 18: чуть посложнее, требует размышлений на уровне 10-11 класса. Типовое, решалось ранее геометрически. Потенциально может быть нерешаемым для человека, не умеющего думать (оценка 5 из списка выше).
Задание 19: абсолютно типовая задача, ещё более простая, чем в демо варианте. На уровне рассуждений 7-8 класса. Не требует абсолютно ничего, кроме умения логически мыслить, что обязательно для изучения математики.

Итого: потенциально не решить можно стереометрию, которой традиционно мало времени уделяют в школе (задание 14) и уравнение с параметром (задание 18), так как в этом варианте геометрически оно решается существенно сложнее, чем в демо вариантах.

Вопрос: ну и где тут задачи, не входящие в школьную программу? Честно говоря, я даже разочарован уровнем этих задач, так как, на мой субъективный взгляд многие из них (в особенности, последняя) стали даже проще, чем демо. Изменения в задачах по сравнению с демо-вариантом (сравните сами - ) минимальны и касаются, в основном, циферок и иногда формулировок.

Резюме

Я не знаю, какие результаты ЕГЭ будут в этом году, хотя я уверен, что чиновники сделают всё возможное, чтобы даже пришедшие на экзамен получили минимальный балл (как это было неоднократно сделано ранее, когда существенно понижался уровень первичных баллов, необходимых для этого), но тенденция начинает просматриваться: детей начинают заставлять сдавать не просто выученный набор задачек, как мы это делаем в школе, а - о боже! - заставляют решать задачки с немного изменёнными условиями (хотя изменения касаются далеко не всех задач и даже не большей части, сравните сами демовариант и этот).

И дети негодуют: как так, это что, мы теперь должны учиться, чтобы сдать экзамен?

Надеюсь, что да. Надеюсь, что в будущем варианты ЕГЭ новых лет будут кардинально отличаться от демо-вариантов. Надеюсь, что больше не будет типовых задач, которые проверяют не знание предмета, а умение заучить определённый пласт знаний. Надеюсь, что всё больше и больше заданий будут проверять понимание предмета, а не тупое знание формул. Это неизбежно скажется на результатах Единого экзамена, но селяви. Общество обязано понять, что уровень знаний падает, и падает катастрофически. Плохо это или хорошо - решать не мне.

Пора прекращать игру в образование, когда все стороны делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, а по факту мы имеем, что имеем: жалобы и петиции на «кого-то». Хотя начать нужно прежде всего с себя. И вместо заучивания к ЕГЭ объяснять детям в школе простые истины:

→ жизнь несправедлива - это раз;
→ если вы не учитесь, то это - ваша проблема, а не проблема школы или государства, - это два;
→ за свою жизнь отвечаете только вы - это три;
→ прекратите жаловаться на других людей и обстоятельства, а начните с себя - это четыре.

Возможно, тогда образование изменится в лучшую сторону.



Что еще почитать