Древнеегипетская мифология: Сет и его противостояние с богами. Бог сет в древнеегипетской мифологии Мифический сет

Среди повелителей Земли и Неба, наводящих ужас на египтян, был бог Сет, которого представляли в виде человека с головой осла или дракона. При этом даже упоминание о нем вызывало трепет, а значимость его была столь велика, что его ставили наравне с Гором, покровителем фараонов. На многих изображениях, найденных на территории , оба этих божества изображаются по обе стороны от правителя страны.

Египетский бог Сет

Согласно египетской мифологии, Сет был сыном богов земли и неба Геба и Нут. Правда, прославился он не своими добрыми делами, а тем, что убил своего брата Осириса и съел священную кошку, после чего приобрел дурную репутацию убийцы и стал ассоциироваться с силами зла. При этом древнеегипетский бог Сет сохранил свой статус покровителя сильных мира сего, о чем свидетельствуют изображения бога, стоящего рядом с фараоном.

Какую природную стихию олицетворял бог Сет?

Поклонялись ему в разных частях страны, но везде он вызывал мистический ужас. Как и любое другое божество, связанное с одной из природных стихий, он нес в себе отрицательное начало. Сет бог пустыни был покровителем и повелителем песчаных бурь и засухи, повергая в страх земледельцев. Но его боялись и другие египтяне, так как с ним связывали наступление хаоса, враждебное отношение ко всему живому, войну и другие несчастья.

Жена бога Сета

Легенды сообщают, что бог хаоса имел несколько жен, одной из которых была Нефтида. Сет и Нефтида были родными братом и сестрой. При этом нет четких указаний на их супружескую связь. Что касается самой богини, ее образ, как правило, связывают с обычаями похорон, совершением погребальных обрядов и чтением заупокойных молитв. Древние историки считали, что богиня Нефтида в древнем Египте царит над нематериальным и нереальным. Вместе с тем, ее нередко считали покровительницей женского начала и богиней творения, которая «живет во всем».

Чему покровительствовал бог Сет?

Народы Египта боялись Сета и желая его задобрить, возводили в его честь дворцы и храмы, опасаясь его гнева. Жестокость, ярость и смерть – это было главное, что олицетворял бог Сет, и хотя жители страны старались всячески задобрить его, покровительствовал он не им, а чужеземцам, обитателям дальних стран. Однако было бы неправильно представлять Сета как воплощение зла. Он покровительствовал доблести и отваге, вселяя храбрость в сердца воинов.

Как выглядит бог Сет?

Бог Сет, относившийся к когорте верховных богов, изображался в виде существа, объединившего в себе человеческое тело и голову животного. На различных изображениях он выглядел по-разному: то с головой крокодила, то бегемота, но чаще всего его изображали с головой шакала или осла, который для жителей Восточного Египта считался символом власти. Его отличительная особенность – длинные уши. Облик бога Сета дополняет скипетр – символ власти. При этом для большинства древних животные, в виде которых изображался Сет, символизировали связь с демоническими потусторонними силами.


Как почитали бога Сета?

Несмотря на столь грозный и неприятный характер, история сохранила сведения о том, как поклонялись богу Сету. Особым расположением он пользовался у фараонов. Письменные артефакты свидетельствуют, что его именем называли правителей Египта, в его честь возводились храмы. Правда, количество их невелико, однако они отличались богатством убранства и величественностью архитектуры. Жители Восточного Египта питали теплые чувства к божеству и даже считали его своим покровителем, создавая в его честь культовые центры.

Символ бога Сета

Несмотря на свою силу и принадлежность к высшим богам, символы и культ бога Сета известны мало. Возможно, именно потому, что под свое покровительство он брал не египтян, а чужестранцев и представителей верховной власти государства. Некоторое время он даже составлял своеобразную конкуренцию верховному богу Гору, о чем свидетельствуют найденные изображения фараонов, восседающих на троне, по обеим сторонам которого стоят эти два божества. Бог Сет не имеет собственных символов и атрибутов. На всех изображениях он держит в руках жезл – символ власти и крест.

Наличие культовых центров в отдельных районах Египта свидетельствует, что злой бог Сет, тем не менее, был почитаем местными жителями. Интересно, что в отдельных районах страны его представляли в виде священной рыбы, поэтому здесь было запрещено использование в пищу рыбных блюд. Кроме того, образ этого воинственного бога был близок тем, кто принимал участие в сражениях и надеялся на его покровительство. Отличительным признаком бога-воителя стал : это кровь, напор и раскаленная почва пустыни.

Братья: Осирис Сёстры: Исида , Нефтида Связанные персонажи: Немти , Аш , Тешуб , Апоп , Тифон , Сатана , Сатурн , Баал , Йево , Кали и Шива Связанные события: День его рождения - третий предновогодний - считался в Египте несчастливым Атрибуты: скипетр Уас и анх ; стихия - пустыня , песчаные бури . Характерные черты: с головой похожей на осла , трубкозуба ; крокодил , гиппопотам , змея , гиппопотам в шкуре крокодила , чёрная свинья Иллюстрации на Викискладе К:Википедия:Ссылка на категорию Викисклада отсутствует в Викиданных‎ Сет (мифология) Сет (мифология)
Сет
в иероглифах

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети егип. Stẖ ) - в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь , разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду . Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов . Сет - бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа , олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной . Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.

Историчность

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом - покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид » и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом , местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис . В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети , Сетнахт ; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета - «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета - рыже-красный, подвластная сторона света - юг.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период , в эпоху Накада I (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады . Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

Его Величество (Рамзес III) построил себе укреплённый дворец, именуемый «Великий в победах». Он находится между Речену и Тамери, изобилует пищей и запасами. Он построен по образцу Гермонтиса , а его протяжённость - такая же, как у Хут-ка-Птаха . Солнце восходит на обеих своих световых горах (понятие из египетской мифологии), а опускается в центре этого города. Все люди покидают свои города и селятся в округе (этого города). На западе (города) располагается храм Амона , на юге - храм Сета. Астарта находится на востоке, а Уто - на севере. Укреплённый дворец, который находится в этом городе, (так же велик), как обе световых горы неба. Рамзес II в нём как бог, «Монту в Обеих землях» как докладчик, «Господин Солнце » как визирь , дружественно настроенный к Египту.

Родословная

Сет был младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба . Являлся братом Осириса , Исиды и Нефтиды , для последней он также был мужем. Есть версия, по которой он был рождён в районе города Су (оазис Файюм). Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения - третий предновогодний - считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.

Изображения

Самое раннее изображение бога выявлено на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I.

Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл .

Мифы

По легенде Сет, позавидовав своему брату Осирису , убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор , долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат ; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама - Исиду Хесамут . Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу , где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона , представляющими собой борьбу двух божеств.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций (см. миф «Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей Апоп или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы - плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом , защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев , когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.

Сопоставления

Сопоставления Сета с другими египетскими богами и божествами пантеонов других народов.

Сет в массовой культуре

  • Один из героев романа Роджера Желязны «Создания света, Создания тьмы ».
  • В гиборийском (хайборийском) мире Конана Сет является богом Стигии, покровителем колдунов Чёрного круга и главным антагонистом Митры. Вопреки традиции, он изображается в виде змеи.
  • В фантастическом сериале «Звёздные врата: SG-1 » Сет - один из гоа’улдов (фараон -инопланетянин). Непосредственно ему посвящена серия «Сэт», где он представлен бессмертным, ныне живущим на Земле, и является главарём тоталитарной деструктивной секты .
  • В игре Egypt 3: The Egyptian Prophecy (англ.) является богом-антагонистом . Он насылает беды на строительство обелиска в честь Рамсеса II , что может привести к: разрушительной песчаной буре , бедствиям и смерти фараона. В игре есть символы бога: черепаха, змея - в которую превращается жрица Сета; стражники фараона называются «ослами», но это не связывается с Сетом.
  • В ролевой игре Vampire: The Masquerade есть клан «Последователи Сета», которые описываются как коварные вампиры египетского происхождения .
  • В компьютерной игре Tomb Raider: The Last Revelation Сет выступает в роли главного антагониста и финального босса. Сюжет игры полностью посвящён ему.
  • В эпизоде «Пирамиды Марса» классического сериала Доктор Кто Сутек - инопланетное божество, погребённое собратьями под пирамидой в Сахаре. Доктор столкнулся с ним в 1911 году, когда Сутек планировал сбежать из своей темницы и уничтожить Землю.
  • В американском мультипликационном сериале
  • В книгах Рика Риордана Красная Пирамида (роман) , Трон огня и Тень Змея
  • В американском фильме «Боги Египта » режиссёра Алекса Пройаса, Сет (Джерард Батлер) является главным антагонистом.
  • Во французском мультфильме «Приключения Папируса » - главный антагонист.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сет (мифология)"

Примечания

Источники

В 12 м и 13 м годах Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им. И в истории, написанной недавно по высочайшему повелению, сказано, что Кутузов был хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы – полной победы над французами. [История 1812 года Богдановича: характеристика Кутузова и рассуждение о неудовлетворительности результатов Красненских сражений. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ]
Такова судьба не великих людей, не grand homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов.
Для русских историков – странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, – Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный s истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, – Кутузов представляется им чем то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12 м годе, им всегда как будто немножко стыдно.
А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 1812 году.
Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что нибудь доказывать. Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. Когда приехавший к нему от государя Аракчеев сказал, что надо бы Ермолова назначить начальником артиллерии, Кутузов отвечал: «Да, я и сам только что говорил это», – хотя он за минуту говорил совсем другое. Какое дело было ему, одному понимавшему тогда весь громадный смысл события, среди бестолковой толпы, окружавшей его, какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы? Еще менее могло занимать его то, кого назначат начальником артиллерии.
Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского.
И он один, этот придворный человек, как нам изображают его, человек, который лжет Аракчееву с целью угодить государю, – он один, этот придворный человек, в Вильне, тем заслуживая немилость государя, говорит, что дальнейшая война за границей вредна и бесполезна.
Но одни слова не доказали бы, что он тогда понимал значение события. Действия его – все без малейшего отступления, все были направлены к одной и той же цели, выражающейся в трех действиях: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска.
Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение, облекая приготовления к нему в беспримерную торжественность. Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно, в Бородине, несмотря на уверения генералов о том, что сражение проиграно, несмотря на неслыханный в истории пример того, что после выигранного сражения войско должно отступать, он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение – победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России.
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.

5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.
День был ясный, морозный. Кутузов с огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов, верхом на своей жирной белой лошадке ехал к Доброму. По всей дороге толпились, отогреваясь у костров, партии взятых нынешний день французских пленных (их взято было в этот день семь тысяч). Недалеко от Доброго огромная толпа оборванных, обвязанных и укутанных чем попало пленных гудела говором, стоя на дороге подле длинного ряда отпряженных французских орудий. При приближении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге. Один из генералов докладывал Кутузову, где взяты орудия и пленные.
Кутузов, казалось, чем то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Большая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза.
Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.

История Сета , образ которого устойчиво ассоциировался со злом, во многом загадочна. Начнем с его зооморфного облика - голова напоминает то ли ослиную, то ли верблюжью с высоко стоящими прямоугольными длинными ушам, но не вполне соответствует обоим образам. На самых древних изображениях Сет изображен четырехногим животным, подобным собаке или шакалу, с высоко задранным хвостом, высоко стоящими ушами, с сильно вытянутой и клювообразно изогнутой пастью. Высоко стоящие торчком прямоугольные уши и клювообразная пасть сохранились и в последующих иконографических изображениях Сета, однако довольно трудно по этим признакам отождествить зооморфный образ Сета с образом осла. Столь максимальная стилизация, возможно, свидетельствует в пользу очень древнего происхождения, когда воспоминания о настоящем зверином прототипе по каким-то причинам стерлись из памяти, а божество, продолжающее «жить» и выполнять приписываемые ему функции, было необходимо идентифицировать с каким-либо известным животным образом.

До 2000 г. до н. э. египтяне называли это животное «sha » и верили, что его все еще можно найти в пустыне. Во всяком случае после 1600 г. до н. э. египтяне чаще сравнивали его с рыжим, т. е. диким ослом. Родословная Сета представляет его со своими братьями - Гором старшим и Осирисом, и двумя сестрами - Исидой и Нефтидой, детьми божественной пары Неба (Нут) и Земли (Геба). Сет был провозглашен богом-покровителем древнего города Омбоса в Верхнем Египте (современный Нагадах), и по этой причине его часто именовали «Господином Юга». Именем и символом Сета из Омбоса стало Нубти (Тот, кто из Омбоса), слово, имеющее корнем «нуб» - «золото», и сам город называли «Золотым городом». Почитание этого бога «похоже, датируется периодом даже более отдаленным, чем почитание любого члена триады Осириса», и первоначально Сет выступал противником Гора, а не Осириса.

Гор в образе воинственного сокола стал царем не только Нижнего, но и Верхнего Египта, и в титулатуре первой египетской династии - тинитской - имя Сета иногда стоит рядом с именем Гора. На памятниках первой династии отразилось равноправное положение обоих царей в те времена: изображение двух соколов означало царя как воплощение Гора-Сета. Так, царь Миебис из I династии часто ставил перед своим именем двух соколов вместо одного, то есть Гора и Сета. Это говорит о том, что, несмотря на присутствие Гора-сокола в Верхнем Египте, Сет продолжал все еще считаться могущественным, скрываясь под видом второго сокола. Одна из локальных ипостасей Сета - Немти сохранила представление о нем, как о боге-соколе. Два сокола - два царя.

Однако ситуация резко меняется со II -й династии. Начинает наблюдаться какое-то «качание» царских титулов то к Сету, то к Гору. Так, фараон Перибсен никогда не называл себя Гором, а именовался Сетом Перибсеном. Надпись на его печати гласила: «Нубти из Омбоса [то есть Сет] передал Две Земли своему сыну, царю Юга и Севера, Перибсену». Два преемника Перибсена возвращаются к Гору, а в конце II династии царь Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета. Эти явления свидетельствуют о том, что верховная власть над Обеими Землями переходила то к представителю Верхнего Египта, то возвращалась к ставленнику Нижнего Египта. Постепенно имя Сета вообще исчезает из титулов, заменяясь именем Nub (ti ). Однако память о царе Верхнего Египта - Сете, царском предке, «воскресающем в династии фараонов» продолжала жить. Так, египетская царица в античные времена именовалась «Та, что видит Гора и Сета», а на стенах храмов той эпохи изображался Сет Nubti , ведущий пленных чужеземцев к царю и принимающий участие в его коронации. Символ V нома Верхнего Египта - Два Сокола напоминает о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе, расположенном у к югу от Эдфу, поклонялись одновременно Гору-соколу и Сету в образе крокодила.

Культ Сета процветал не только в верхнеегипетском Омбосе (Нагаде), но и в Среднем Египте в местности Су поблизости от Гераклеополя, и в северо-восточной части Дельты, начиная со времен II династии, и в оазисах Дахла и Харга. Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала в себя кровь Сета, пролитую в борьбе с Гором.Именно поэтому в оазисе Дахла вплоть до эпохи XXV династии процветал Оракул Сета.Первоначально Сет вообще рассматривался как бог восточного рукава нильской дельты, позже он был признан богом восточной границы Египта и, наконец, богом иностранцев и восточной пустыни. Распространяя свою власть над восточными районами Египта, Сет впоследствии превратился в покровителя чужеземных завоевателей, вторгшихся в Египет из Азии. Поскольку к этому времени образ Сета устойчиво связывался с противостоянием, со злом и ущербом, наносимыми как мятежом, так и буйством природных явлений, в частности грозы, чужеземные захватчики с легкостью отождествили Сета со своим богом грозы и плодородия Баалом, и столица гиксосов Аварис стала местом его культа.

Хотя гроза в настоящее время и является редким явлением в Египте, но Гор, вооруженный своим копьем-лучом, постоянно настороже, чтобы отразить силы Сета. Считалось, что раздающийся гром - это крики боли страдающего от нанесенных ему ран Сета. По контрасту с Гором-копьеносцем оружием Сету служил лук, и солдаты признавали этого «сына Нут, великого силой», своим покровителем. Одно из подразделений войска Рамсеса III носило имя Сета. В Танисе (прежний Аварис, переименован в Танис во времена XXII ливийской династии) главными богами были Амон, Ра, Птах и Сет, которые в текстах названы богами Рамсеса II . На обнаруженной там же каменной стеле начертано, что отец Рамсеса II , бывший везирем до того как стать фараоном Сети I , прибыл в Танис в четырехсотый год бога Сета, чтобы воздать этому богу почести. Пока что не установлены дополнительные данные об эре Сета, но текст является свидетельством того, что такое летоисчисление существовало, что Танис был центром культа Сета и, что между этим богом и фараонами Сети I и Рамсесом II существовала некая связь. Даже сундук с телом Осириса, Сет с сообщниками отправил плыть по танисскому устью Нила. Когда Девятка присудила сан Осириса его сыну Гору, Ра-Хорахте, не желая обидеть этого могущественного бога, сказал: «Пусть будет дан мне Сет, сын Нут, да сядет он со мною, да будет он мне сыном, да грохочет он в небе и да боятся его!»

Само рождение этого бога связывали с нарушением порядка - он родился из бока своей матери Нут, и, поскольку его появление на свет падало на третий из пяти эпагоменальных дней, этот день считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Считалось, что присутствие Сета всюду и всегда вносило смуту и беспорядок. В сотрясении земли, в знойном ветре, несущем пыль пустыни и иссушающем растительность, в неожиданном падении со страшным грохотом камней с неба тоже был повинен Сет, и само имя его писалось иероглифом «камень». Наиболее емкая характеристика этому богу разрушения дается в греческом папирусе, в котором к Сету обращаются как к «сотрясающему холмы, громовержцу, создателю урагана, сотрясающему скалы, разрушителю, который баламутит само море».

В самых древних текстах не Ра, а Сет, стоя в ладье солнца, поражал змея Апопа. В памятниках времен XVII династии воин Сет все еще борется против змея вместе с другими богами. В Ватиканском магическом папирусе есть такие строки: «Встань, о Сет, любимец Ра! Займи свое место в ладье Ра! Он получил в оправдание твое сердце: Ты низвергал (врагов) твоего отца Ра Каждый день». О Сете, поражающем копьем змея Апопа, говорится, что «у него красные глаза и красные волосы». Однако со временем змей стал представляться таким же воплощением Сета, как крокодилы и гиппопотамы, и уже самого Сета называли «змеей, которая разрезана на куски, отвратительной змеей». Все, что было связано с красным цветом, получило негативную окраску, стало синонимом всего опасного. Луркер сообщает, что красный цвет у египтян «символизировал жизнь и победу. По случаю праздников жители страны Нила раскрашивали свое тело красными мелками и носили украшения из красного сердолика». Однако в египетских текстах красный цвет приписывался всем демонам. Выражение «сделать красным» было равнозначно понятию «убить». Плутарх пишет: «Жители Копта в связи с тем, что ослы имеют красноватую окраску, имеют обыкновение приносить их в жертву, сбрасывая в пропасть». Красный цвет был цветом пустыни, знойный ветер которой иссушал и «убивал» растительность, - Сет всегда был антиподом Осириса, воплощавшего идею плодородия, процветания растительной жизни, которую губил Сет. Поэтому у могилы Осириса в жертву приносили даже людей с красноватой кожей или рыжими волосами.

Использованные материалы:

  1. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  2. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  3. М.Э.Матье. Древнеегипетская мифология;
  4. М. Луркер. Египетский символизм;
  5. Плутарх. Об Исиде и Осирисе.

В мифологии каждого народа есть божественная сущность, олицетворяющая собою зло. Ей всегда противостоит другая сущность, являющаяся символом добра и справедливости. Древние египтяне не стали исключением. Всё негативное у них воплощал в себе бог Египта Сет (Сетх), а противостоял ему бог солнца и неба Гор. Однако не надо забывать, что египетская цивилизация существовала на берегах Нила несколько тысяч лет. А поэтому Сет не всегда был олицетворением злобных сил. Вначале он представлял собой вполне благообразное божество и лишь по прошествии многих столетий превратился в исчадие ада.

Считался Сет богом войны, песчаных бурь и покровителем чужестранцев. Он властвовал над красной пустыней, которая находилась на юге Египта. А севернее, вдоль берегов Нила, тянулась чёрная (почвенная) земля. Над ней распространялась власть бога Гора. Эти два могущественных божества противостояли друг другу, но такая ситуация сложилась после демонизации Сета во время правления 20-й династии фараонов (Новое царство). А до этого в мифах Древнего Египта богу песчаных бурь отводилась иная роль.

Родила Сета богиня неба Нут, состоявшая в браке с богом земли Гебом. Младенец выскочили из её бока за три дня до нового года. Он оказался самым младшим из детей. До него родились Осирис, Исида и Нефтида, ставшая впоследствии женой бога-антагониста. Главный бог Ра считался прадедом Сета. Когда последний родился, Ра уже обитал на небе. В его задачу входило освещать днём мир живых, а ночью отправляться в мир мёртвых и сражаться там с жутким змеем Апопом, олицетворявшим собою вселенское зло.

Правнук стал достойным помощником бога Ра. Он стоял на носу лодки, в которой плыл по подземному царству главный египетский бог, и сражался с Апопом. То есть будущий бог-антагонист поначалу выполнят созидательную роль. Он не только противостоял вселенскому злу, но и старался его уничтожить.

Сет с братом Осирисом и сёстрами Исидой и Нефтидой

В то далёкое время изображали это божество по-разному. В основном в виде зверя, который по своей форме напоминал осла, лисицу или шакала. Чаще всего у него была изогнутая морда, длинные уши, тонкий раздвоенный хвост, поросшее шерстью туловище и красные глаза. В XIX веке египтологи предполагали, что это стилизованное изображение жирафа. Однако впоследствии такое предположение признали не соответствующим действительности.

По прошествии веков богу Египта Сету оставили лишь голову животного, очень похожего на трубкозуба, а телу придали человеческие формы. В таком виде божество просуществовало вплоть до династии Птолемеев и римского периода. Но это внешне, а вот внутренне бог песчаных бурь трансформировался гораздо более значительно. Причиной этого стали политические потрясения, произошедшие на берега Нила в XVII веке до н. э.

В середине указанного столетия в Древний Египет вторглись азиатские племена гиксосов. Они захватили дельту Нила и обосновались там на 100 долгих лет. Завоеватели очень быстро адаптировались в новых условиях и переняли порядки и обычаи египетских фараонов. Но чтобы местное население признало их власть, необходимо было привязать её к местному божеству. И гексосы из всех египетских богов выбрали Сета, отожествив его со своим главным божеством Баалом. А главным местом поклонения сделали город Аварис, расположенный в восточной части дельты Нила.

Бог Ра сидит в лодке слева, а справа Сет сражается с Апопом

Вот с тех пор бог Египта Сет и стал приобретать отрицательные черты в мифах египтян. Ситуация усугубилась после завоевания Египта ассирийцами и персами. Бог песчаных бурь считался также покровителем чужестранцев, а их стали отождествлять с угнетателями. В результате всего этого появился миф о противостоянии Сета и Гора.

Согласно этому мифу, после бога Геба Египтом начал править его сын Осирис. Его правление было чрезвычайно успешным. Он научил людей многим полезным вещам, и жизнь на берегах Нила превратилась в подобие рая. А вот Сет правил на юге страны в пустынных районах. Его постепенно начало раздражать успешное правление Осириса. Изнывая от зависти и ненависти, он убил мудрого бога, тело его разрубил на куски и разбросал по всему Египту. После этого захватил власть над всей страной и сделался полновластным правителем.

Жена Осириса Исида собрала куски мужа вместе, призвала к себе проводника подземного царства Анубиса, и тот сделал из останков убитого бога мумию. Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и зачала от неё ребёнка. Так на свет появился Гор – сын Осириса и Исиды. Он поклялся отмстить за смерть отца, и когда вырос, вступил в смертельную битву с коварным и жестоким богом Египта Сетом.

Согласно мифам, эта битва продолжалась целых 80 лет. Другие боги взирали на неё и ждали, кто победит. Наконец всем стало ясно, что победу одерживает Гор. Боги прекратили битву и признали сына Осириса властелином Египта, а Сету повелели оправляться обратно на юг страны и вечно жить в пустыне. Это решение торжественно зачитал обоим противникам бог мудрости Тот.

Такими богов Египта представляют в Голливуде. Крайняя слева жена Гора Хатхор, далее Гор, в центре Сет, справа стоят два простых смертных

Богу песчаных бурь ничего не оставалось, как повиноваться решению богов. Он отправился в красные пески, а Гор оживил Осириса с помощью своего ока. После этого отец стал править миром мёртвых, а его сын-победитель установил мудрое правление на земле. Он властвовал долго, а затем передал бразды правления фараонам, которые стали считаться его воплощением на земле.

Вот так, постепенно, образ Сета трансформировался из борца со вселенским злом в само вселенское зло. Во время правления Птолемеев бог Египта Сет окончательно деградировал. Он превратился в символ ада, настоящего злодея, несущего ненависть, горе и разрушение. В божественном образе не осталось ничего позитивного, а первоначальные функции помощника Ра в его борьбе с Апопом были окончательно забыты.

Напоминанием о былой созидательной роли служили только храмы. Их в Египте насчитывалось большое количество. Но когда началась борьба с язычеством, все святилища Сета были разрушены. Подлинную картину начали восстанавливать лишь в XIX веке. В тот период появилось много людей, искренне интересующихся историей великой древней цивилизации, существовавшей на берегах Нила несколько тысяч лет. И теперь мы знаем, кто кем был в то далёкое сказочное время, навсегда канувшее в вечность.

Сет

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца- », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Негада 1 (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титалатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена 26 династии стал явным олицетворением зла.

Сет был младшим сыном богини неба и бога земли . Являлся братом , и , для последней он так же был мужем. Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.

Изображение

Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).

Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.

Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).

Изображения Сета достаточно зооморфны, нет единого мнения по поводу того, какое же животное было отображением Сета.

Сет и Гор

По легенде Сет, позавидовав своему брату , убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут. Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу, где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона, представляющими собой борьбу двух божеств.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций («Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.



Что еще почитать