Диктант на плоту по таежной реке. Рабочая программа. Из истории астрономии

Сплав на плоту по реке Ангаре - пожалуй, один из самых замечательных видов активного семейного отдыха для детей в нашем Красноярском крае. Мой отец лет сорок возил ребятишек в такие путешествия. Сколько раз у него возникали трения с начальством на работе, потому что отпуск все сорок лет отец брал только в июле.... Но все заканчивалось благополучно, и поездки возобновлялись.

Как это было

Почему, живя на Енисее, отец возил детей так далеко, на Ангару? Дело в том, что в Енисее вода ледяная, и купаться в этой реке, если ты не "морж", даже в самые жаркие дни очень рискованно. Берега у Енисея каменистые, и сама река глубокая, мощная, больше подходящая для рыбалки, чем для водного отдыха.

Ангара - река широкая, ближе к устью всегда теплая. В районе впадения реки Тасеева на Ангаре есть много песчаных островов. Они чуть не каждый год меняют свое положение, смываемые льдами и намываемые вновь весенней водой. Обычно они песчаные либо поросшие только тальником.

Отец набирал команду ребятишек от десяти до двенадцати лет, близких по интересам. Он старался брать с собой не больше пятнадцати детей, иначе справляться с ними было очень тяжело, особенно в дороге.

В семидесятых годах сплавлялись на деревянных плотах, потом перешли на более комфортные и практичные ПСН (ПСН - плот спасательный надувной, бывает на шесть и на десять человек), которые сейчас продаются чуть ли не в каждом магазине для туристов.

Путешествие начиналось с того, что группа автобусом добиралась до поселка, что расположен напротив устья реки Ангары, а потом на рейсовом метеоре, по Ангаре, до поселка Мотыгино. Там, прямо у пристани, накачивали с ребятишками плоты и отплывали вниз по течению. Где-то ближе к вечеру плоты приставали к выбранному острову, и туристы разбивали лагерь. Этот первый день, собственно, и был самым тяжелым во всей поездке.

Потом неделя отдыха на острове, где каждый день устраивались различные мероприятия:

  • посвящение в "туристы-водоплавающие";
  • день купания;
  • день рыбалки;
  • день спортсмена - пляжный волейбол на широких песчаных отмелях, весьма интересное занятие;
  • день сладкоежки - кто сумеет сварить сгущенку в банке, чтобы она была вкусной? Это для детей постарше, а то взорвавшаяся банка может и обжечь, хотя за сорок лет такого ни разу не случалось;
  • день прощания с островом.

Участники походов не брали с собой ни радиоприемника, ни магнитофона, но всегда с ними была гитара, и каждый вечер у костра все вместе пели бардовские песни. Те дети, которые когда-то ездили с отцом на сплав, уже давно стали взрослыми люди. Но, встречая отца, они всегда вспоминают эти вечерние костры с песнями на сплавах...

Чем отличаются пляжные курорты мира друг от друга? Почти ничем - везде те же зонтики, кушетки, песок и вода...

А чем же наши поездки отличается от отдыха на юге? Главным образом, девственной дикой природой вокруг - не раз на берег выходил медведь и ревел, не раз мы видели стаю волков. При этом остров совершенно безопасен, так как находится далеко от берега, а ширина Ангары возле устья реки Тасеевой достигает почти восьми километров. Понятно, что детей такие приключения приводят в восторг: "Настоящий дикий медведь!" И всю ночь потом разговоры: "А вдруг он переплывет к нам на остров!" - "А я его тогда палкой - дык, дык! Он и убежит". Вряд ли какой-нибудь зоопарк даст хотя бы каплю такого детского воодушевления, как ощущение того, что вон там, на берегу, настоящие медведи ходят!

А рыбалка! На островах нельзя заниматься серьезной рыбалкой, но вот для детей - раздолье. Можно ловить на удочку ельчиков, окушков, ершиков, рыба клюет, не переставая, даже на пустой крючок. Оторвать от этого занятия мальчишек просто невозможно. Кстати, и девчонки от такой рыбалки никогда не отказывались.

Еще одно из преимуществ отдыха на Ангаре состоит в том, что там очень мало людей вокруг. Правда, в последние годы все больше семей и организованных групп туристов сплавляются описанным образом, но островов пока хватает на всех, так что каждая семья владеет автономным участком суши.

Спать в палатках, в спальниках, тепло. Комары и мошка, которые так донимают в тайге, совершенно отсутствуют на песчаных, продуваемых ветром островах. Потому загорать и купаться там - сплошное удовольствие.

Единственный, пожалуй, недостаток этих сплавов - сибирская погода. Есть только один месяц в году, июль, когда дождей почти не бывает. Но вот если пойдет дождь, и с ветром, то на Ангаре поднимается настоящий шторм. Опасности он не представляет, главное не сплавляться в этот момент по реке.

В такую погоду мы сидели в палатках и рассказывали пиратские истории - ребятишки визжали от восторга! Это же настоящее приключение морских корсаров! Хорошо, что дожди обычно на день-два, а потом опять солнце и прекрасное сибирское небо, какого ни в одной стране мира нет - подними руку, и вот оно у тебя в ладонях, синее и бескрайнее!

Самая интересная игра, в которую дети играли – конечно же, "индейцы". Каждый придумывал себе имя, вроде "Дикий олень", "Утренняя заря" и т.п. Ребятишки облепляли себя веточками от тальника, делали из них различные индейские украшения. Вели индейские баталии и играли в индейские прятки... Вы думаете, на песчаном острове нельзя спрятаться? Еще как можно! Иногда часа по два всем лагерем искали какого-нибудь талантливого индейского шпиона. А находили – спрятавшегося в листве в глубине тальника, в котором царит полумрак даже в самый солнечный день. Особо талантливые целиком закапывались в песок, надев маску для купания и выставив для дыхания только трубку, сделанную из сибирского тростника... Ух, незабываемо!

За все годы сплавов у отца была одна проблема, которую так и не удалось решить. Вы думаете, что-то серьезное? Нет. Проблема была в том, как сохранить сгущенку. Во всех поездках, в разных группах ребятишек на острове из коробки, зарытой под палаткой отца, сгущенка испарялась самым невероятным способом... А однажды даже пропало полведра черники. Просто, видимо, из поколения в поколение маленьких туристов передается традиция охотника - добыть себе сладкое на ужин.

Собираемся в дорогу

Вот несколько советов для тех, кто захотел провести свой отпуск, сплавляясь по рекам Сибири.

Что в первую очередь надо взять с собой? Только не пугайтесь: мужчину с ружьем.

Все-таки, не на Багамы едете отдыхать, а в самую настоящую тайгу. Там и медведи, и волки, и - главное - люди водятся... Присутствие "человека с ружьем", который, желательно, имеет опыт посещения тайги и сибирских просторов – это самое важное в отдыхе туристов-дикарей. А если ваш проводник имеет опыт групповых путешествий - вы не только избавитесь от неожиданных гостей, но, как водится у настоящих таежников, и бытовое устройство лагеря будет на самом высоком уровне.

Второе, что вам придется взять с собой - средство сплава. Если вас трое, четверо, или даже пятеро с детьми, то годится и большая резиновая лодка. Главное - проверьте прежде ее на плавучесть в ближайшем водоеме. Лодка не должна подвести вас даже в самую сложную минуту вашей жизни, когда вы будете проплывать шиверу, и коварные острые камни будут подплывать к вашей лодке и пытаться проткнуть ее со всех сторон.

Не забудьте взять с собой комплект для ремонта лодки: резиновый клей - лучше "клей № 88", запас резины, кусочек наждачки и маленький флакончик бензина для зачистки резины. Надо также взять с собой и моментальный клей - он может выручить вас на ходу, если кто-то из ваших пассажиров машинально воткнет ножик в борт. Чтобы дотянуть до берега, моментального клея вполне хватит.

Если у вас есть возможность сплавляться на ПСН - то это лучший вариант. Мало того, что он шторм в семь баллов выдерживает, более того - он фактически непотопляем. Однажды прямо посередине реки у нас оторвалось дно плота. Отец, удерживая ногами стремящиеся ко дну рюкзаки, невозмутимо доплыл до берега, и только там мы узнали, что все наши одеяла надо сушить до утра у костра.

ПСН-6 - самое удобное и не столь тяжелое средство сплава по реке группы от одного до семи человек. Как-то на таком плоту пришлось сплавляться 12 пассажирам, и ничего...

А ну-ка, укуси!

Комары! Пока вы не добрались до песчаных отмелей и чудных островов, эти удивительные создания будут пить вашу кровь, несмотря ни на какие предосторожности.

Запомните - ни одна мазь от этих вампиров-камикадзе не помогает! Тогда зачем платить больше? Можете покупать любую мазь от комаров - все равно придется смириться с их укусами.

Совет от бывалого таежника такой - дайте им вас покусать и перетерпите это. Обычно на вторые сутки организм привыкает, и комары только кружатся вокруг вас, садятся на кожу, но не кусают. Если же вы оказались уникумом и вас кусают сутки, вторые, третьи - то намажьтесь дегтем, смешанным с тройным одеколоном - правда, это коже не очень полезно, зато отпугивает всех кровососущих, вплоть до вампиров.

Второе - это прокоптиться у костра. Надо просто постоять в дыму, так, чтобы ваша одежда пропиталась дымом. Помогает, и даже очень. Кроме того, не надевайте на себя много одежды - запах пот очень привлекает разных кровососущих. У нас так часто бывало - мы ходим по пояс раздетые и нас не кусают, а рядом люди в камуфляже и возле них целый рой комаров, паутов, слепней, москитов и мошки...

Впрочем, современная индустрия нашла средство борьбы с этими насекомыми в палатках. Уже, пожалуй, с десяток лет нам удается спокойно и счастливо спать ночами в палатке, благодаря спиралям. Делается это так - зажигаете спираль в палатке, закрыв палатку полностью. Минут через двадцать открываете палатку, тушите спираль и проветриваете. Запах еще держится, и комары не летят внутрь. Потом вы спокойно ложитесь спать в проветренной палатке, тщательно закупорив ее. Спокойной ночи...

Помните только, что пауты, оводы и прочие большегрузные насекомые не берутся совершенно ничем, но спасает то, что они летают только днем и в очень жаркую погоду. А на островах они и вовсе не водятся.

Устраиваемся на ночлег

Что лучше - спальный мешок или одеяло? Есть люди, привыкшие к спальникам, а есть те, кто никак не вмещается в это "прокрустово ложе". Потому, если вы возьмете с собой обычные одеяла, то это во многом даже лучше. Часть одеял стелется под низ палатки, а второй половиной укрываетесь сами и спите, как будто дома на перине.

Только не надо брать ватных одеял! Они все равно пропитаются влагой, и однажды вы не сможете оторвать их даже от пола... Такие тяжести только силачам и под силу. Все эти синтетические синтепоновые одеяла и спальники - тоже не сахар. Обязательно их прожжете у костра, поверьте. Потому любимые с детства верблюжьи одеяла - самое лучшее в поездках.

Если у вас синтетическая китайская палатка - лучше сразу бросить ее в костер, все равно сгорит от случайной искры. Нет ничего лучше российских брезентовых бронебойных треуголок. Они сдержат все - и налет комаров, и падение ракет воздух-земля, и брызги огня от костра!

Походный рацион

Еда – это серьезно! Во-первых, возьмите с собой котелок на 5 литров и треногу - такие продаются в любых туристических магазинах. Не люблю я алюминиевую посуду, но для поездки она хороша - легкая и места много не занимает.

  • Хлеб можно купить в поселках на Ангаре - только помните, что с пятницы до понедельника его просто может не быть в магазинах... Там свои пекарни и они готовят только для своих.
  • Рожки, лапша, макароны - универсальный продукт "дикого" путешественника. Но помните, что без сгущенки, или тушенки - это несъедобно!
  • Не рекомендуется брать все, что расположено в стеклянных банках. Вам же на себе это таскать... А оно еще и бьется в самый неподходящий момент.
  • Брать с собой конфеты - это значит кушать кашу из сладкого с бумагой.
  • На спиртное придется наложить полный запрет - тайга не прощает потери бдительности.
  • В итоге - лапша, тушенка и все.... Но вы этого там и не заметите. Ну и конечно, немного картошки, лаврушки, чуток черного перца и 100 грамм - сами знаете, для какого блюда!

Рыбалка! Обязательно возьмите с собой снасти, но Ангара – река быстрая, и потому там даже удочки – как закидушки. Большое грузило, леска, на которой нанизан крючок-два.... Закидывается, как закидушка, и поверьте, что улов вас очень обрадует! Если умеете ловить рыбу на спининг - тут без огромной щуки не обойтись. А может, и король вкуса, таймень попадется!

Однажды, очень давно, на рыбалке меня спросили: "Что самое вкусное из рыбного?" Конечно же, я ответил: "Черная икра. О! Черная! Икра!" Мне сказали: "Ты никогда не рыбачил? Ты пробовал хоть раз печень тайменя в ухе?" И я попробовал... И пусть иностранцы платят огромные деньги за черную икру, мы-то знаем, что самое вкусное на свете! А малосольного тунгуна вы когда-нибудь ели? Ясно, не ели...

Как туда попасть

Как добраться до островов, знает только самый опытный и самый старый таежник. И еще тот, кто умеет читать карты.

Утром выезжаем автобусом из Красноярска до поселка Широкий-Лог. Там выходим, и сразу на берег. Ждем рейсового метеора, или ракеты, или что там еще ходит? Но ходит ежедневно - это социальный транспорт, и потому всегда бывает. Стоимость средняя. Времена у нас очень быстро меняются, так что цену писать не имеет смысла.

Плывем до поселка Мотыгино - это часа два всего. Там, сойдя с судна, лучше всего сразу отойти от поселка подальше, сесть на лодку, и в путь. Еще часа два самого лучшего в мире путешествия по воде, и слева вы видите острова. Чтобы к ним причалить, лучше сразу плыть слева по руслу за бакенами, а то снесет километров за десять ниже, и вы никогда на острова так и не попадете...

И вот вы на неделю в раю. Обещаем, что последующие сорок лет отпуск у вас всегда будет только в июле!

РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС

    Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5, 6 классах»

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, загля­дывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разно­сятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают ши­рокие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать ИК РУ и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после дол­гой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить Их с наступившей весной.

(135 слов) (По А. Онегову)

    Проверочная работа по темам «Повторение изученного в 5, 6 классах», «Тексты и стили» (стр. 30 учебник, упр. 70, тест 6);

    Контрольное изложение с использованием причастий (стр. 52 учебник, упр. 116);

    Контрольное выборочное изложение с описанием внешности человека (стр. 65 учебник, упр. 151);

    Диктант по теме «Причастие. Причастный оборот»

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери. Об его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры.

Однажды в июне доктор решил отправиться в далёкую про­гулку, чтобы собрать некоторые виды трав и жуков. День был чу­десный: солнце сияло, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей - гвардей­цами в чёрных клеенчатых шляпах, украшенных жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпан­ные цветами, рощи и пруды.

(189 слов) (По Ю. Олеше)

    Сочинение-описание внешности человека с использованием причастий (стр. 73 учебник, упр. 167);

    Контрольный диктант по теме «Причастие. Правописание причастий»

ДАЛЬНИЙ РОДСТВЕННИК

В Крыму и на Кавказе у самого моря растут гордые и величественные кипарисы. Если надрезать ствол его, можно увидеть широкие сочные кольца, свидетели привольной жизни дерева из года в год. От красноватой раны потянет терпким запахом. В нём можно почувствовать и лёгкий запах песка, наливающегося утренним солнцем, и тёплый аромат загорелых моряков, проспавших всю звёздную ночь на открытых кипарисовых палубах. Многое может напомнить знающему человеку это дерево.

А у нас в России в лесу можно встретить дальнего родственника южного красавца - можжевельник. Это простой северный кустарник, покрытый дымчато - голубыми ягодами. С виду он неказист, короткие колючие иглы его совсем не похожи на мягкую праздничную хвою кипариса. Но у простых людей этот кустарник вызывает самое тёплое внимание. Хозяйки промывают можжевеловыми мочалками кадушки, прежде чем солить в них грибы. Местные жители коптят на можжевеловом дыму мясо и рыбу. Сибирячки можжевеловым настоем умываются.

В отличие от изнеженного южного родственника, можжевельник забирается далеко на север, растёт вблизи вечных снегов. А тончайшие годичные кольца говорят о многолетнем мужестве этого скромного кустарника.

(164 слова) (По Ю. Кураеву)

    Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (стр. 88 учебник, упр. 208);

    Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Случай в Антарктике

Однажды полярники Мирного получили радиограмму о том, что одномоторный самолет бельгийской антарктической экспедиции не вернулся на базу. Вот что писал в отчете о спасении бельгийцев летчик Виктор Михайлович Перов.

Погода была из рук вон плохая. Мела пурга, ветер достигал сорока метров в секунду. Лишь утром удалось приступить к пла­номерным поискам.

Вершины Кристальных гор, громадные, сверкающие белизной, показались издали. К сожалению, у нас не было времени, чтобы предаваться лирике, созерцая красоты безжизненной величествен­ной природы.

Следуя вдоль главного хребта, мы заметили на синеве ледника красную точку, оказавшуюся самолетом, лежавшим на правом кры­ле. Из записки, найденной в кабине самолета, стало ясно, что искать бельгийцев надо между складом-базой и Кристальными горами.

Вернувшись к самолету, мы взяли этот курс, но, несмотря на внимательный осмотр местности, обнаружить никого не удалось. Мы вернулись и после заправки, отказавшись от обеда, снова под­нялись в воздух. Но и этот напряженный полет оказался беспо­лезным. Мы вернулись на базу, где нас ждали удрученные горем зимовщики. (151 слово) (по В.Каверину)

    Диктант по теме «Наречие»

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне не­много жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.

Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я не­вольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я ни­как не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку», -шёпотом говорит мне мой спутник.

Стихло. Всё вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.

    Контрольное сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» (стр. 112 учебник, упр. 273);

    Контрольный диктант по теме «Наречие. Правописание наречий»

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаро­вой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть испокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, прикоторой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

    Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния» (см. тест 20);

    Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» (стр. 143 учебник, упр. 348);

    Проверочная работа по теме «Предлог» (см. тест 21);

    Сочинение-рассуждение о книге (стр. 158 учебник, упр. 384);

    Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз»

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был ис­ключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следу­ет. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцвет­ные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота сперли ему горло.

(133 слова) (Ю. Олеша)

    Устное сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (стр. 172 учебник, упр. 426);

    Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету (стр. 179 учебник, упр. 446);

    Диктант по теме «Частица»

На плоту по таежной реке

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шеле­стела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор - мел­кая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое поло­тенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя...

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за по­ворота. Плотик переполз поворот - и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

(158 слов) (А. Иванов)

Из истории астрономии.

Жизнь в долине Нила целиком зависела от реки. Предсказание срока нового наступления разлива Нила было чрезвычайно важным. Жрецы, определяя уровень воды в реке, заметили, что начало разлива совпадает с появлением на небе очень яркой звезды – Сириуса. Она появляется на востоке непосредственно перед восходом Солнца. Оказалось также, что эти два события совпадают с третьим – летним солнцестоянием.

Открытие египтян позволяло предсказать важнейшее в их жизни явление по астрономическому событию. Они считали число дней от одного разлива Нила до другого. С этого началось создание календарей.

Созданный древними египтянами весьма точный календарь свидетельствует, что жрецы имели неплохое представление о движении Солнца и звезд. Они еще в начале второго тысячелетия до нашей эры разделили небесный свод на созвездия и регистрировали все изменения, происходившие на небе. Астрономическим наблюдениям помогали величественные сооружения – древние храмы, пирамиды и даже сфинксы. Например, стороны пирамид в Луксоре оказались ориентированы с запада на восток так, что наблюдатель, смотря вдоль стены, видит восход Солнца в дни равноденствий. В эту же сторону смотрит сфинкс – сторож пирамид.

С большим вниманием относились первые астрономы к регистрации как солнечных, так и лунных затмений. Сохранилась даже инструкция для наблюдателя затмения, состоящая из двенадцати пунктов. Благодаря подробной аккуратности греческая наука, многое перенявшая у египтян, получила огромный материал для дальнейшего осмысления и развития.

(209 слов) (А.Вильновский)

    Итоговый тест по программе 7 класса (см. тест 25);

Тест 1. Повторение: словосочетание, предложение, текст; пунктуация
Вариант 2

А1. Какая пара слов является словосочетанием?

□ 1) тебе и мне

□ 2) водитель троллейбуса

□ 3) туча черна

□ 4) между строк

А2. В каком предложении нет обстоятельства?

□ 1) Жанр баллады возник в Средние века во Франции.

□ 2) Вскоре о происшествии узнала вся округа.

□ 3) Публицистические произведения рассказывают о современных проблемах.

□ 4) И лишь порою крик орлиный до нас доходит с вышины.

А3.

□ 1) Учёный любил свою родину и хотел избавить её от засухи.

□ 2) До того ль, голубчик было!

□ 3) Летом в тайге всё прекрасно: чистый воздух, разнообразные цветы и ягоды.

□ 4) Отвечает Степан Парамонович: "А зовут меня Степаном Калашниковым".

А4. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

□ 1) Баскетболист мигом очутился у корзины и забросил мяч.

□ 2) Деревья понемногу выступали из тьмы и по вершинам их вдруг прошёл сильный свежий ветер.

□ 3) Ночью температура понизилась и на тротуарах образовалась тонкая ледяная корка.

□ 4) Земля казалось вздрагивала в страхе перед гневом небес.

В1.

(1)Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. (2)Гусли - самый подходящий инструмент для подыгрывания словам. (3)Мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины.

С1. Докажите, что предложения (1) - (3) (см. задание В1) составляют текст. (Ответ должен быть полным.)

Тест 2. Повторение: Лексика. Фразеология. Культура речи
Вариант 1

А1. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

□ 2) деревянная ложка

□ 3) бешеная скачка

□ 4) медная монета

А2. В каком предложении есть антонимы?

□ 1) Свежих газет в киоске не оказалось, только вчерашние.

□ 2) К первому слагаемому надо прибавить второе слагаемое.

□ 3) Ключом можно открыть замок, из ключа можно попить воды.

□ 4) Не надо тратить время на пустые, бесполезные разговоры.

А3. В каком предложении встречается фразеологизм?

□ 1) Опытный альпинист легко преодолел сложный подъём.

□ 2) Змея высунула свой длинный язык.

□ 3) Перед фокусником стояла полная чаша воды.

□ 4) Как ему удалось обвести меня вокруг пальца?!

А4. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово ЭФФЕКТИВНЫЙ?

□ 1) C прогнозом погоды зрителей познакомила эффектная девушка.

□ 2) С заключительным аккордом балерина застыла в эффектной позе.

□ 3)Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы.

□ 4) Эффектные комбинезоны были представлены на выставке рабочей одежды.

В1. Из данного предложения выпишите устаревшее слово (архаизм).

Опустил он в землю очи тёмные, опустил головушку на широкую грудь.

С1. Напишите, с какой целью в литературной речи используются устаревшие слова. Приведите примеры.

Тест 6. Обобщение повторения. Текст
Вариант 1

А1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

□ 4) часть

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

□ 1) расцв..тать, пос..литься

□ 2) р..сти, пр..сти

□ 3) выст..лить, п..чатать

□ 4) м..ляр, ген..рал

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) и..править, во..вратить

□ 2) ц..плёнок, с..грать

□ 3) пред..юбилейный, бросат..ся

□ 4) щ..лка, врач..м

А4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква И?

□ 1) каб..нет, пр..мерный

□ 2) о прежн..м, н..чей

□ 3) пр..кратить, прогон..м

□ 4) трен..ровка, закута..мся

А5. Какое слово пишется через дефис?

□ 1) (сорок)пятый

□ 2) (дело)производство

□ 3) (кое)кто

□ 4) (ни)с чем

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Раздался рёв двигателя, и машина резко тронулась с места.

□ 2) Дети нетерпеливо спрашивали: "Дедушка, что же было дальше?"

□ 3) В наших лесах пожалуй, нет дерева мощнее и красивее дуба.

□ 4) Андрей собрал учебники и тетради и отправился в школу.

(1)В драме "Борис Годунов" Пушкин обращается к исторической теме, показывает царя и патриарха, дворянство и народ. (2)Царь Борис - умный и дальновидный властитель, который оттеснил более родовитых бояр и захватил престол. (3)Так Борис показал путь к престолу другим политическим честолюбцам. (4)Если один человек тёмного происхождения стал царём, то почему не может этого сделать другой, хотя бы и простой чернец. (5) Такие мысли не могут не возникнуть.

В1. Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным.

В2. Из предложения (2) выпишите прилагательное в составной форме сравнительной степени.

В3. Из предложения (3) выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.

В4. Из предложения (4) выпишите слово, употреблённое в переносном значении.

С1. Напишите, какие произведения А. С. Пушкина на историческую тему вам известны. Расскажите об одном из героев этих произведений.

Тест 7. Причастие как часть речи. Склонение причастий
Вариант 1

А1. Какое слово является причастием?

□ 1) детальный

□ 2) тонущий

□ 3) могучий

□ 4) зелёный

А2. Укажите причастие совершенного вида.

□ 1) вертевший

□ 2) помогавшая

□ 3) влиявший

□ 4) созревшие

А3.

□ 1) о выпавш..м снег..

□ 2) о затаивш..йся мыш..

□ 3) о скачущ..й лошад..

□ 4) с бьющ..мся сердц..м

А4. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?

□ 1) собравший урожай

□ 2) убежавшее молоко

□ 3) заглянувший в окно

□ 4) читающий текст

В1. Из данного предложения выпишите причастие (причастия).

Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой - одно из прелестнейших зрелищ.

С1. Напишите, какие черты сближают причастие с прилагательным. (Ответ должен быть полным.)

Тест 8. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот
Вариант 2

А1. Укажите страдательное причастие.

□ 1) постригающий

□ 2) обозначивший

□ 3) оставленный

□ 4) выскочивший

А2.

□ 1) прИбыла

□ 2) приведенА

□ 3) спокойнЕе

□ 4) создАн

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Со всех сторон высятся неприступные скалы (1) обвешанные зелёным плющом (2) жёлтые обрывы (3) исчерченные промоинами (4) а внизу Арагва тянется серебряной нитью.

□ 1) 1, 2, 3, 4

А4. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.

Метались в воздухе (?) подхваченные ветром (?) сухие листья.

□ 1) Простое предложение с однородными членами, запятые нужны.

□ 2) Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.

□ 3) Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.

□ 4) Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.

В1. Выпишите из данного предложения краткое страдательное причастие (краткие страдательные причастия).

Ёлочные игрушки сделаны из грецких орехов, покрыты блестящей фольгой.

С1. Опишите одного из ваших друзей, используя причастия.

Тест 12. Обобщение темы "Причастие"
Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) с ушедш..м поездом, развес..вший фотографии

□ 2) о накаливш..йся обстановке, поспор..вший с приятелем

□ 3) о проливш..мся молоке, выгор..вший участок

□ 4) с прошедш..м праздником, выкат..вшийся клубок

А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква А (Я)?

□ 1) вид..щий, сморщ..нный

□ 2) проща..щийся, озадач..нный

□ 3) стел..щийся, потрач..нный

□ 4) кле..щий, рассе..нный

А3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) выставля..мый, разве..на

□ 2) завис..мый, сочт..ны

□ 3) управля..мый, заверш..на

□ 4) движ..мый, усе..ны

А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 2) печё..ые овощи, охваче..ы радостью

□ 3) просвещё..ое общество, нечая..ая встреча

□ 4) мощё..ая булыжником, дети растеря..ы

А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?

□ 1) (Не)работающий, а сломанный телефон.

□ 2) Посуда (не)убрана в шкаф.

□ 3) (Не)накормленная вовремя собака.

□ 4) (Не)оконченная повесть.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.

□ 2) В чём художественный смысл картинок на стенах "смиренной, но опрятной обители", изображающих историю о блудном сыне?

□ 3) С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

□ 4) Д. С. Мережковский сравнивал стихи Лермонтова с "заученными с детства молитвами".

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4 и С1.

(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистепёрая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад. (2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря. (3)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.

В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (1).

В2. Из предложения (1) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.

В3. Напишите, какие причастия встречаются в предложении (2).

В4. Выпишите из предложения (3) причастный оборот.

С1. Расскажите, в чём вы видите значение охраны животных.

Тест 14. Деепричастие
Вариант 2

А1. Какое слово является деепричастием?

□ 1) зависевший

□ 2) болтающего

□ 3) коснувшись

□ 4) напечатано

А2. Укажите деепричастие несовершенного вила.

□ 1) нахлынув

□ 2) растаяв

□ 3) колдуя

□ 4) загоревшись

А3. От какого слова нельзя образовать деепричастие совершенного вида?

□ 1) опоздать

□ 2) сыграть

□ 3) сойти

□ 4) помочь

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья, и устремив глаза свои в траву.

□ 2) Вся музыка, наполнявшая день, затихала и сменялась другою.

□ 3) Подготовьте выразительное чтение "Песни…", учитывая связь с устным народным творчеством, оттеняя характеры героев, их речь, их поступки.

□ 4) Пробираясь меж тростников, остановились они перед наваленным хворостом.

В1. Из данного предложения выпишите деепричастия.

Читая и перечитывая Лермонтова, проникаясь героическим, активным духом его поэзии, восторгаясь её неповторимым лирическим содержанием, мы думаем о нём как о живом.

С1. Напишите, чем вам нравятся стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Тест 16.Наречие. Правописание НЕ и НИ с наречиями
Вариант 2

А1. Какое слово является указательным наречием?

□ 1) негде

□ 2) тогда

□ 4) зачем

А2. Какой пример содержит наречие в сравнительной степени?

□ 1) Что может быть дороже дружбы?

□ 2) Эта осень оказалась щедрее на грибы, чем предыдущая.

□ 4) Гепард бегает быстрее всех животных.

А3. Какое наречие пишется с НЕ слитно?

□ 1) (не)широко

□ 2) (не)очень

□ 3) (не)высоко, а низко

□ 4) вовсе(не)скоро

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?

(1)где и (2)с кем (3)мог он найти общего языка, (4)куда было деться от (5)примиримого характера.

□ 2) 1, 2, 4, 5

В1. Из данного предложения выпишите наречие.

Громче пой, моя гитара, говори со мной!

С1. Опишите, используя наречия, действия фигуристов.

А1. В каком примере есть слово категории состояния?

□ 1) Лицо темнеет от загара.

□ 2) Последние метры дистанции спортсмен бежал тяжело.

□ 3) Если что-то делаешь, делай хорошо.

□ 4) Пахнет яблоком и мёдом.

А2. Какое слово может быть и личным глаголом, и словом категории состояния?

□ 1) смеркается

□ 2) ломает

□ 3) знобит

□ 4) дышится

А3. В каком примере выделенное слово является категорией состояния?

□ 1) Я ЯСНО выразился?

□ 2) Небо ЯСНО после дождя.

□ 3) Мне стало всё ЯСНО.

□ 4) Дедушка ЯСНО объяснил мне то, чего я раньше не понимал.

А4. Какая из перечисленных частей речи относится к неизменяемым?

□ 1) имя числительное

□ 2) местоимение

□ 4) причастие

В1. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении.

Мне грустно потому, что весело тебе.

С1. Опишите с помощью слов категории состояния состояние природы.

Тест 20. Итоговый тест по темам "Деепричастие", "Наречие", "Категория состояния"
Вариант 1

А1. С каким словом НЕ пишется раздельно?

□ 1) (не)слушая

□ 2) (не)здоровится

□ 3) (не)аккуратно

□ 4) (не)мало

А2. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

□ 1) Море взволнова..о бурей.

□ 2) Мастер искус..о выточил фигурку.

□ 3) Врач вниматель..о осмотрел пациента.

□ 4) Учитель вызвал другого, и я облегче..о вздохнул.

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

□ 1) досрочн..

□ 2) измученн..

□ 3) искос..

□ 4) влев..

А4. Какое наречие пишется слитно?

□ 1) (по)молодецки

□ 2) (в)миг

□ 3) (где)то

□ 4) (с)налёту

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Солнце встаёт над безоблачным горизонтом и совершает свой дневной путь, никогда не встречаясь с облаками.

□ 2) Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым.

□ 3) От неожиданности я вздрогнул, пролив молоко.

□ 4) Не беспокоясь ни о чём, не заботясь о разосланных погонях виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому.

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) ржАвея

□ 2) некогдА

□ 3) черпАя

□ 4) по двОе

(1)В воздухе уже не так сильно пахло, - в нём снова как будто разливалась сырость… (2)Разговор мальчиков постепенно угасал вместе с огнями. (3)Собаки даже дремали, лошади, сколько я мог различить при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы…

В1. Из предложения (1) выпишите слово категории состояния.

В2. Из предложения (2) выпишите наречие.

В3.

С1. Напишите, какую роль в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг" играет описание природы.

Тест 21. Предлог
Вариант 1

А1.

□ 1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.

□ 2) Плохо, когда не с кем поговорить.

□ 3) Дом напротив построили лет десять назад.

□ 4) Остановка находится около школы.

А2.

□ 1) в течение

□ 2) ввиду

□ 3) вместо

А3.

□ 1) звонил (в)продолжение получаса

□ 2) двигаться (на)встречу ветру

□ 3) узнали (на)счёт контрольной

□ 4) выступит (в)место меня

А4.

□ 1) встретились по приезде

□ 2) благодаря заботе

□ 3) согласно графика

□ 4) заплатить за билет

В1.

Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.

С1. Напишите о том, какое значение в речи имеют предлоги.

Тест 21. Предлог
Вариант 2

А1. В каком предложении нет предлога?

□ 1) Дверь передо мной распахнулась.

□ 2) Вперёд, навстречу новым приключениям!

□ 3) Диспетчеры работают согласно графику.

□ 4) Хорошо, когда рядом друг.

А2. Какой предлог является непроизводным?

□ 1) через

□ 2) в связи

□ 3) вследствие

□ 4) позади

А3. Укажите пример раздельного написания предлога.

□ 1) отменили (в)виду морозов

□ 2) зайду (в)течение недели

□ 3) обогнал (не)смотря на запрет

□ 4) объект (на)подобие летающей тарелки

А4. В каком примере нарушены речевые нормы?

□ 1) таблетки для головной боли

□ 2) вопреки всему

□ 3) пришёл из школы

□ 4) уверенность в победе

В1. Из данного предложения выпишите производный предлог.

Вдоль по улице метелица метёт, за метелицей мой миленький идёт.

С1. Напишите о том, какие отношения выражают предлоги. Приведите примеры.

Тест 24. Итоговый тест по теме "Служебные части речи"
Вариант 1

А1. В каком предложении нет частицы?

□ 1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.

□ 2) У реки сидел лишь один рыбак.

□ 3) Помочь мне можешь именно ты.

□ 4) Как весело было в парке!

А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?

□ 1) (ЧТО)Б ты делал без меня?

□ 2) Хочу научиться играть в футбол (ТАК)ЖЕ, как Аршавин.

□ 3) Горячей воды не будет (В)СЛЕДСТВИЕ ремонта труб.

□ 4) Зрители собрались в студии (НА)ВСТРЕЧУ с режиссёром фильма.

А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) по окончани.. передачи

□ 2) узнал впоследстви..

□ 3) по приезд.. в столицу

□ 4) Молчи, н.. звука!

А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?

□ 1) Ему палец в рот (не)клади.

□ 2) На стуле валялись (не)выглаженные с вечера брюки.

□ 3) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

□ 4) (Не)выученные уроки беспокоили меня.

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

□ 2) Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если это удалось перед нами сложноподчинённое предложение.

□ 3) Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I.

□ 4) Тихо в спящем доме, и лишь слышится, как где-то шуршит мышь.

А6. В каком примере нет речевой ошибки?

□ 1) по прибытию в гостиницу

□ 2) выяснить о том, как делать задание

□ 3) пришёл со школы

□ 4) оплатить проезд

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.

(1)До конца XVIII века в целях получения энергии пользовались только водяными двигателями. (2)Для того чтобы промышленность могла развиваться, необходимо было создать новые, более удобные устройства. (3)Талантливый русский механик - горный мастер Иван Иванович Ползунов задумал построить такую машину, которая исправно служила бы на любом заводе, не завися от капризов природы. (4)Несмотря на трудности и препятствия со стороны начальства, первая паровая машина была построена Ползуновым.

В1. Из предложений (1) и (4) выпишите составные предлоги.

В2. Из предложения (2) выпишите союз.

В3. Из предложения (3) выпишите частицу (частицы), укажите её (их) значение.

С1. Напишите небольшое рассуждение о том, почему возникает необходимость в изобретениях.

Тест 25. Итоговый тест по программе 7 класса
Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

□ 1) о пропавш..й экспедици..

□ 2) о случивш..мся н..давно

□ 3) на взвивш..мся знамен..

□ 4) выяв..вший н..достатки

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

□ 1) примеча..мый, высвет..в

□ 2) поража..мый, заброс..в

□ 3) ненавид..мый, прекращ..на

□ 4) недвиж..мый, отвес..в

А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

□ 1) засе. но, позор. щий

□ 2) держ. щий, кол. щий

□ 3) занима. щийся, спа. нный

□ 4) стел. щий, потер. на

А4. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) К станции подходил гружё..ый углём состав.

□ 2) Все пути к отступлению отреза..ы.

□ 3) Говорил он горячо и взволнова..о.

□ 4) Подростки были веселы и раскова..ы.

А5. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?

□ 1) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.

□ 2) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.

□ 3) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.

□ 4) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?

В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему (1)где быть (2) может. Он (3)мало (4) беспокоился о своей судьбе.

□ 3) 1, 2, 3, 4

А7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

□ 1) Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.

□ 2) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.

□ 3) (НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.

□ 4) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.

А8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

□ 1) насух..

□ 2) снов..

□ 3) к..литка

□ 4) акв..рель

А9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) балУясь

□ 2) досЫта

□ 3) килОметр

□ 4) нАчавший

А10. В каком примере не нарушена речевая норма?

□ 1) напишущий изложение

□ 2) аэрозоль для моли

□ 3) уверенность в победе

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом.

□ 2) Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.

□ 3) Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали играть.

□ 4) Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1.

(1)Бунин был чрезвычайно строгим критиком и одновременно необычайно благодарным читателем, умеющим по-настоящему пережить и проанализировать прочитанное. (2)Бунин мечтал написать о Лермонтове, но обстоятельства мешали это сделать, однако, перечитывая собрание сочинений поэта, он всё больше и больше увлекался этим чтением. (3)Иван Алексеевич вспоминал лермонтовские стихи, сопровождая их своей оценкой: (4)"Как необыкновенно! Ни на Пушкина, ни на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет".

В1. Из предложения (1) выпишите страдательное причастие.

В2. Из предложения (2) выпишите наречие, укажите степень сравнения.

В3. В предложении (3) найдите деепричастие, укажите его вид.

В4. Из предложения (4) выпишите частицу (частицы).

В5. Из предложения (4) выпишите союз.

В6. Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении (2).

С1. Напишите, какие стихотворения М. Ю. Лермонтова вам особенно нравятся и почему. Расскажите о своих впечатлениях.

Ключи к тестам

Помогите найти текст! и получил лучший ответ

Ответ от Настёна [эксперт]
На плоту по таёжной реке
Владимир Симоненко
20.07.1978. Рано утром подъём. Впервые Гаджи связался с другими нашими отрядами. Их уже тоже забросили в тайгу. Это хорошо, что рация работает, а то уж думали, что будем без связи.
Сделал зарядку, повисел на турнике, пробежка по валунам аллювия около 500метров. Завтрак.
Гаджи приготовил своё фирменное блюдо. Делается оно так: вермишель мочится в воде, обжаривается на сковородке немного, а потом уже варится с добавлением тушёнки. Странно, но я поел мало, всего одну чашку. Собрались в путь. Нам предстояло в этот день сделать большой марш-бросок, чтобы добраться до реки Учур. Я захватил с собой фотоаппарат, свою большую ложку и дневник, чтобы не прерывать записей. И вот мы уже топаем в сторону горы Саян. Попутно мы вели геологические наблюдения, в общем тот же маршрут, только очень длинный.
Вокруг всё те же доломиты серые, те же кварцевые песчаники, алевролиты, силицитолиты. А рюкзак за плечами объёмный и увесистый, да ещё ружьё и молоток. Иду, поколачиваю молотком камни. Легко и приятно идти по тайге, особенно учитывая, что совсем недавно «завязал» с курением. А вокруг однообразный унылый пейзаж: лиственницы в палец толщиной, мох, пружинящий под ногами. Идём и ищем камень, чтобы стукнуть по нему молотком и посмотреть, что у него внутри. Однако камней мало, всё задерновано. Рельеф выражен слабо, никаких выраженных привязок на местности, поэтому очень часто смотрим на компас, идём по азимуту. Двенадцать маршрутных километров завершились в верховьях ручья Саян. В аллювии те же породы, что и в Юют-Сиэбите, только здесь преобладают алевролиты с песчаниками над доломитами. На берегу мы упали от усталости, как подкошенные. Поели ревеня, который здесь растёт в избытке. Съели тушонки две банки, попили чаю, искупались в ручье. Весь день нестерпимая жара, как в сауне с сухим паром. Теперь мы пойдём к устью Саяна, который хоть небольшая река, но местами глубина по пояс. Гаджи в болотных сапогах, ему хорошо. А у меня короткие резиновые, а у Волкова и вовсе кирзачи. Но я хитрый, снял штаны и сапоги и потопал, легко преодолевая водные преграды. А Гаджи страховал Волкова, и они поэтому всё время шли по болотистому бережку. А Саян очень извилистый, со множеством проток и притоков, болот, озерцов, а рыбы не видать. Пока Гаджи с Волковым обходят всё это водное богатство десятой дорогой, я шурую напрямую по главному руслу босяком. Ах, лето! Последний раз я видел Гаджи и Геннадия в 3-4 километрах от нашего последнего привала, где мы обедали (или ужинали? Потому что трапеза была в 18:00). Они тогда шли по правому берегу, а я по левому. Вышел я к прижиму, где речка облизывала голые скалы и бурлила среди огромных валунов, сориентировался по планшету. Оставалось 2,5 километров до устья Саяна из шести таёжных, речных, болотистых. Вдоль речки попадались собачьи следы, наверно эвенки неподалеку охотятся.. . Солнце село, комарики появились, начали покусывать. Они и раньше были, только мне было не до них, не замечал. Послышалось из-за излучины протоки: -Ау! Эгей! Я в ответ тоже поорал, разминая голосовые связки и тронулся дальше. Чуть было не увяз в болоте, кругом озёра. Ещё раз сверился с компасом, пошёл по азимуту на устье, свернув от реки в болото. В 20:00 вышел к Учуру. Большая река, метров 500 шириной, с островками, с берегами, заросшими могучими лиственницами, соснами и елями.
Кругом – ни души. Гаджи с Геннадием не видать и не слыхать, отстали напрочь. Развёл костёр, жду, когда они притопают. Посушил штаны и портянки у огня. Взглянул на карту и обнаружил, что тут недалеко бараки Томптокана должны быть.
–Ау! Ого-го! , покричал я немного. Потом написал записку: «Я ушёл к баракам Томптокана. Ждал вас тут целый час. 20.07.78 21:45. Костя» И пошёл вниз по течению, по левому берегу Учура. Через каких-то полкилометра услышал где-то вдалеке звук выстрела, вернулся обратно, к устью Саяна. Покричал, отозвались: - Эге-гей! Костя!
Стучат топором по дереву. Я пошёл было вверх по течению Саяна, через болото, скво

Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

7 класс


Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Шел Васютка по тайге, следил за памятками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За ним пойдут другие люди. Собьют мох, притопчут траву, отпечатают следы — и получится тропинка. Лесные тропинки узкие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем. На самой вершине старой взлохмаченной ели Васютка увидел кедровку.
На мху валялись шишки. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка.
Вдруг впереди Васютки что-то захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел большую черную птицу. (116 ел.) (В. Астафьев.)

Грамматическое задание

1. Сделайте синтаксический разбор предложений. (по вариантам) .
2. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»

Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Когда впервые слушаешь увертюру этой оперы, кипучая, стремительная музыка сразу увлекает. Она начинается энергично, ликующе. Это настроение праздника, в котором участвует множество людей.

Потом появляется мягкая, проникновенная мелодия виолончелей. Мы услышим её в арии Руслана.

На пути Руслана встречаются неожиданные препятствия. Мы узнаём об опасности по таинственным, напряжённым созвучиям, характеризующим в опере Черномора. Потом возникают тихие, таинственные перезвоны колокольчиков. Чередуются необычные, какие-то прозрачные созвучия. Сады Черномора - это заколдованное царство, где всё застыло, подчинилось власти злого колдуна. И снова прежняя колючая мелодия. Шествие Черномора, окружённого свитой покорных рабов, продолжается.

В конце звучит музыка торжествующей радостью. Черномор побежден. В опере прославлено мужество людей, преодолевших насилие и вероломство. (120 слов.)

Грамматическое задание

Выпишите 4 слова с разными орфограммами, обозначьте условия их выбора.

Произведите синтаксический разбор предложения (по вариантам) (I вариант: В опере прославленно мужество…; II вариант: Шествие Черномора…)

Контрольный диктант №3 по теме «Причастие»

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно - розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Грамматическое задание

1 вариант - Мальчики, утомлённые…

2 вариант - Их головы спрятались…

Укажите состав слов:

1 вариант - колышущегося, пропитанная

2 вариант - тянувшаяся, плещущееся

Морфологический разбор одного причастия.

Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие»

С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

В старом парке, который начинается за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.

Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая.

Спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нем. Потом, не торопясь, похаживают по сверкающему снегу, чертят на нем замысловатые бороздки и следы крестики.

От слова «снег» птице название дано — «снегирь». И неспроста снегири — первые вестники зимы. (По Л Баркову.) (100 сл.)

Грамматическое задание

Разберите предложения по членам:

1 вариант - Прихотливо извиваясь

2 вариант - По временам птицы ныряют…

Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов:

1 вариант - купаясь

2 вариант - не торопясь

Контрольный диктант №5 по теме «Наречие»

Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. У Васютки даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой.

От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.

Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.

Пароход все приближался и приближался.

На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.

(В.Астафьев.)

Грамматическое задание

1. Подчеркните наречия как члены предложения.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

1 вариант - 2-е предложение;

2 вариант - 1 -е предложение.

3. Разберите два наречия как часть речи.

4. Озаглавьте текст.

Контрольный диктант №6 по теме «Наречие»

КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ

Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лог завернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь витютень тяжело поднялся с земли и, сверкнув
белыми сгибами крыла, скрылся за кустами.

Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно,
что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться,
либо убежать.

Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишь
столько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в тесной глухомани.

Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно вести себя.

Грамматическое задание

Найдите наречия, укажите, каким членом предложения они являются, обозначьте в них изученные орфограммы.

Два наречия (на выбор) разберите как часть речи.

Задание выполняется по вариантам: 1 вариант - первая половина текста, 2 вариант - вторая.


Контрольный диктант №7 по теме « Предлог. Союз»

Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.

Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.

В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лед, как будто камешек из рогатки.

В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают их в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запасают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать также быстро скрывает его в теплом гнездышке на своем животе.

(120 слов)

Грамматическое задание

Озаглавьте текст.

Постройте схемы предложений:
I вариант - «Ученые специально приезжали…»
II вариант - «В полярную ночь…».

Произведите морфологический разбор одного предлога и одного союза.

Контрольный диктант №8 по теме « Служебные части речи»

Слепой пёс.

Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном - запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но все- таки сдерживался.

Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно, спокойно и быстро.

Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака . Постепенно он изучил все запахи города и прекрасно ориентировался . А каких только не было запахов ! Но, где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.

Это был удивительный пес. (127 слов)

Грамматическое задание

Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Чувство его…

2 вариант - Постепенно он изучил…

В сложном предложении обозначьте грамматические основы.

Частицы заключите в прямоугольник, укажите разряд.

Итоговый контрольный диктант №9

Живые огни.

Среди ночи выбрался я из палатки и остановился пораженный: ночь цвела огнями! Огнями всех мыслимых расцветок!
Над головой высоко зеленый листок луны, вокруг него - серебряные брызги росинок-созвездий…
Тут и там вдруг перечеркивают глубинную черноту неба таинственные капельки падающих метеоритов. Даже чудится, будто, падая, звякают они, расшибаясь о камни ущелий. И когда вспышки далеких пастушьих костров на склонах представляются искрами, высеченными звездой.
Над черными копнами кустов мерцают искорки светляков. Точь-в-точь искры над буйным костром, когда в него тычут палкой!
Из чащи куста светят глаза непонятные, какие-то неуловимые и неверные. То вдруг нальются розоватым туманом, то вдруг холодно позеленеют, как будто накаляются и остывают. В кустах затаился барханный кот.
Праздник ночных огней. Звезды, горящие, как глаза, мерцающие так же, как звезды. (124)

Грамматическое задание

Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является:

1 вариант - Даже чудится…
2 вариант - Звёзды, горящие…

Сделайте фонетический разбор слов:
1 вариант - цвела;
2 вариант - кустов.

3. Разберите слова по составу:
1 вариант - выбрался, пораженный, созвездий;
2 вариант - затаился, неуловимые, высоко

Контрольные диктанты

По теме «Частица»

Диктант №1

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Диктант №2

Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и влево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни края. Волны, обгоняя одна другую, стремительно накатываются на берег и так же быстро убегают прочь.

Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой. Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных звезд зажигает миллионы вспыхивающих и тут же гаснущих искр. Как прекрасно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.

Не раз задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не смог найти ответа. Кто только не пишет о море, не поет о нем! не один художник брался за кисть, чтобы передать неповторимость морской стихии. Много поэтов и композиторов пытались постичь тайны моря, но не один гений не проник в них до конца. Разве есть на свете что-нибудь более величественное и прекрасное, чем эта движущаяся, дышащая, сверкающая громада?!

Диктант №3

В начале лета я несколько дней провел в одиночестве, никем и ничем не нарушаемом. Ввиду того что разлилась река, мне пришлось отложить отъезд.

Старинный дом был окружен огромным запущенным садом. В течение многих часов я наблюдал за расцветающими деревьями, подрастающими цветами. Каких только красок, звуков, запахов не было вокруг!

Куда ни посмотришь, всюду благоухает акация, радуют глаз кусты жимолости. Нельзя не восхищаться нежными нарциссами, невозможно не залюбоваться порхающими шоколадными бабочками и стрекозами с бледно-лиловыми крылышками. Ни на минуту не смолкают птичьи трели, кузнечики и цикады также стрекочут, привлекая внимание. Устремляются ввысь деревья, тянутся навстречу солнцу, дарящему тепло. Как ни всматривайся, на ярко-синем небе не увидишь ни тучки, ни облачка.

Куда меня только не забрасывала судьба! Но где бы я ни был, какими бы красотами ни любовался, очарование того незабываемого лета не изгладилось из памяти до сих пор.

(133 слова)

Диктант №4

Несмотря на то, что днем солнце припекало, как-то сразу стало свежо и ветрено. Пригорки и холмы, овеваемые ветром, принимают бледно-лиловый оттенок. Сизо-алый закат, догорающий как-то нехотя, холоден и неярок. Нет ни пурпурных, ни оранжевых красок. Сколько ни всматривайся, не увидишь ничего броского, радующего глаз.

Пронизывающий насквозь ветер, не стихающий в течение всего вечера ни на минуту, не оставил на палубе ни одного пассажира. Не раз выходил я из каюты, но не решился подойти к борту.

Где я только не был, по каким морям не плавал! Но в этот поздний час невозможно было не содрогнуться, глядя на темно-синюю ледяную воду, не имеющую ни конца ни края.

Сумерки, все больше сгущаясь, поглощают последние краски. с мутно-бледной луной, что плывет в облаках, холодна так же, как вчера.



Что еще почитать