День всех усопших верных (лат. In Commemoratione Omnium Fidelium Defunctorum) отмечается 2-го ноября в латинском церковном календаре. В этот день принято поминать всех умерших родных и близких. Принято ходить на церковную мессу и ставить свечу за безвременно умерших, а также посещать кладбище, убирать могилы своих близких, собираться для поминок за семейной трапезой.
День всех усопших верных впервые был введен во Франции. Изначально он вводился во всех храмах бенедиктинского аббатства в Клюни. Человека, которому приписывают учреждение этого праздника, звали аббатом Одилоном Клюнийским. До наших дней даже сохранился декрет, датированный 998 годом. Очень скоро этот праздник распространился на весь католический мир. Он имеет очень интересное теологическое обоснование. Считалось, что этот день связан с чистилищем, где пребывают души усопших в ожидании очищения от грехов. Интересно, что повлиять на очищение усопших могли и живые своими молитвами и подаяниями.
С этим днем традиционно ассоциируют много легенд. Одна из них рассказывает о пилигриме, который, возвращаясь морем из святой земли, был застигнут бурей и выброшен на безлюдный остров. На этом острове он встретил отшельника, от которого узнал о существующей поблизости трещине, ведущей в чистилище и из которой можно услышать стоны грешников. Также из этой трещины пилигрим услышал жалобы демонов на силу молитв, которая вырывала из их когтей души несчастных. Сумев каким-то образов выбраться с этого страшного острова, пилигрим отправился в Одилону Клюнийскому и рассказал ему эту удивительную историю. Потрясенный аббат под впечатлением от этого рассказа установил 2-го ноября днем заступничества за души грешников, которые попали в чистилище.
Примечательно, что в католической церкви 2-го ноября является единственным днем в году, когда поминаются души усопших. Стоит также отметить, что День всех усопших верных относится к так называемому литургийному году. Это означает, что в случае если 2-го ноября выпадет в воскресенье, то празднование автоматически переносится на следующий день.
В некоторых странах, например в Австрии, в этот день не проводятся занятия в школах и университетах.
В отличие от Дня всех святых, это, прежде всего, поминовение умерших родных и близких. В этот день в разных странах принято ходить на кладбища, убирать могилы зеленью и цветами, зажигать на них свечи, устраивать общую семейную трапезу.
День всех усопших верных был введен аббатом Одилоном Клюнийским во всех храмах бенедиктинского аббатства Клюни во Франции. До наших дней сохранился его декрет, датированный 998 годом . Вскоре эта традиция распространилась повсеместно на всю католическую церковь. В Риме этот праздник появился в начале XIV века . С теологической точки зрения этот день связан с чистилищем , где проходят очищение умершие, получающие поддержку от живущих через молитву , пост и подаяние .
С празднованием этого дня связана легенда о том, как пилигрим , возвращавшийся из Святой земли , был выброшен штормом на пустынный остров. Отшельник, живший там, рассказал ему, что посреди скал есть трещина, ведущая в чистилище, откуда раздаются стоны душ грешников. Он также утверждал, что слышал, как демоны жаловались на силу молитв, спасающих их жертвы, в особенности приносимых за умерших монахами аббатства Клюни. Вернувшись домой, пилигрим рассказал об этом аббату Одилону Клюнийскому, который и установил 2 ноября днем заступничества за души всех умерших в чистилище перед Богом.
День поминовения усопших отмечается в Римско-Католической церкви только один раз в год, в то время как в православии таких дней несколько. Богослужение этого дня зависит от структуры литургического года , и если он выпадает на воскресенье, то переносится на следующий день, как это случилось, например, в 2008 году .
В народном восприятии две даты церковных поминальных праздников практически не различались, во многих местах день Всех Святых рассматривался как канун главного «задушного» дня (2 ноября), к которому относился основной комплекс обрядов. В его составе главными и наиболее обязательными считались обычаи приготовления ритуальных блюд, предназначенных для душ умерших. В польских церковных поучениях XVII века сохранились свидетельства о попытках искоренить языческую традицию приносить на могилы и в храмы поминальную пищу.
Традиционные верования о приходе душ с «того света» на землю приурочены к разным датам годового цикла, однако специально предназначенными для поминовения родных и близких днями считались осенние задушки. Устойчивой у славян-католиков была вера в то, что в это время приходят в свои дома умершие члены семьи, что они бродят во дворе, собираются под окнами дома или слева от входной двери; проникая в дом, они пытаются обогреться возле печи, ищут оставленную для них поминальную пищу; перед возвращением на «тот свет» сходятся все вместе на ночную службу, которую для них служит в местном костеле дух умершего ксендза . Людям строго запрещалось видеть такую службу и подсматривать за умершими, иначе это грозило смельчаку суровой карой. Очень популярными у западных славян были поверья о том, что душа умершей матери непременно приходит ночью накануне задушки взглянуть на своих детей. В Силезии утверждали, что души малолетних детей участвуют в массовых процессиях людей на кладбище в виде стайки летящих вслед птиц .
В Православных и в Грекокатолических церквях несколько дней поминовения усопших верных , выпадающих обычно на субботы. В Православных церквях днём поминовения служит 9 и 40-й дни после смерти и сам день смерти, а также ежегодные общие дни поминовения верных: Мясопустная суббота (перед Мясопустным воскресеньем), Троицкая суббота накануне Дня Святой Троицы , Родительские субботы в Великий пост (2, 3 и 4-я недели), Радоница - вторник на Фоминой неделе и Дмитриевская суббота . Поминовение во Мясопустную субботу идёт со времён апостолов , в Радоницу - со времён Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского , в Дмитриевскую субботу - с 1380 года, оно было установлено, согласно церковному преданию, Дмитрием Донским в память убитых в битвах с татарами русских воинов.
– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.
Человечество всегда почитало мертвых. Это является неотъемлемой частью любого верования. Однако оно может проявляться по-разному: верой в силу духа мертвых или боязнью их мести. С целью почитания ушедших из жизни предков был учрежден этот праздник.
День всех усопших верных отмечается 2 ноября. 26 марта 1998 года Указом Президента Республики Беларусь А. Лукашенко № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах» было закреплено ежегодное празднование события.
День всех усопших верных в 2019 году по традиции отмечают все жители Беларуси.
Данное событие установил своим Декретом аббат О. Клюнийский еще в 998 году. Спустя некоторое время все католические церкви приняли эту традицию. С праздником связана легенда, согласно которой, возвращаясь из Святой земли, потерпевший кораблекрушение путешественник был выброшен на нетронутый остров. Живший там в уединении, он поведал о таинственной трещине между скалами, ведущей в чистилище, и о стонах душ людей, нуждающихся в очищении от грехов. Также этот человек рассказал о доносящихся жалобах злых духов, которые страдают от молитв, спасающих их жертв, особенно от молитв монахов аббатства Клюни. Обо всем этом странник поведал аббату, который и определил 2 ноября днем заступничества за умершие души в чистилище перед Богом.
In Commemoratio Omnium Fidelium Defunctorum ; День поминовения душ умерших родственников ) - день поминовения усопших верных в римско-католической церкви , отмечаемый 2 ноября , вслед за Днём всех святых . В отличие от Дня всех святых, это прежде всего поминовение умерших родных и близких. В этот день в разных странах принято ходить на кладбища, убирать могилы зеленью и цветами, зажигать на них свечи, устраивать общую семейную трапезу.День всех усопших верных был введён аббатом Одилоном Клюнийским во всех храмах бенедиктинского аббатства Клюни во Франции. До наших дней сохранился его декрет, датированный 998 годом . Вскоре эта традиция распространилась повсеместно на всю католическую церковь. В Риме этот праздник появился в начале XIV века . С теологической точки зрения этот день связан с чистилищем , где проходят очищение умершие, получающие поддержку от живущих через молитву , пост и подаяние .
С празднованием этого дня связана легенда о том, как пилигрим , возвращавшийся из Святой земли , был выброшен штормом на пустынный остров. Отшельник, живший там, рассказал ему, что посреди скал есть трещина, ведущая в чистилище, откуда раздаются стоны душ грешников. Он также утверждал, что слышал, как демоны жаловались на силу молитв, спасающих их жертвы, в особенности приносимых за умерших монахами аббатства Клюни. Вернувшись домой, пилигрим рассказал об этом аббату Одилону Клюнийскому, который и установил 2 ноября днём заступничества за души всех умерших в чистилище перед Богом.
День поминовения усопших отмечается в Римско-Католической церкви только один раз в год, в то время как в православии таких дней несколько. Богослужение этого дня зависит от структуры литургического года , и если он выпадает на воскресенье, то переносится на следующий день, как это случилось, например, в 2008 году .
В народном восприятии две даты церковных поминальных праздников практически не различались, во многих местах день Всех Святых рассматривался как канун главного «задушного» дня (2 ноября), к которому относился основной комплекс обрядов. В его составе главными и наиболее обязательными считались обычаи приготовления ритуальных блюд, предназначенных для душ умерших. В польских церковных поучениях XVII века сохранились свидетельства о попытках искоренить языческую традицию приносить на могилы и в храмы поминальную пищу.
Традиционные верования о приходе душ с «того света» на землю приурочены к разным датам годового цикла, однако специально предназначенными для поминовения родных и близких днями считались осенние задушки. Устойчивой у славян-католиков была вера в то, что в это время приходят в свои дома умершие члены семьи, что они бродят во дворе, собираются под окнами дома или слева от входной двери; проникая в дом, они пытаются обогреться возле печи, ищут оставленную для них поминальную пищу; перед возвращением на «тот свет» сходятся все вместе на ночную службу, которую для них служит в местном костёле дух умершего ксёндза . Людям строго запрещалось видеть такую службу и подсматривать за умершими, иначе это грозило смельчаку суровой карой. Очень популярными у западных славян были поверья о том, что душа умершей матери непременно приходит ночью накануне задушки взглянуть на своих детей. В Силезии утверждали, что души малолетних детей участвуют в массовых процессиях людей на кладбище в виде стайки летящих вслед птиц .
В Православных и в Грекокатолических церквях несколько дней поминовения усопших верных , выпадающих обычно на субботы. В Православных церквях днём поминовения служит 9-й и 40-й дни после смерти и сам день смерти, а также ежегодные общие дни поминовения верных:
Обязательно. Одеяния священнослужителей - белые.
Все святые. Фра Беато Анджелико
Коллекта праздника всех святых:
Позднее этот праздник был «унаследован» многими протестантскими деноминациями. В XV веке папа Сикст IV добавил к празднику октаву (восьмидневное постпразднование), в середине XX века она была отменена.
Сюжет выкристаллизовался из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. Картина на сюжет «Всех святых» - один из способов изображения Неба. Самый ранний дошедший пример изображения этого сюжета - сакраментарий Х века (Геттингенская университетская библиотека), где изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (расположен по центру). Святые изображаются вокруг коленопреклоненными, часто они протягивают в сторону Агнца свои венцы.
На Западе к XIV веку эта трактовка сюжета была вытеснена другим иконографическим типом: место Агнца заняла Троица или Бог Отец. Вокруг находятся музицирующие ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Этот сюжет имел в качестве программы «Золотую легенду ». Таковы иллюстрации к «Граду Божьему » Августина , и другие книжные иллюстрации.
«Собор всех святых», Греция, ок. 1700
В иконописи наиболее распространенный вариант иконографии таков: большая часть иконы - двойная сферы, по центру которой находится Иисус Христос. По его сторонам Мария и Иоанн Креститель (ср. Деисис). Во второй, внешней сфере - хор святых, представленных по ликам святости . Более редок вариант с изображением святых в арочных проемах, размещенных несколькими рядами в нижней части композиции. «Вокруг сфер обычно изображаются ангелы, евангелисты или символы евангелистов . На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля . (…) Образ Рая в нижней части иконы традиционен - на фоне зеленых кущ представлены три праотца - Авраам , Исаак , Иаков (Лоно Авраамово) и благоразумный разбойник . Иконография „Собор всех святых“ получила особое распространение на Афоне».
К этому сюжету близка икона «Шестоднев », которая включает семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Последний, седьмой день был днем отдыха, днем, когда Бог «почил… от всех дел своих» (Быт II, 2). «Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция „Седмицы“ - „Суббота всех святых“ в иконах XVI-XVII представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия».
«День всех усопших» работы Адольфа Бугро
День всех усопших верных (лат. In Commemoratione Omnium Fidelium Defunctorum , День поминовения душ умерших родственников ) - день поминовения усопших верных в римско-католической церкви , отмечаемый 2 ноября , вслед за Днём всех святых . В отличие от Дня всех святых, это, прежде всего, поминовение умерших родных и близких. В этот день в разных странах принято ходить на кладбища, убирать могилы зеленью и цветами, зажигать на них свечи, устраивать общую семейную трапезу.
День всех усопших верных был введен аббатом Одилоном Клюнийским во всех храмах бенедиктинского аббатства Клюни во Франции. До наших дней сохранился его декрет, датированный 998 годом . Вскоре эта традиция распространилась повсеместно на всю католическую церковь. В Риме этот праздник появился в начале XIV века . С теологической точки зрения этот день связан с чистилищем , где проходят очищение умершие, получающие поддержку от живущих через молитву , пост и подаяние .
С празднованием этого дня связана легенда о том, как пилигрим , возвращавшийся из Святой земли , был выброшен штормом на пустынный остров. Отшельник, живший там, рассказал ему, что посреди скал есть трещина, ведущая в чистилище, откуда раздаются стоны душ грешников. Он также утверждал, что слышал, как демоны жаловались на силу молитв, спасающих их жертвы, в особенности приносимых за умерших монахами аббатства Клюни. Вернувшись домой, пилигрим рассказал об этом аббату Одилону Клюнийскому, который и установил 2 ноября днем заступничества за души всех умерших в чистилище перед Богом. (1 ноября) и душ умерших родственников (2 ноября).
В народном восприятии две даты церковных поминальных праздников практически не различались, во многих местах день Всех Святых рассматривался как канун главного «задушного» дня (2 ноября), к которому относился основной комплекс обрядов. В его составе главными и наиболее обязательными считались обычаи приготовления ритуальных блюд, предназначенных для душ умерших. В польских церковных поучениях XVII века сохранились свидетельства о попытках искоренить языческую традицию приносить на могилы и в храмы поминальную пищу.
«Душечки» в Словакии
Традиционные верования о приходе душ с «того света» на землю приурочены к разным датам годового цикла, однако специально предназначенными для поминовения родных и близких днями считались осенние задушки. Устойчивой у славян-католиков была вера в то, что в это время приходят в свои дома умершие члены семьи, что они бродят во дворе, собираются под окнами дома или слева от входной двери; проникая в дом, они пытаются обогреться возле печи, ищут оставленную для них поминальную пищу; перед возвращением на «тот свет» сходятся все вместе на ночную службу, которую для них служит в местном костеле дух умершего ксендза . Людям строго запрещалось видеть такую службу и подсматривать за умершими, иначе это грозило смельчаку суровой карой. Очень популярными у западных славян были поверья о том, что душа умершей матери непременно приходит ночью накануне задушки взглянуть на своих детей. В Силезии утверждали, что души малолетних детей участвуют в массовых процессиях людей на кладбище в виде стайки летящих вслед птиц.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность