Что за профессия экспедитор. Как работают экспедиторы

Экспедитор – это одна из самых востребованных профессий на трудовом рынке. Своевременная и качественная доставка особенно необходима для тех грузов, что имеют ограниченный срок хранения. Отрасль национальной экономики, в которой работает экспедитор, называется логистика. Предмет логистики заключается в изучении, разработке и применении на практике наиболее рационального подхода к процессу передвижения товаров на малые, средние и дальние расстояния. Логистика также предусматривает изучение местного и международного законодательства в области транспортировки грузов. Ведь в разных регионах мира действуют подчас самые разнообразные требования по перевозке.

Профессиональный экспедитор также участвует в разработке маршрутов перевозки грузов. Чаще всего такой специалист называется логистом, что наиболее верно при определении этой профессии.

Профессия экспедитора на современном рынке труда

Экспедитором иногда называют человека, сопровождающего груз на всем протяжении его маршрута перевозки и отвечающего за сохранность и целостность доверенного ему товара. По факту такого служащего правильнее называть курьером, но в объявлениях о работе чаще всего вакансия называется именно экспедитор. Такое характерно ввиду того, что курьер-экспедитор чаще всего сам определяет маршрут движения груза по предварительному согласованию с руководством своей компании.

Основной документ, используемый экспедиторами в их работе, называется транспортная накладная, в которой записаны данные о времени и месте отгрузки товара, пункте назначения, номинальной стоимости и весе. Подпись экспедитора в накладной является подтверждением, что груз должным образом упакован и не имеет видимых дефектов. С момента подписи транспортной накладной экспедитором, сотрудник в этой должности несет полную материальную ответственность в соответствии с пунктами законодательства страны и его персонального трудового договора.

Экспедитор редко имеет право получать денежные средства за доставленный товар. Такая мера действует по соображениям безопасности самого экспедитора, ведь по маршруту перевозки грузов вполне может быть попытка ограбления.

Экспедитор и смежные профессии

В некоторых организациях водителя-экспедитора или торгового представителя с функцией экспедитора. Подобные профессии предоставляются фирмами, отправляющими грузы внутри региона или специализирующимися на перевозках однотипных товаров на малые расстояния. Ввиду малого оборота средств или низкой ценности товаров работодатели придумали подобные профессии, что не нарушает законодательства. В обязанностях водителя-экспедитора значится разработка маршрута, доставка и ответственность за груз, а торговый представитель с обязанностями экспедитора не только сам нарабатывает клиентскую базу и заключает договоры, но и непосредственно самостоятельно доставляет груз.

Несмотря на то, что объявления с вакансиями на должность не пестрят особыми требованиями к образованию, справиться с этой работой может далеко не каждый. Вместо вузовского диплома здесь понадобятся довольно специфические навыки и способности. К примеру, запоминать новые маршруты, оперативно определять кратчайший путь следования, контролировать разгрузку-погрузку, и даже — взвешивать или пересчитывать товар. И если для «внутренних» экспедиторов (осуществляющих передвижение грузов в черте города, области или страны) этого может быть вполне достаточно, то специалисту-международнику, курсирующему за пределы государственной границы, не обойтись без более серьезной подготовки.

На месте штурмана

Если говорить о «внутренних» экспедиторах, то, согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий, таким работникам достаточно иметь базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки («транспорт» или «логистика»). Знать основы делопроизводства, способы и методы обработки корреспонденции, адреса постоянных корреспондентов, структуру предприятия и его подразделений. Зачастую работодатели не обращают внимания на наличие дипломов, интересуясь навыками управления и техобслуживания, знанием города и опытом вождения. Кстати, о водительских «корочках». В принципе, экспедитор принимает на себя лишь «штурманские» обязанности, сопровождая груз и планируя оптимальные маршруты передвижения, поэтому его рабочее место — справа от . Но в последнее время растет спрос на экспедиторов-водителей с солидным водительским опытом.

Работать экспедитором невозможно без знания города и основных торговых точек. Кроме этого, нужно знать абсолютно весь ассортимент развозимого товара, сроки его реализации и качество, действующие маркировки и штрих-коды. Помнить распорядок работы каждой торговой точки и время приема продукции. Не успеешь — могут возникнуть серьезные проблемы, особенно если имеешь дело с продуктами питания. Существует негласное правило: скоропортящиеся колбасы, молочную, мясную и рыбную продукцию принимают первым делом, а вот, к примеру, сыпучие продукты — строго в порядке очереди. А в супер- и мегамаркеты ежедневно прибывает порядка 150 машин от разных поставщиков, и каждый стремится быстрее сдать свой товар! Экспедитор должен уметь заполнять накладные и другую документацию по товарообороту. Научиться этому не так уж сложно, главное — запомнить и довести до автоматизма последовательность простановки необходимых штампов, печатей и подписей.

Но работа экспедитора — не просто механическая: здесь не обойтись без умения общаться с людьми, проявлять гибкость характера и нестандартность мышления. Часто возникают ситуации, выход из которых под силу найти только настоящим дипломатам. Однажды экспедитор привез на заказ в магазин партию колбасы, но напрочь отказалась ее принимать. Что же делать? Возвращаться на склад — поздно, а в машине продукты за ночь обязательно испортились бы! Как ни пытался уговорить «приютить» товар хотя бы на ночь, она ни в какую не соглашалась. Тогда решил схитрить, сказав, что иначе покупаю эту колбасу (так как она очень-очень вкусная!), и прямо сейчас устрою вечернюю трапезу. Представьте: злополучный груз сразу же приобрел новых хозяев!

Пункт назначения

Международным экспедиторам, отправляющимся в загранкомандировки, не обойтись лишь смекалкой и дипломатичностью. Во-первых, потребуются знания основных транспортных маршрутов, во-вторых, придется туговато без знания иностранного языка. В-третьих, пригодится солидный водительский стаж, ведь зачастую перевозить грузы из одной точки земного шара в другую берется грузоперевозчик (экспедитор и водитель в одном лице), который возлагает на себя полную ответственность за сохранность груза.

Международные грузовые перевозки — дело не из легких. Чтобы отправить груз из одной страны в другую, нужно «вычислить» оптимальный вид транспорта (в зависимости от характеристик и параметров груза), учесть правила, законы и традиции разных государств, составить наиболее выгодный с экономической точки зрения путь следования. В результате складывается целая логистическая цепочка, грамотно составить которую под силу только настоящим профессионалам. Все эти нюансы отнюдь не должны волновать владельца груза, так как полная ответственность за него ложится на плечи перевозчика. Быть экспедитором — не означает погрузить груз, сесть в автомобиль и забыть обо всем на свете. Помните: с этой минуты вы отвечаете за сохранность и транспорта, и перевозимого товара! Для осуществления международных перевозок обязательно нужно пройти специальное обучение, которое включает в себя короткий курс таможенного права, страховой деятельности и навыки работы со всеми необходимыми документами. И, конечно же, не обойтись без знания основ транспортной логистики.

Безусловно, в штате каждого транспортного предприятия трудятся , составляющие оптимальные маршруты перевозок. Но знания логистики на высшем уровне не помешают и профессиональному экспедитору. «Транспортный» диплом можно получить, к примеру, в Национальном транспортном университете, студенты которого изучают основы правоведения, транспортное, гражданское, трудовое и криминальное право, правила перевозок грузов и пассажиров, государственное регулирование деятельности на автомобильном транспорте. Кроме этого, учатся организовывать перевозки и управлять ими, знакомятся с транспортной системой городов. Эффективны семинары и тренинги по логистической тематике, на которых можно ознакомиться с последними новинками отрасли, научиться качественно организовывать работу и завести нужные связи.

Заметим, что подготовка и формирование профессиональных кадров в области международной транспортно-экспедиторской деятельности — одно из основных направлений деятельности Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ). Сегодня это пока единственная организация, занимающаяся профподготовкой в области международного транспортного экспедирования с выдачей диплома Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA). Учебная программа составлена в соответствии с международными требованиями к данной профессии и включает минимальные стандарты требований к экспедиторам-международникам при перевозке грузов всеми возможными видами транспорта.

Слушатели курсов знакомятся с правовыми аспектами деятельности международного экспедитора, организацией деятельности украинских транспортно-экспедиторских компаний на мировом транспортном рынке, документами и формами стандарта FIATA. Уделяют внимание финансовым требованиям к экспедиторской деятельности, организации складирования и хранения грузов. Также изучают особенности международных перевозок разными видами транспорта: морским, авиационным, автомобильным, железнодорожным и речным. Не обойтись и без знания таможенных процедур и тарифов, обязанностей экспедитора по отношению к таможенной службе, различных международных конвенций и соглашений. Отдельная графа — страхование грузов и ответственности сторон. Ну и как можно осваивать транспортные магистрали мира без знания хотя бы общих сведений по географии!? Успешно прошедшие курс подготовки и сдавшие экзамены получают диплом FIATA, подтверждающий профкомпетентность экспедитора в любом из 150 государств-членов федерации.

Как видим, экспедирование грузов — одна из тех сфер деятельности, где вопреки расхожему мнению найдется место только для профессионалов. Деловые навыки, коммуникабельность и разносторонние знания — вот те качества, без которых невозможна эффективная работа современного профи по доставкам.

Экспедитор-международник должен знать…

  • общие сведения по географии;
  • правовые аспекты деятельности;
  • финансовые требования к деятельности;
  • особенности перевозки разными видами транспорта;
  • таможенные процедуры и тарифы;
  • международные конвенции и соглашения;
  • страхование грузов и ответственность сторон;
  • организацию складирования и хранения грузов.

Вы наверняка часто встречали понятие транспортно-экспедиционной компании. Если с «транспортно-» всё понятно, то что такое «-экспедиционная»? Кто такой экспедитор? Имеют ли право диспетчеры называть себя экспедиторами? Попытаемся ответить, используя законы Российской Федерации.

Экспедиторская деятельность в Российской Федерации регулируется, в основном, тремя законами: это Федеральный закон №87-ФЗ от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление правительства №554 от 8 сентября 2006 года «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» и глава №41 части 2 Гражданского кодекса РФ (документы доступны для скачивания в формате Microsoft Word).

Гражданский кодекс устанавливает в основном только само понятие транспортной экспедиции, вводит понятие договора транспортной экспедиции и указывает на презумпцию виновности экспедитора (то есть, не клиент доказывает вину экспедитора, а экспедитор обязан доказывать свою невиновность).

Постановление правительства №554 от 8 сентября 2006 года определяет само понятие экспедитора - это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Кроме того, даётся определение транспортно-экспедиционным услугам, под ними понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Кроме того, устанавливаются основные экспедиторские документы: это поручение экспедитору, экспедиторская расписка и, если оказываются складские услуги, складская расписка. Согласно Постановления, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и составляются они в письменном виде. С полным списком экспедиторских документов и требованиями к их оформлению вы может ознакомиться, прочитав приказ Минтранса от 11 февраля 2008 года №23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" (документ в формате Microsoft Word).

Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает обязанности экспедитора и клиента. В частности, статья 4, пункт 4 гласит: «При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности».

Что вытекает из данного утверждения? Если разбить по пунктам, то:

  • экспедитор обязан принимать груз;
  • экспедитор выдаёт экспедиторский документ (экспедиторская расписка);
  • экспедитор обязан предоставлять клиенту оригиналы договоров (например, договора перевозки груза, заключённого с транспортной компанией).

Разумеется, всего этого диспетчер, на погрузке не присутствующий, не делает. Следовательно, называться экспедитором он не может в соответствии с Федеральным законом и Постановление правительства. Но благодаря отмене лицензирования в сфере грузовых перевозок (Федеральный закон №80-ФЗ от 2 июля 2005 года) никто не проверяет соответствие названия действительно ведущейся деятельности. Впрочем, после принятия Федерального закона №272-ФЗ, диспетчеры стали чаще именовать себя в заявках и договорах с перевозчиками «клиентами» или «заказчиками».

В сфере автоперевозок практически отсутствует контроль со стороны государства, из-за чего и происходит подобная путаница в названиях и терминологии. В действительности, те услуги, которые оказывают диспетчеры — это агентские или информационные услуги, но никак не экспедиторские и тем более не услуги по перевозке груза. Помните об этом.

Резюмируя вышесказанное: экспедитором может называться физическое или юридическое лицо, которое осуществляет приём и сдачу груза, контролирует погрузочно-разгрузочные работы, ведёт подсчёт количества мест, осуществляет визуальный или иной контроль загружаемого товара, а также производит иные действия во исполнение договора транспортной экспедиции.

Экспедитор - это профессия, в должностные обязанности которой входят: получение, сопровождение и сдача различных грузов, а также, оформление необходимой транспортной документации.

Одно время, после окончания института, я проработал экспедитором. Тогда эта работа показалась мне очень интересной. Еще бы, нужно-то было, всего-навсего, ездить в автомобиле, считать товар и получать зарплату.

Вообще, конечно, экспедирование грузов - это очень ответственная работа. Во-первых, от вас зависит время доставки из точки А в точку Б. Во-вторых, как правило, экспедитор - это лицо материально ответственное. И в-третьих, конечно же, от вас зависит точность ассортимента груза. В последнем случае крайне важно, чтобы количество утюгов совпадало с тем, что написано на бумаге. Конечно, если вместо утюгов вы привезете компьютеры, то беда не большая. Однако, как профессионального экспедитора - это вас не украсит .

После шести лет обучения в Бауманском попасть по распределению в какой-нибудь "ящик" не очень хотелось. Непрерывное сидение за партой и так за прошедшие шестнадцать лет достаточно утомили. Получение диплома пришлось на начало 90-х. Молодому специалисту полагалось по "сетке" чуть больше 20 советских рублей. Во времена развитого социализма этого бы вполне хватило на существование. Но не вначале 90-х, когда прожиточный минимум уже переваливал за 500 деревянных.

В экспедиторской работе есть своя романтика. Обычно, основное время работы приходится ничегонеделание. На пассажирском месте можно курить, пить пиво и развлекаться шоферскими байками долгое время в пробках. Сотовые телефоны еще были редкостью, а вот пробки уже встречались и личное общение заменяло все.

Были в этой работе и свои тонкости. Скорее всего, с течением времени, они особо не изменились. Груз должен быть принят и сдан в точности так, как это описано по бумагам. Умение разбираться в транспортных накладных – не самое сложная обязанность. Движение по российским дорогам, так же вносит свои коррективы. Уважаемому сотруднику автоинспекции или любому другому человеку в погонах не представляет особого труда найти у вас недочеты, позволяющие поиграть на нервах. Пару раз постоять на штрафной стоянке и мне приходилось. Общаться на тему выкупа - хуже не придумаешь. За твоей спиной груз не малой стоимости, а ты зависишь от решения этого человечка. Удовольствие от такого «интеллигентного» разговора не очень большое.

Но, все окупается. Во-первых, конечно же, опыт. Общение с людьми, умение договориться с грузчиками и кладовщиками, встать вовремя на погрузку. Первую школу настоящей жизни я получил здесь. С течением времени научился и зарабатывать. Как правило, на руки даются дорожные средства. Правильно распределив их, можно сэкономить и, по договоренности с руководством, положить на свой счет. Экспедитор, как мы уже говорили, лицо материально ответственное. И за это тоже неплохо платят. Но, и потерю груза спишут, скорее всего, с вас. Неприятности могут поджидать в самых неожиданных местах, особенно в дальних переездах. Бывали случаи банального воровства. Держи ухо востро. Однажды от меня, подарив пару беспокойных часов, сбежал водитель с грузом макарон. Когда я, уже практически попрощался с зарплатой на ближайший год, и прибежал на условное место, машина оказалась там. Водитель, зевая, поинтересовался, куда я пропал. В короткой «дружеской» беседе выяснилось, что он меня потерял и решил ехать самостоятельно. Сотовые телефоны-то были редкость.

В общем, потратив пару тройку лет жизни, приобретя пивное пузико и пучок седых волос, можно сколотить небольшой капитальчик. Но, профессия экспедитора – это, все же, не то, о чем мечтало человечество.

ЭКСПЕДИТОР ЭКСПЕДИТОР - 1) сторона договора транспортной экспедиции; 2) работник предприятия, который получает грузы, сопровождает при перевозке, сдает, оформляет товарораспорядительные документы . Э., кроме того, осуществляет: упаковку, маркировку, хранение , таможенные операции и др.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЭКСПЕДИТОР" в других словарях:

    - (фр. expediteur). 1) лицо, отправляющее товары по месту их назначения, также лицо, берущее на себя перевозку товаров. 2) чиновник, заведующий отправкой чего либо, напр. почтовой корреспонденции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (forwarding agent, shipping and forwarding agent) Фирма, специализирующаяся на обработке грузов, транспортируемых морским, воздушным, железнодорожным или автомобильным транспортом (особенно во внешнеторговых операциях). Фирма экспедитор… … Словарь бизнес-терминов

    Сторона в договоре экспедиции. работник предприятия или организации, осуществляющий в соответствии с трудовым договором получение грузов, их сопровождение при перевозке, сдачу, оформление товаро распорядительных документов. Словарь финансовых… … Финансовый словарь

    Перевозчик; агент Словарь русских синонимов. экспедитор сущ., кол во синонимов: 2 агент (57) … Словарь синонимов

    экспедитор - экспедитор: Сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых перевозках. (ГОСТ Р 51006 96, статья 13) Источник: ГОСТ Р 52297 2004: Услуги транспортно экспедиторские. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Работник предприятия, получающий, сопровождающий, сдающий его грузы, товары, оформляющий транспортные документы при отправке и получении грузов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр.… … Экономический словарь

    ЭКСПЕДИТОР, экспедитора, муж. 1. Тот, кто экспедирует кого что нибудь, распоряжается экспедицией кого чего нибудь (офиц., торг.). 2. Начальник отделения в некоторых правительственных учреждениях (дорев.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    ЭКСПЕДИТОР, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Экспедитор - лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно экспедиционных услуг;... Источник: Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 Об утверждении Правил транспортно экспедиционной… … Официальная терминология

    экспедитор - Сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых перевозках. [ГОСТ Р 51006 96] [ГОСТ Р 52297 2004] Тематики услуги транспортно экспедиторскиеуслуги транспортные … Справочник технического переводчика

Книги

  • Экспедитор , Негатин, Игорь Якубович. Его зовут Сергей Владимирович Шатров. Один из тех, кто сопровождает грузы для научных экспедиций. Пусть и не совсем обычных, но далеких от романтических и фантастических сюжетов. Обычная…


Что еще почитать