Что вымысел правда в сказке маугли. История персонажа. В волчьей стае

И с т о р и я п е р в а я

Сказочный Маугли

В наследии выдающегося представителя английского неоромантизма и литературы «рубежа веков», Джозефа Редьярда Киплинга (1865-1936) особое место занимают книги о животных.

Эти произведения не вполне самостоятельны, писатель собирал и обрабатывал мотивы индийских, австралийских и африканских народных сказок и преданий.

В наиболее известных произведениях Киплинга - «Книге джунглей» и «Второй книге джунглей» - использован богатейший материал индийского фольклора, который и составил основу их поэтического содержания.

Причем, в «Книге джунглей» (1894-1895) особый интерес представляет серия рассказов, которая впоследствии была выделена в отдельную книгу: «Маугли » - история человеческого детеныша, выросшего в волчьей стае.

Приключения Маугли - настолько захватывающи, повадки зверей, их поведения, их речи – настолько интересны, экзотическая природа – столь великолепна, что произведение это воспринимается как яркая увлекательная сказка.

В описании зверей Киплингу удалось добиться такой живой

рис. Р. Ингпен
выразительности, какой не знает, наверное, ни одно из человеческих лиц в его романах.

Необычайная ситуация – дружба ребенка с дикими зверями, их сложные взаимоотношения волнуют воображение.

С неослабевающим интересом следит читатель за тем, как Акела - справедливый, благородный и отважный вождь свободного народа (так именуют себя волки), черная пантера Багира - смелая, как дикий буйвол, и беспощадная, как раненный слон, старый, толстый, заботливый медведь Балу - хранитель законов джунглей, и мудрый, предусмотрительный питон Каа - спасали Маугли от клыков тигра Шер-Хана, как выручали они его в трудные минуты, как терпеливо преподносили ему науку звериного царства.

В чем закон джунглей? «Прежде борись, а потом уже говори!»

«Все джунгли – твои, и ты можешь убивать все, с чем в силах сладить…»

рис. Р. Ингпен
Беспомощный, человеческий детеныш Маугли-лягушонок (это имя дала ему приемная мать – волчица Ракша ), опекаемый зверьми и постигший язык зверей раньше, чем человеческий, не только выживает в непривычных условиях, он становится хозяином джунглей!

Он борется со злом, воплощенном в образе его заклятого врага – тигра Шер-Хана – и побеждает его!

Теперь уже старый Акела, да и вся волчья стая обязаны жизнью «лягушонку»! Сама неукротимая Багира опускает голову под его пристальным взглядом…

Маугли становится непобедимым, ибо он – не просто обитатель джунглей, усвоивший их законы, он – первейший в ряду живых существ, он – ЧЕЛОВЕК !

рис. Р. Ингпен
Хотя книга «Маугли» меньше всего напоминает аллегорию, тем не менее, говоря о животных, Киплинг имел в виду и людей. Возможно в силу того, что принципиальной разницы между миром зверей и людей писатель не видел, в этой книге он выразил свою философию жизни; раскрывается же смысл в главном законе джунглей, который автор рассматривает и как основной закон человеческого общества – это борьба за существование как движущий фактор развития человечества, это – право сильного…

Это - ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ!

Далеко не все читатели разделяют мировоззрение автора книги «Маугли», но эта поэтическая, жизнелюбивая история покоряет не только маленьких читателей, но и взрослых, которые порой забывают, что это – всего лишь сказка!

Правда, некая доля реальности в ней все же присутствует…

И с т о р и я в т о р а я

Реальные Маугли

А сейчас предлагаем вспомнить о «человеческих детенышах», выросших среди волков и «воспитанных» ими по своему образу и подобию, о детях, перенявших привычки и повадки животных в такой степени, что нормальная жизнь среди людей стала для них совершенно невозможной.

Таких историй – о реальных Маугли – можно найти довольно много, но с трогательной и романтической сказкой Р. Киплинга они не имеют ничего общего.

Для начала обратимся к римской мифологии: по преданию Ромул – не только основатель Рима, но и его первый правитель – так же, как и его брат-близнец Рем были сыновьями Реи Сильвии и бога Марса; по приказанию царя Амулия (дяди Реи Сильвии), желавшего избавиться от претендентов на корону, новорожденных бросили в Тибр.

Ох, уж эти дворцовые интриги и борьба за престол, в которых все средства хороши…

Мальчикам несказанно повезло – течение реки вынесло их на берег, где «шефство» над ними взяла волчица: она не только охраняла, но и кормила малышей своим молоком. Потом дети были найдены пастухом, воспитавшим их, а позже – основали вечный город Рим…

Судя по дальнейшей успешной судьбе близнецов, жизнь с приемной мамой-волчицей нисколько не повредила их физическому и умственному развитию.

Но легенда – это всего лишь легенда (только не говорите этих слов современным римлянам – наверняка обидятся!)…

Видимо, древнейший и наиболее подробно описанный случай одичания мальчика, названного ребенком-волком из Гессе, произошел в XIV веке в Германии.

Местные жители стали замечать, что в лесах около городка обитает некое существо, которое всякий раз, когда людям случалось натолкнуться на него, мгновенно - подобно призраку - скрывалось в зарослях. Относились к нему с суеверным страхом…

Реальное же доказательство его существования было получено лишь в 1344 году, когда это странное создание, наконец, поймали.

К удивлению жителей, оно оказалось мальчиком, который совсем одичал, передвигался на четвереньках, как волк, не умел говорить. Установили, что ребенок, которому было примерно восемь лет, провел в диком состоянии половину своей жизни.

Мальчик, согласно всем свидетельствам, был найден волками, которые вырыли для него нору и сохранили ему жизнь, согревая своими телами даже в самые суровые зимы.

Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо и ходить как люди. Членораздельно говорить он не умел, а мог лишь ворчать и издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу и был, похоже, счастливее в тех диких условиях, где он оказался волею судьбы.

Ребенок-волк из Гессе стал знаменитостью своего времени, его даже возили в Англию, чтобы показать королевскому двору.

Примерно в тоже время в густых лесах Баварии был найден другой несчастный: он известен как ребенок-волк из Ваттеравии, и его судьба очень похожа на судьбу мальчика из Гессе, хотя он, видимо, оказался в более тяжелых, почти безнадежных обстоятельствах – когда его нашли, ему было уже более двенадцати лет.

Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно потому, что жители из-за нищеты были вынуждены оставлять маленьких детишек в джунглях.

С 1843 по 1933 год из Индии поступило не менее шестнадцати сообщений о таких найденышах, двух же самых знаменитых детей, девочек-волков Камалу и Амалу - нашли в 1920 году.

Что касается достоверности их истории – доктор Дж. Сингх, попечитель сиротского приюта в Манднапоре, написал подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками-волками, находившимися на его попечении; достоверность его наблюдений не вызывает сомнений, к тому же они подтверждены другими очевидцами.

Итак, обратимся к записям доктора:

В октябре 1920 года, когда Сингх читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько взбудораженных местных жителей и рассказали о «фантастических» существах, живущих в джунглях. Заинтересованный доктор решил отправиться взглянуть на них.

Его завели глубоко в джунгли, и после наступления сумерек доктор и сопровождавшие его жители увидели семейство волков, появившихся из вырытой на склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, следом бежали два волчонка, а за ними двигались – по определению перепуганных крестьян – два «чудища»!

На первый взгляд это была пара диковинных животных, которых Сингх не смог классифицировать: они передвигались на четырех конечностях, а их лица (или морды?) закрывали длинные спутанные волосы.

Когда «чудища» выскочили из берлоги, доктор Сингх едва удержал своих спутников, собравшихся стрелять из ружей! Он попросил помочь ему поймать эти существа, но крестьяне категорически отказались – такой страх они испытывали. Найдя добровольцев в отдаленной деревне, доктор через неделю вернулся к волчьему логову.

Два взрослых волка в это время отсутствовали, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Попечитель Сингх и его помощники были изумлены, обнаружив в логове двух волчат и … двух человеческих детенышей! Последние были голыми, покрыты болячками и синяками, но проявляли большую агрессивность, чем их товарищи-волчата, и были готовы энергично защищать свою территорию.

Доктор забрал их в приют, постарался подобрать рацион питания, дал им имена и стал систематически наблюдать за поведением найденышей.

Младшей, Амале , было лишь восемнадцать месяцев, а старшей, Камале – около восьми лет.

Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта ссадинами и мозолями, языки высовывались изо ртов, девочки скалили зубы и тяжело дышали..

Позже выяснилось, что дети не способны были видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода; спали всего лишь пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость…

Обе девочки в помещении ползали на коленях и локтях, но на улице они довольно быстро бегали, опираясь на ладони и ступни.

Они рычали на людей, изгибая спины – подобно волкам – при приближении того, кого считали опасным…

Они «охотились», преследуя цыплят и других домашних животных!

Но эти человеческие детеныши в цивилизованной обстановке прожили недолго: младшая девочка, Амала , скончалась от нефрита меньше, чем через год.

Камала прожила около девяти лет. Постепенно она научилась ходить,хотя до конца жизни ей так и не удалось избавиться от «волчьей» походки; она даже научилась умываться, пользоваться стаканом, выучила всего несколько слов , но продолжала есть сырое мясо и потроха, а также избегала собак.

То, что она обучилась примитивной речи, означает, что при рождении у нее не было умственных дефектов, и что ее волчьи повадки были целиком переняты у «приемных родителей».

Вот такая грустная история, и – далеко не единственная!

Среди наиболее известных «классических» детей-волков можно назвать Питера, дикого мальчика из Ганновера (Германия), Виктора из Аверона (Франция), знаменитого Каспара Хаузера из Нюрнберга, мальчика Дина , пойманного у местечка Минспури (Индия) и многих других.

Все эти истории роднит со сказкой Р. Киплинга только одно: неизвестно, по какой причине хищники волки не поедали беспомощных детей, а принимали их в стаю, заботились, и, как могли, воспитывали.

А дети, переняв привычки и повадки «приемных родителей», были лишены многих, присущих человеку черт: любви, обычных эмоций и особенно – смеха.

Такой «Маугли », как правило, молчалив, исключая те моменты, когда рычит, фыркает или воет ; он ходит на четвереньках, как настоящее четвероногое; он не способен жить среди людей и обречен на существование, свойственное животным; и главное, он может (и хочет!) жить без всякой человеческой помощи.

В большинстве случаев в роли «усыновителей» выступали волки, но известны «души высокие порывы» и среди других животных.

В начале 1996 года в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо – покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда ».

Охотники обнаружили малыша в компании симпатичных и медлительных бамбуковых медведей.

Это уже третий случай в истории, когда человеческое дитя выросло среди панд: первый был зафиксирован в 1892 году, а второй – в 1923-м.

Обследовавшие мальчика ученые отметили множество аномалий в его поведении: передвигался он только на четвереньках, а на ногах даже стоять не мог – падал; не умывался, а вылизывал себя, как кошка; ел листья и молодые побеги бамбука; чесался и фыркал, как дикое животное; рычал, если чем-то был недоволен .

Биолог, изучавший мальчика-панду , считает, что мальчика, вероятно, в раннем детстве потеряли родители, а может быть, намеренно оставили в лесу, испугавшись его внешнего вида. И неудивительно: малыш родился со значительными генетическими отклонениями – все его тело было покрыто густыми волосами.

Затем, очевидно, его нашли панды и по ошибке приняли, так сказать, за члена своей семьи … Соответственно и воспитали!

Не считая нескольких несущественных отличий, мальчик-панда вел себя точно так же, как и его «приемные родители».

Охотник, поймавший новоявленного Маугли, поселил его у себя в доме.

Поначалу приемыш кусал и царапал всех, кто к нему приближался, но вскоре несколько адаптировался, научился стоять на ногах и даже произносить несколько слов.

О дальнейшей его судьбе можно узнать в Пекинском университете, где собирались проводить многоступенчатые исследования, чтобы лучше понять процессы развития человека в обществе и - вне него.

Еще один, весьма интересный случай одичания.

В джунглях на юге Цейлона в стае обезьян был обнаружен мальчик лет двенадцати. Им занялись врачи и представители гражданских властей.

Выяснилось, что мальчик отставал в умственном развитии и был, видимо, по этой причине оставлен родителями в джунглях; ребенок научился имитировать поведение обезьян и поэтому выжил.

Найденыш, которого назвали Тисса , не умел говорить и только вскрикивал и бормотал как обезьяна. Он сидел, как обезьяна, и не мог стоять на ногах без посторонней помощи. Передвигался он только на четвереньках. Когда ему дали тарелку с пищей, он вывалил ее на землю перед тем, как приступить к еде.

Скоро обнаружилось важное различие между мальчиком-обезьяной и мальчиком-волком – адаптируемость первого оказалась намного больше: уже через несколько недель мальчик-обезьяна носил одежду и ел из тарелки. Мальчики-волки , как правило, остаются дикими, они совершенно не способны к обучению.


Лишь некоторые из детей, найденных в диком состоянии, действительно смогли вернуться в общество людей, но ведь никто точно не знает, как долго они пребывали среди зверей… И в каком возрасте туда попали…

Может быть, они просто восстановили знания, полученные в ранние годы и временно забытые из-за необходимости жить в лесу в течение двух-трех лет?

И с т о р и я т р е т ь я

Маугли «наоборот»

История естествознания полна экспериментов, заслуживающих названия странных.

Предыдущую историю мы закончили рассказом о мальчике – воспитаннике обезьяньей стаи…

В 1931 году необычайный эксперимент провела семья американских биологов – Уинтроп и Люэлла Келлог. Прочитав статью о печальной судьбе детей, росших среди животных – волков или обезьян, биологи задумались: а что, если сделать наоборот – попытаться воспитать обезьяньего детеныша в человеческой семье? Не приблизится ли он в своем развитии к человеку?

Сначала ученые хотели переселиться со своим маленьким сыном Доналдом на Суматру, где не трудно было бы среди орангутангов найти компаньона для Доналда, но на это не хватило денег. Однако Йельский центр по изучению человекоподобных обезьян одолжил им маленькую самку шимпанзе , которую звали Гуа. Ей было семь месяцев, а Доналду – десять.

Супруги Келлок знали, что почти за двадцать лет до их эксперимента русская исследовательница Надежда Ладыгина уже пыталась воспитывать годовалого шимпанзенка, как воспитывают детей, но за три года не добилась успехов в «очеловечивании».

Правда, Ладыгина проводила опыт без участия детей, и Келлоги надеялись, что совместное воспитание с их сыном даст положительные результаты. К тому же нельзя было исключить, что годовалый возраст уже поздноват для «перевоспитания».

Гуа приняли в семью и стали воспитывать наравне с Доналдом. Друг другу они понравились и вскоре стали неразлучны.

Экспериментаторы записывали каждую деталь: Доналду – нравится запах духов, Гуа – его не любит.

Проводились опыты: кто быстрее догадается, как с помощью палки добыть печенье, подвешенное к потолку посреди комнаты на нитке? А если завязать мальчику и обезьянке глаза и позвать их по имени, кто лучше определит направление, откуда идет звук? В обоих тестах победила Гуа.

Зато когда Доналду дали карандаш и бумагу, он сам начал что-то карябать на листе, а обезьянку пришлось учить, что можно делать с карандашом.

Попытки приблизить обезьяну к человеку под влиянием воспитания оказались скорее неудачными: хотя Гуа часто передвигалась на двух ногах, научилась есть ложкой и даже стала немного понимать человеческую речь, она приходила в замешательство, когда знакомые люди появлялись в другой одежде, ее не удалось научить выговаривать хотя бы одно слово – «папа» - и она, в отличие от Доналда, не смогла освоить простенькую игру типа наших «ладушек».

Однако эксперимент пришлось прервать, когда выяснилось, что к 19 месяцам и Доналд тоже не блистал красноречием – он усвоил всего три слова! И что еще хуже, желание поесть он стал выражать типичным обезьяньим звуком вроде взлаивания.

Родители испугались, что постепенно мальчик опустится на четвереньки, а человеческий язык так и не усвоит.

И Гуа отослали обратно в питомник…

К сожалению, сказка Р. Киплинга так и не стала былью, но читательский интерес к ней в течение многих лет не ослабевает.

Книгу переиздают, по ее мотивам пишут сценарии театральных постановок, снимают художественные и мультипликационные фильмы.

ВНИМАНИЕ!!!

Всем нам с самого детства знаком один из самых необычных героев знаменитого произведения Редьярда Киплинга «Книга джунглей». Маугли — мальчик, попавший в индийский тропический лес еще в младенчестве. Малыша нашли и воспитали звери — семья волков, а также медведь Балу и пантера Багира. Самые разные приключения ждали Маугли в его лесной жизни, но главное — это борьба с кровожадным тигром Шерхан.

Редьярд Киплинг — писатель английского происхождения, но все свое детство он провел в Индии, когда его отца назначали на должность в одной из английских колоний — в Бомбее. В памяти маленького Редьярда эта страна осталась чудесным волшебным миром, именно поэтому писать о ней автору было особенно легко и приятно. Индия до сих пор полна самых невероятных историй и необычных событий, а в те давние времена подавно поражала воображение современников. Совсем не исключено, что история с Маугли действительно имела место быть в реальном мире, а не только на страницах книги. В этой статье вместе с вами мы попробуем разобраться какая доля правды, а какая выдумки, в этой истории про мальчика-волченка.

Давайте попробуем вспомнить, слышали ли мы когда-нибудь истории про детей, вскормленных и выращенных животными? В школе часто рассказывают о двух братьях — Ромуле и Реме, которые основали Рим, переросший со временем в великую Римскую империю. По легенде маленькие братья-близнецы были брошены злым правителем на произвол судьбы, которая видимо соблаговолила им, т.к. младенцев нашла волчица и вскормила их своим молоком. С одной стороны это всего лишь миф, ведь в наши дни невозможно найти каких-либо доказательств, чтобы утверждать, что это правда. С другой стороны, совершенно удивительно, что именно волчица выступала кормилицей, т.к. в последующей истории были неоднократно случаи, подтвержденные документально, когда человеческие детеныши жили в стаях волков. Потому небольшая, но все-таки вероятность того, что легенда о Ромуле и Реме — правда, все-таки существует.

В Индии особенно часто находили детей-волков. В период с 1843 по 1933 года было произошло 15 известных случаев нахождения таких детей. Один из самых первых таких людей был Дин Саничар, найденный в 1872 году. Ребенка нашли в логове волков, когда ему было 6 лет. Передвигался он на четвереньках и ел сырое мясо. Говорить мальчик не научился, а только рычал и выл, как и его собраться по стае. С Дином стали заниматься, пытаясь чему-то научить, но это оказалось совсем не просто.

Из истории Редьярда Киплинга мы знаем, что Маугли вернулся в деревню людей, став ее полноценным жителем. На самом же деле дети, которые в свои первые годы жили совершенно чуждой человеческой среде, перенимают повадки и образ жизни своего окружения. Переучить их потом практически невозможно, так же как и научить говорить человеческим языком. Основная часть мозга формируется в первые пять лет жизни и если упустить это время, наверстать упущенное уже невозможно.

Всего через 2 года после того, как был найден Дин Саничар, индийцы обнаружили еще одного мальчика-волка в другой части страны. Все эти случаи пришлись на детство маленького Редьярда, которого воспитывала няня-индианка, рассказывая ему обо всем, что услышала сама. Несомненно, это не могло не отложиться в памяти писателя, который впоследствии поведал эти необычайные истории всему миру. Впервые рассказы из серии «Книга джунглей» были опубликованы в английских журналах в 1893-1894 годах.

Таким образом, можно сделать вывод, что самого героя по имени Маугли, конечно же, не существовало, он абсолютно выдуманный персонаж со своей собственной историей жизни. Тем не менее, прообразом Маугли стали найденные ранее настоящие дети-волчата. Реальность переплетается с выдумкой в рассказах Киплинга. В жизнеописание дикого мальчишки писатель великолепно вплел образ жизни многих экзотических животных — медведя, пантеры, тигра, обезьян, питона. Именно из его книги дети многих стран впервые узнали об этих обитателях джунглей.

Также именно из «Книги джунглей» многие из нас впервые услышали о затерянных в тропических лесах городах. Помните, куда унесли обезьяны-бандерлоги Маугли? К развалинам столицы существовавшего когда-то государства. Мы уже рассказывали на сайте увлекательную историю об одном , но подобных случаев было огромное множество, ведь на территории Индии издавна жили древние империи. Когда та или иная цивилизация по каким-то причинам исчезала, ее брошенные города с годами зарастали гигантскими тропическими деревьями, после чего найти их было практически невозможно. Судя по описаниям Редьярда Киплинга вдохновением для его книги послужил город Хампи, который был столицей великой империи Виджанаягара в период XIV-XVII вв.

Жизнь этого английского писателя была насыщенной и разнообразной, весь свой опыт, переживания и мысли он умело слагал в прекрасные произведения. Это было оценено по достоинству всем миром и в 1907 году Редьярд Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе. Он был одним из первых английских писателей, кто удостоился этой легендарной награды.

В книге жизнь Маугли сложилась вполне счастливо, в реальной же жизни судьба таких детей-волчат в основном печальна. Давайте еще раз посмотрим этот замечательный мультфильм по знаменитой книге великого писателя.

Законы Джунглей суровые. Выживает сильнейший. По законам Джунглей, например, даже грозный тигр Шер-Хан не может изменять место охоты, никого не предупредив. Отец Волк говорит, что Шер-Хан и так натворил много бедствия. Вот и сейчас он охотится на человека, а это никак «не есть к лицу охотнику». Законы Джунглей жестокие даже относительно одинокого Волка Акелы, Предводителя Стаи. Двенадцать лет он водил стаю. За это время никто из Волков не попал в ловушку, никого не было искалечено. Это был настоящий Предводитель — мудрый, сильный, честный, храбрый. Но следует, было ошибиться один раз, как Стая отказалась ему подчиняться. Тем более, что вмешался коварный Шер-Хан. «Вы имеете убить меня здесь, на Скале Советов, — говорил Акела, обращаясь к Свободному Племени и к шакалам. — …Кто возьмется покончить с Одиноким Вовкой?..» Такие жестокие слова прозвучали на Скале Советов не случайно. Они были подсказаны суровой действительностью, законами Джунглей.

Но вместе с тем с такой суровостью есть сочувствие и милосердие. Шер-Хан требовал отдать ему Человеческий ребенка, но Акела предложил тигру свою собственную жизнь за жизнь Маугли. Он напомнил о чести Стаи и уверил, если Маугли свободно пойдет к своим, он, Акела, ни одним зубом их не заденет. Он спас мальчика. Прошло немного времени, и в грозном бое с рыжими собаками Маугли помог Акеле и спас Стаю. Умирая, старый Акела сказал: «Я обязанный тебе жизню. А сегодня ты спас Стаю, равно как когда-то я спас тебя…» А разве мы, люди, не употребляем выражение «жить по законам джунглей»? Следует вспомнить, как совершали люди в борьбе за золото, ценности, которые были скрыты под землей, в безлюдном разрушенном городе. Даже ужасный старый Белый Клобук понимал, что сокровища несут смерть и что Маугли не следует повторять пример тех жалких людей, которые ради золота готу жертвовать собственным жизням.

У жителей Джунглей странным чином переплетаются жестокость и милосердие, беспощадность и трогательная чуткость. Когда Бандер-Логи похищают Маугли, и черная пантера Багира, и медведь Балу, и питон Каа спешат ему на помощь. Помогает даже Коршун Гиль. Он вскрикнул от удивления, когда увидел мальчика, которого тянули обезьяны на верхушку дерева, и услышал Слово Коршунов: «Мы одной крови — ты и я!» Это он оповестил Багиру и Балла, куда понесли обезьяны мальчика. Впервые Багира билась, не за свою жизнь, а спасая Маугли от обезьян.

Когда Маугли было спасено из обезьяньего плена, он сказал каменному питону Каа: «Мы одной крови — ты и я! Этой ночи ты спас меня от смерти. Моя добыча будет твоя добыча, когда ты будешь голодный…» В ответ Каа сказал, что у Маугли храброе сердце, и поторопил его: «А теперь быстрее иди со своими друзьями. Не надо, чтобы ты смотрел на то, что сейчас здесь состоится…» Должна была состояться жестокая расправа Каа над обезьянами. Что здесь сделаешь: такой закон Джунглей.

По каким законам живут в мире Джунглей. По сказке Киплинга «Маугли»

Другие сочинения по теме:

  1. Вариант 1, тема Друзья Маугли. Книга Д. Р. Киплинга «Маугли» — мудрая и поучительная сказка. Удивительная история маленького мальчика, воспитанного...
  2. Каменный питон Каа не любил, когда кто-то видел, как он изменяет кожу. В такие дни он прятался от жителей Джунглей....
  3. Как-то я вообразил себе, что попал странным образом в сказочные Джунгли, которые приютили юного Маугли. Я подумал: а смог бы...
  4. Книга состоит из двух частей. Некоторые из рассказов повествуют о Маугли, о его жизни в джунглях среди диких зверей. В...
  5. Книга Д. Р. Киплинга «Маугли» — мудрая и поучительная сказка. Удивительная история маленького мальчика, воспитанного волками, раскрывает извечные законы природы,...
  6. Известнейшие произведения Киплинга — это детские сказки, которые составили два тома («Книга Джунглей», 1894-1895; «Сказки просто так», 1902). Они основываются...
  7. В чем суть Главного Закона джунглей (произведение Р. Киплнга «Маугли»). Джозеф Редьярд Киплинг — талантливый английский писатель, лауреат Нобелевской премии....
  8. Вскормленный волчицей беззащитный человеческий детеныш с помощью своих попечителей и наставников — черной пантеры Багиры, бурого медведя Балу и хитрого...
  9. Федор Достоевский — классик философской реалистической литературы. Эта мысль приходит сама собой, когда начинаешь задумываться над данной темой. Философия начинается...
  10. Киплинг своей внешностью не производил особого впечатления: невысокий, немного сутулый, толстые очки. Люди, которые знали его красавцев-родителей, искренне им сочувствовали....
  11. Что вам известно о Д. Р. Киплинга? Кто из героев сказки «Маугли» вам запомнился особенно? Найдите описания внешности жителей Джунглей....
  12. Какая это сложная наука — жить среди людей! Ведь все мы такие разные — ну как здесь примирить интересы, избегнуть...
  13. Человеку нет ничего труднее оценить самого себя объективно, и нет людей, которые в глубине души не оценивали бы себя самокритично....
  14. Бледно-розовые лепестки каштанов припорошили тротуары киевских улиц. В тусклом свете газовых фонарей эти лепестки казались волшебным ковром, по которому ступать...

Эта удивительная сказка повествует о маленьком ребенке, попавшем в волчью стаю и выжившем. Волки вскормили его своим молоком, согревали, защищали. Затем научили самого добывать пищу и защищаться. Я не знаю, закладывал ли Киплинг в свою сказку какой-либо сакральный смысл, но у меня возникли кое-какие образы.

В волчьей стае

Сказка начинается с того, что в джунглях тигр Шер Хан (тигр владыка) напал на людей. Взрослые убежали, а ребенок каким-то образом отстал от них и пришел к волчьей норе. Волк знал, что это человечий детеныш, а маму волчиху он покорил своей доверчивостью, ел так же как волчата. Она его приняла и полюбила как своего детеныша. На совете стаи учитель Балу и пантера Багира (хорошо знавшая людей так как родилась и выросла в клетке, повзрослев, сбежала) заступились за Маугли и стая приняла его.

Маугли

Мать волчица дала ему имя Маугли, что значит лягушонок. Лягушка очень интересное древнейшее существо – она живет в воде, дышит воздухом, а на зиму зарывается в песок. На ней, как и на ребенке, нет защитного шерстяного покрова, нет даже панциря. Также беззащитно и человеческое дитя.

Мир джунглей

С помощью наших 5 органов чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха, Маугли познакомился с окружающим миром, освоил три стихии: воздуха, воды и земли. Он слушал шелест травы, писк литучей мыши в ночи, плеск рыбок в воде, легкое дыхание ночного воздуха, крики птиц, узнавал по запаху растения. Жизнь джунглей становилась для него важной и понятной. Медведь Балу обучал детенышей Законам Джунглей. «Ты и я – одной крови» Не бояться окружающего мира и не угрожать ему, а мирно сосуществовать. Все, чему Маугли научили джунгли – это и составляет наше подсознание, то есть ту часть поведенческой реакции человека на ситуации жизни, которая непредсказуема и почти не контролируется нашим сознанием. Называется она инстинкт. Наработана она предшествующим нам биологическим миром земли от простейших одноклеточных существ до животных и птиц.

Встречались ли настоящие Маугли в истории человечества

Да, встречаются. Но в отличии от сказочного Маугли, они имеют мало шансов вернуться в человеческое общество полноценными людьми. В журнале ЧиП №1 за 2012г. Напечатана статья про историю двух девочек.

«Осенью 1920 года христианские проповедники в одной из дальних деревень в волчьей норе вместе с волками нашли двух девочек. На внешний вид одной лет восемь от роду, а меньшей года полтора. Назвали их Амала и Камала. Когда и как они попали в волчью стаю никто не знает. После долгих приключений их удалось доставить в церковный сиротский приют.

Среди людей

Малышки были очень слабы, они не понимали что и как можно есть, не умели пить из чашек. Любили молоко, но лакали его языком как собачки. Их помыли, постригли. Они стали выглядеть как обычные дети. Совершенно не боялись темноты, ночью постоянно искали лазейки в ограждении чтобы убежать. Бегали на четвереньках, коленки почти не разгибались. Могли учуять запах сырого мяса на кухне за 70 метров и более. Однажды Камала издалека примчалась на кухню со зверским выражением лица и, глухо рыча и скаля зубами, попыталась ухватить со стола кусок мяса. По запаху они тотчас обнаруживали павшее животное или птицу и тут же съедали легкую добычу. Потом от протухшего мяса начинали болеть. В конце концов эти заражения и стали основной причиной их гибели. Младшая девочка умерла через год, а старшая – через девять лет после попадания в приют. Холодной зимой их пытались одеть, но они рвали одежду на мелкие кусочки, стоило воспитателям выйти из комнаты.

В жару кожа девочек оставалась прохладной и гладкой; жидкости они пили не больше чем обычно, не потели. Их кожа никогда не становилась жирной и грязь не прилипала к ней. С детьми не общались — искали волков и щенков и злились, не находя. Обычных же детей, они, скаля зубы, гнали прочь.

Постепенная адаптация в приюте

Полюбили взрослую воспитательницу. Однако отношения их были не как у бабушки с внуками, а как у хозяина с преданными собаками. Эмоции обе проявляли очень скудно, они не улыбались и не смеялись. Никто не слышал от них ни обычного детского плача, ни криков радости. При жизни с волками им не от кого было получить навыки речи. После смерти Амалы Камала стала искать компанию среди козлят и цыплят, но больше всего в качестве компаньона ее привлекал щенок гиены. Старшая воспитательница делала ей массажи с горчичным маслом и суставы ее постепенно смягчались. Она начала выпрямлять ноги. Стала чувствовать холод — натягивать на себя одеяло, выходя на улицу, одевала платьице. Постепенно освоила небольшой запас слов. Даже пыталась их как то напевать – осваивала ритм. В сентябре 1929 г. Камала умерла. Врачи не смогли четко поставить диагноз.

Выводы

Детей, воспитанных животными, время от времени обнаруживают в разных точках мира. Случай с девочками доказывает, что человеческий организм и прежде всего его мозг, обладает колоссальными возможностями приспособления. Современная генетика утверждает, что в геноме человека имеется множество скрытых возможностей, которые активизируются, когда это жизненно важно организму. Второй вывод: адаптация к окружающей среде происходит у детей в самом раннем возрасте. Правы педиатры: ребенок начинает формироваться с первых же дней жизни. Это важно знать родителям «.

Связано это с подсознательной реакцией человека на окружающую среду. Активируются те гены, которые необходимы для выживания. Подсказывает среда. («Умные клетки». Брюс Липтон)

Вернемся к нашему Маугли.

Маугли подрос. Мир стал соблазнять его. Мартышки увидели в нем своего: «он похож на нас, он все умеет, он все знает, он наш». Меведь балу и Багира предупреждают парня об опасности- это западня. Но Маугли беспечен. Человека несовершенного легко соблазнить. Мы много времени жизни тратим на пустую суету, тщеславие во имя свое, мирскую шумиху. Бывает трудно вырваться из этих мохнатых цепких лап. Они передают нас друг другу: от порока пороку, от одной страсти – другой. Мартышки — суетность мира,- предлагают ему посмотреть мертвый город. И только попав в него, Маугли понял, о чем предупреждали учителя. Птицы с высоты небес, увидели где находится Маугли,и передали учителям.

Каа

Удав Каа – очень строгий учитель — воспитатель. Вразумляет – тех, кого иначе как жестким подчинением, невозможно урезонить. Маугли набирается опыта.

Шер Хан

Мы, люди физического мира планеты, постоянно ощущаем в себе такие качества как добро и зло. Причем наибольшую активность проявляет зло. В сказке его олицетворяет Шер Хан. Он постоянно ищет возможность погубить человеческого детеныша. Багира подсказывает, как победить тигра: «достань Красный Цветок». Звери не владеют огнем. Только человек разумный умеет пользоваться огнем — четвертой стихией. Сначала это физический огонь костра, приготовление пищи, изготовления орудий труда и оружия. Взрослея, человечество овладевает огнем Любви, во всяком случае, мы все этого очень хотим. Это самый сильный огонь во Вселенной. Перед ним бессильно зло.

Маугли – вожак стаи

Маугли прогнал Шер Хана и стал вожаком стаи. Стая – все наши подсознательные качества (чувства) которые мы проявляем инстинктивно. То есть, человек, взрослея, учится подчинять свои чувства уму-разуму. Но ведь и мысли бывают разными. Мы же не приглашаем плохие мысли, они сами приходят, как рыжие собаки в сказке. И приходится с ними бороться. Они мешают любить бескорыстно. Вынуждают взвешивать все за и против и, вместо Любви, получается сплошная арифметика. Маугли со стаей и Учителями одержали победу над рыжими собаками. И маугли возвратился к людям: туда откуда пришел. Вот и вся история про Маугли – лягушенка.

Для того, чтобы проиллюстрировать всеобщий замысел в образах я выбрал сказку Р.Киплинга «Маугли», в том варианте, который запомнился мне по замечательному мультфильму советских времён. Напомню основную сюжетную линию.

Дело происходит в дикой природе среди зверей, живущих по «законам джунглей». Главный в лесу – самый сильный зверь Тигр-людоед Шер-Хан, он притесняет всех. При нем помощник и исполнитель желаний и повелений хозяина ненавистный, но и вселяющий страх бешенства шакал-лизоблюд Табаки. Здесь же стая ревнителей Свободы волков, во главе с вожаком Акела. Учитель Закона джунглей старый и ленивый медведь Балу. Черная пантера Багира – сладкоречивая и коварная. Злые и грязные позёры серые обезьяны – Бандер-Логи, которые не знают Закона, живут без вожака, никого в джунглях не боятся и вечно заводят с другими ссоры и драки. Свирепые и беспощадные рыжие дикие собаки, никому не уступающие дорогу. Другие звери. Отдельно, сам по себе, живет старый здоровенный, малоподвижный и всегда голодный желтый удав – мудрый Каа, который умеет плыть против течения и, вообще, умнее всех.

Багира в соответствии с Законом джунглей выкупила жизнь попавшего в лес детёныша человека-разумного Маугли. Заручившись добрым словом Балу, она пристроила Маугли в стаю волков на обучение и воспитание, имея расчёт со временем руками человека-разумного избавиться от тигра-тирана. Правилам жизни в лесу Маугли обучают волки. «Мы с тобой одной крови» говорит подросшему мальчику вожак, намекая на подчинение, иерархию и взаимопомощь в стае. Человек инороден в лесу, он не такой как все звери, у него «душа болит» от несправедливости и на этой почве между ним и Шер-Ханом возникает конфликт. За явным преимуществом в физической силе бороться с Шерханом по звериному бесполезно. Багира науськивает Маугли на борьбу с тигром. За советом как быть Маугли обращается к мудрому Каа. Бандер-Логи выкрадывают Маугли у волков, но не знают, что с ним делать. И здесь жизнь Маугли спасает Каа. В битве волков и диких собак победу волкам обеспечивает тоже мудрый Каа. В результате Маугли побеждает могущественного тирана Шер-Хана. Бандер-Логи и дикие собаки также побиты. Джунгли освобождены от тирании и внемлют Маугли. Так в сказке, позаимствовав знание от мудрости, человек разумом побеждает дикое насилие.

Если этот сюжет развернуть на современную нам мировую политику, то получится примерно следующая картина: Тигр с шакалом – это, безусловно, англосаксы: США и Великобритания. Стая волков – это романо-германская Европа. Закон джунглей – римское право, а его Учитель Балу – приемник Первого Рима нынешний беззубый Ватикан. Багира – масонская финансовая закулиса «Сынов Завета». Бандер-Логи и дикие собаки – разрозненный мусульманский мир в двух догматических формах. Мудрый Каа – Китай. Маугли – инородная зверям Россия, со стыдом и совестью, которых в дикой природе нет.

Подчеркну: сказка про Маугли — это не русская народная сказка. Это насквозь западная сказка. А мораль сей сказки для России такова: по образованию и воспитанию Маугли–Россия, конечно вместе с волками – Европой. Но методологию-то победы над Шерханом – США, спасение от Бандер-Логов и помощь в «битве цивилизаций»: свободных волков с дикими собаками, – Маугли получает не от Запада, а от мудрого Каа – Китая.



Что еще почитать