Что такое панихида и лития. Лития — что это такое, можно ли совершать мирянам дома и на кладбище. Как молиться в дни поминовения

С момента расцвета духовности и вероисповедания в обществе у людей, которые лишь недавно обратились к Господу появляется множество вопросов касаемых правильности произношения мольбы и как проводятся священнодействия. Приходя в церковь в воскресные дни и во время церковных торжеств, верующие заостряют свое внимание на произношением богослужителями молитвенных обращений, и размышляют над сутью и смыслом. Довольно часто, посещая Церковь в воскресные дни, можно стать свидетелем беседы недавно обратившихся верующих, которые говорят о том, что на сегодняшней службе священник зачитал литию. А что такое Лития?

Наследие Святой Земли

Священная Земля где когда-то родился и рост Христос, стала источником большинству обычаев христианской религии. Родина Иисуса дает христианским верующим огромное количество способов предназначенных для спасения их душ, потому что Иерусалим считается уникальным городом во всем мире, где наш Господь принял смерть, и где его положили в гроб. Считается, что Иерусалим положил начало православному обычаю: ходить крестовым ходом. Сперва это ход совершали на Святой Земле по великим местам, где произошли двухтысячелетние события, которые полностью поменяли мировоззрение людей и оставили свой след в развитии следующих поколений. Потому как по священным и памятным местам ходили, обычно, истинно верующие люди, то шли они с молитвенной песней, которой спустя время и дали название «лития» Литии исполнялись по несколько причин: во-первых, когда происходили природные катастрофы, вспышки заболеваний либо ж военные действия, истинные христиане совершали крестовый ход, второй причиной являлись – великие божественные праздники, в течении которых православные люди приезжают к святыням и молятся возле них.

Современное исполнение шествия – литии

В нашем времени в христианской Церкви также совершают литии. Однако, что ж означает понятие «лития»?

Лития переводиться с древнегреческого языка как «усиленная молитва» Такое молитвенное усиление подразумевает под собой ходьбу, традиционно, «шествие» из Церкви. Но спустя время данный обычай немного изменился и сейчас в христианском Храме литию совершают так: когда поется лития богослужители «выходят» из престола, и начинают отходить от алтаря как можно подальше. В церквях Священной земли священники как правило выходили за ворота храма, однако в нынешние времена такое исполнение литий довольно затруднительное, и по этой причине во время совершения литии просто отходят от престола. Время совершения литий строго установлено, их исполняют лишь на больших вечерях. Суть такого богослужения состоит в усердной молитве, которая характеризуется неизменяемым текстом, и по этой причине читается только богослужителями.

Отличия литий, произносимых в разных храмах

Некоторые православные люди, которые не относятся прихожанам определенной церкви, замечают то, что содержания литий несколько отличаются. Это объясняется тем, что первой частью литии есть ифимон относящийся к самой церкви, поэтому в Успенской церкви, первой частью литии является ифимон, взятый из богослужения Успения, в церкви Покрова – из покровского богослужения. И поэтому смотря в какую церковь пришел верующий, такую и начальную часть литии он услышит. Исключительное внимание заслуживают литийная просьба, которая произносится. При литийном прошении много раз произносится такая такое взывание «Смилуйся, Боже». В завершении литии богослужители читают молитвословие, которое называется головопреклонение, а затем совершается обратный ход в церковь.

Место усиленной молитвы в принятии Православия

Усердное моление – лития , которая читается во время великой вечерни, — обладает уникальной мощью. Всенощное богослужение, в течении которого происходит произношение литии, характеризуется отказом от отдыха, непрекращающееся бдение, которое совершается во имя мольбы. Каждый отказ от своих потребностей и целей ради мольбы максимально близко придвигает человека к Господу, именно по этой причине литийные молитвы обладают уникальной сутью в проведении торжественной службы. Мощь моления верующих в это время обладает потрясающим эффектом, прихожане объединены одной мыслью, одной верой, потому что верно говорят: «в том месте где два либо три собираются во имя Господа, то и Господь находится среди них…». Групповая молитва о прощении является просьбой не о собственных потребностей, а об всего человечества. В течении Светлой Седмице во время торжественной литии совершается освещение хлеба, в обычные воскресные всенощные службы такое освещение не проводится.

Самостоятельная молитва-лития мирянина

Такую усиленную молитву христианские верующие могут услышать не лишь в церкви, согласно христианской вере литию можно читать и на погосте, и в доме. Произносят литию собственно верующие по покойным близким. После кончины человека и вознесения его души, его дух остро испытует надобность в молитвенных прошениях верующих. В провославии указано, что взамен поминание покойников алкоголем нужно произносить мольбы, среди которых особое место занимает лития. Молитвенные прошения здравствующих помогают, успокоившимся людям пережить страдания, при мольбах близких душе будет легче находится на том свете. Лития, которая совершается верующими, произносится в квартире и на погосте, считается облегченным, то есть укороченным видом традиционной литии которая читается в церкви в час проведения службы. Согласно вероисповеданию, покойные люди не могут сами себе помочь, потому что уже не в силах совершать благие действия и произносить молитвы, они лишь могут уповать на наши молитвы о своём спасении. Здравствующие близкие в состоянии помочь упокоившему родственнику с помощью своих молитвенных прошений, чтобы Всевышний помиловал душу. Простой текст укороченной литии несложный в прочтении, однако при этой данный вид литии все также остается «усиленной молитвой». Лития на погосте, также как и лития «домашняя», произносится из молитвенника, кроме того все тексты для такой литии есть в христианском требнике.

Лития (от греческого слова, λιτή, усиленная молитва) – в христианские службы в современном мире является:

Одна из частей всенощной службы, которая совершается перед праздниками, идущая сразу после ектении, и начинается со слов: «Произнесем ночное молитвенное прошение наше Господу». Суть молебствий литии указывает на то, что свое название лития одержало по причине всеобщих несчастий, обрушившихся на Рим. И сейчас лития, кроме праздничных круглосуточного богослужения, проводится во время всеобщих несчастий либо ж в дни памяти о этих событиях, традиционно литии проводятся за пределами церкви, сопровождаясь с молебствие, и в некоторых случаях крестовым шествием.

Сокращенная часть панихиды, определенной вовремя молебствие о покойном в час, когда его выносят из дома, и во время поминальной молитвы в храме о нем в любой другой час.

Современный порядок богослужения в Церкви включает четыре типа литии, которые в свою очередь имеют на четыре подвида, в зависимости от величия:

а) «лития за пределами обители», совершается в некоторые двунадесятые торжества и в Пасхальную неделю и читается вперед литургии;

б) лития на большой вечерней, соединяющаяся с бодростью;
в) лития по завершению торжественной и воскресной утренней службы;

г) лития о поминовении по завершению будней вечерней и утренней службы.

По содержанию молитв и значение указанные разновидности литии имеют значительные отличия, однако схожее у всех видов есть одно исход из церкви. Исход только при первом типе (из вышеназванных) литии осуществляется полным, а в иных- частичное. Однако и полное и частичное исхождении происходит оно главным образом с намерением обратится не только с помощью словесной мольбы, а и при помощи хождения, сменить обстановку ее произношения с целью оживления молитвенной сосредоточенности; другой целью литии считается фраза – исхождение из церкви нашей недостойности произносить молитвы в ней: «мы произносим мольбы, находясь возле ворот святого собора, как бы находясь перед райскими вратами… как Адам, страдалец, блудный отпрыск». Это и объясняет некоторую исповедальную и печальную суть литийных молебствий.

И главное, в литии Храм выходит из своей священной среды в мир людей – в личном понимании – либо ж в приход, как составляющую церкви, соединяющуюся с мирским светом, распахнутую для всего человечества, либо не взятых в Храм, либо изгнанных из него, преследуя цель выполнения молитвенной задачи в мирском мире. Это объясняет всеобщий и всемирный характер (о всем мире) литийных молитвенных прошений».

Суть и предназначения Литии

Одной из главных частей христианского богослужения считается лития. Преподобный Симеон Солунский говорил:

«Лития проводится в храме в дни праздника и субботние дни, а когда случается какое-нибудь несчастие, либо нападает мор, лития читается в присутствии большой толпы в центре города, либо за пределами города, возле городских ворот»

С самого возникновения литии являлась молитвенной просьбой когда происходили всеобщие несчастья в общественных местах или же могли случится; такую сущность имела лития и в требниках Великого Царьградского храма, и в Западном вероисповедании лишь такой молитвой определяется название литии. Однако вместе с такими литиями были в третьем столетии довольно похожие на них молитвы веселого-праздничного характера, которые также проводились вне храма или за городом, однако их не называли литии и литаниями.

Наиболее широкое применение и известность такие шествия одержали в Иерусалимском Храме, в которых они проводились сперва по торжествам в память важнейших событиях, а потом, в четвертом столетии, превратились в часть каждой воскресной службы; такая лития (также не именовавшаяся так) характеризовалась в многократном повторении молитвенного прошения богослужения в различных святынях.

В современном мире литии проводимые перед поминальной службы является остатком торжественные израильских литий, а на вечерние и утренние службы это православное наследие ночных литии проводившихся в воскресные дни, включивших в себя, под влиянием Православной вере и древней религиозной практики, части из покаянной молитвенной части богослужений.

Лития на большой вечерней службы состоит из трех частей: Процессия, песня и мольба.

Процессия литии представляет собой торжественный выход богослужителей и прихожан за пределы храма.
Исхождении из храма символизирует покаяние и смирение, а «Храм», символизирует принятие исповедующихся и смиренных пред волей Всевышнего и молитвенное прошение о помиловании. проводя вне храма небольшую часть богослужения.


Слово «лития» (от греч. lite – моление, просьба) обозначает в православном церковном богослужении:

  1. часть всенощного бдения
  2. особый род моления об усопших православных христианах. Она совершаться в храме или в другом месте.

Из истории нам известно, что по случаю общественных бедствий, постигавших Византию, совершалось усердное моление, которое получает название лития. Святитель Симеон Солунский говорит: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен » (см. Новая скрижаль, ч. II, гл.1).


По мнению Михаила Скабаллановича (составителя Толкового Типико́на – Богослужебного устава), Церкви известно 4 вида литии:

а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;

б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;

в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;

г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.

Все эти виды литии объединяет то, что они совершаются с исходом либо в притворе, либо вне храма. Это необязательная и неосновная (как например полиелей ) часть Богослужения.


Литии на всенощном бдении в нашем храме совершаются по великим праздникам. По старинным Богослужебным уставам исхождение на литию совершалось по правилам входа с кадилом с добавлением особых молитв. Позже в Служебнике Петра Могилы мы находим, что после прошений священник поминает, если хочет, живых и усопших.

Главной целью является выражение молитвы не только словами, но и движением - удалением из храма - нашего недостоинства молиться в нем – «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными... подобно Адаму, мытарю, блудному сыну » - говорит святитель Симеон. Потому и несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных », то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы ». Отсюда и ещё одна цель – общая молитва не могущих стоять за богослужением в храме людей и духовенства. Таким образом, для стоящих в притворе лития символизирует то же, что вход с кадилом для стоящих в самой церкви, то есть, что Господь наш Иисус Христос «Свете Тихий» сошел к нам долу, что и недостойные молиться вместе с остальными верующими могут ожидать для себя милости от Господа и оставления грехов их; так как раньше с духовенством в притвор исходили все верные, то с другой стороны, такое исхождение в место для оглашенных и кающихся грешников, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и грешников и молиться вместе с ними. Стоит вспомнить, что в древности в притворах храма хоронили благочестивых людей, потому духовенство и исходило в притвор во время праздничного Богослужения на литию, дабы и усопшие верные христиане были соучастниками торжества.

Особый вид литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе тела, на кладбище, также по желанию родных, но такое моление не соединяется с литией, совершаемой на праздничной службе.

Подготовил Михаил Шестопалов

Лития́ (от греч, λιτή, усердное моление) – в православном в современной практике:

  • часть накануне праздников, следующая за , начинающейся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Содержание молитв литии указывает, что она получила свое начало по поводу общественных бедствий, постигавших Византию. И ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.
  • краткий чин панихиды, установленный для моления об умершем при выносе его из дома, а также при церковном поминовении о нем во всякое другое время.

«Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке:

а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;

г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.

По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир – в собственном смысле – или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв».

***

Сущность и значение Литии

Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ , усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.

Святитель говорит:

«Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен»

Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение - удалением из храма - нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.

Наконец, в литии исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир - в собственном смысле - или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.

Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.

Нынешние литии перед литургией - остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени - прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.

Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.

Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.

Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». «Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его».

Выход этот - настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.

Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время:

«Тем же Христе Боже преставльшагося раба Твоего Евгения упокой яко человеколюбец…»
«Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
«Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, усопшему рабу твоему ……. и сотвори ему вечную память!»

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на "канун". Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны).

Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на "канун", надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: "Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память" (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их."

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

Панихида

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный (имя)".

Неусыпаемая псалтирь

Сорокоуст о упокоении

Можно заказать панихду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление"). Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт.)

И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их - это не христианский обычай.

Молитва об упокоении

В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной". После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Свеча о упокоении

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным - это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.

Сорокоуст о упокоении

Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают - это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

Молебен, панихида - это не самое главное.



Что еще почитать