Что такое муниципальный фильтр на выборах главы субъекта рф. Как работает муниципальный фильтр на губернаторских выборах. Партии ограничивают себя сами

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман официально объявил о своем намерении идти на губернаторские выборы, чтобы «заступиться за город». Впрочем, говорить о том, что оппозиционный политик будет баллотироваться в губернаторы, - неправильно. Для начала ему придется преодолеть муниципальный фильтр. А это, как признается сам Ройзман, сделать практически невозможно.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга:

Иду в губернаторы Свердловской области. Выборы постараются сделать безальтернативными, и насколько я понимаю, попытаются всех сколько-нибудь значимых кандидатов не допустить. Я буду выдвигаться, и если удастся пройти муниципальный фильтр, который создан для того, чтобы его пройти было невозможно, я считаю, что я эти выборы выиграю.

Муниципальный фильтр ввели в 2012 г., когда после восьмилетнего перерыва . Проще говоря, это процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципалитетов в поддержку кандидатов. В Свердловской области количество подписей составляет 7,9%. То есть при действующей редакции закона кандидат в губернаторы должен будет собрать не меньше 126 подписей депутатов и глав не менее чем в 71 муниципалитете, чтобы баллотироваться на выборах.

По данным Свердловского облизбиркома, сейчас в думах различного уровня 1547 депутатов. Из них у «Единой России» 948 депутатов, у «Справедливой России» - 88, у КПРФ - 71, у ЛДПР - 35, у «Российской партии пенсионеров за справедливость» - 10, остальные - самовыдвиженцы.

Очевидно, что пройти муниципальный фильтр в этих условиях могут только три категории кандидатов.

Во-первых, человек от «Единой России». Это врио губернатора Свердловской области. Вряд ли у Евгения Ройзмана возникнет такая причудливая идея, как баллотироваться в качестве кандидата от партии власти.

Во-вторых, кандидат от системной оппозиции. Таким кандидатом может стать глава свердловского отделения «Справедливой России» Александр Бурков. По мнению лидера эсеров Сергея Миронова, если КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» выдвинут единого кандидата и будут собирать подписи своих муниципальных депутатов, во всех регионах подписей хватает. Впрочем, сам Бурков о желании принять участие в выборах не заявил. Но если он станет единым кандидатом, то шансы пройти муниципальный фильтр у него будут.

За снижение и отмену муниципального фильтра на всех уровнях власти выступают депутаты от «Справедливой России» и КПРФ. В этом году коммунисты и эсеры предлагали снизить планку хотя бы до 5%. В Заксобрании инициативу не поддержали. В «Единой России» пояснили, почему такие жесткие ограничения нужны.

Виктор Шептий, секретарь свердловского отделения «Единой России»:

Если человек, который пошел на выборы губернатора Свердловской области, не может собрать 126 подписей из 1600, может, ему и не стоит выходить на выборы? У нас выборов губернатора не было 14 лет, надо серьезно к ним подходить.

В-третьих, независимый кандидат. У такого кандидата есть один-единственный выход: используя личные связи, ходить и собирать подписи в муниципалитетах. На таких договоренностях теоретически и может выехать Евгений Ройзман.

Надо понимать, что в сборе подписей есть и чисто технические проблемы, например - сложность сбора подписей в летнее время, когда нужного депутата просто нет на месте. В результате расходы на прохождение муниципального фильтра могут оказаться сопоставимы с расходами на агитационную фазу избирательной кампании.

Многие политологи сходятся во мнении, что пройти муниципальный фильтр Евгений Ройзман не сможет: либо ему не даст Кремль, либо он просто не договорится с нужным количеством депутатов.

Алексей Швайгерт, политолог:

Для победы нужна неформальная поддержка Кремля или близких к нему групп влияния плюс серьезные средства для проведения тотальной избирательной кампании и противодействия административному ресурсу. То же прохождение муниципального фильтра возможно только по прямому указанию Москвы - Куйвашев никогда не решится добровольно допустить мэра Екатеринбурга до выборов. Так что пока это игра со многими неизвестными.

С другой стороны, заявлять, что шансов у Евгения Ройзмана стать кандидатом в губернаторы Свердловской области нет, нельзя. Муниципальный фильтр позволяет допустить до финального этапа исключительно нужных людей. Но в таком случае легитимность Евгения Куйвашева будет сомнительной, а сами выборы - дискредитированы. Нужно ли это нынешней власти, да еще и в преддверии президентских выборов 2018 г.? Так что шансы у Евгения Ройзмана все-таки есть.

Жители российских регионов имеют право выбирать себе власть, а не участвовать в ролевых играх по сценарию администрации. Партия «ЯБЛОКО» выступает за отмену муниципального фильтра.

Зачем придуман муниципальный фильтр

Муниципальный фильтр на губернаторских выборах был введен в 2012 году, когда после массовых акций протеста были возвращены сами выборы глав регионов. Напомним, теперь желающим принять в них участие сначала надо собрать подписи от 5% до 10% (зависит от региона) муниципальных депутатов, причем подписи должны быть собраны по довольно изощренной схеме - автограф за кандидата обязательно должны поставить представители 75% районных дум и городских собраний. Официальный аргумент в пользу фильтра сводится к тому, что он мешает участию в выборах «случайных людей» и представителей криминала. Однако очевидно, что на деле фильтр вводился с совершенно иной целью. Он позволяет властям полностью модерировать процесс выдвижения кандидатов и не допускать до выборов сильных альтернативных фигур, имеющих шансы победить согласованные с Кремлем кандидатуры. Кстати, судя по тому, что за последние годы сразу несколько губернаторов отправились за решетку, фильтр никак не помешал преступным элементам пройти во власть.

Как он применяется на практике

В сущности, муниципальный фильтр сводит выборы губернаторов к замаскированной процедуре их назначения. Причем власти могут включать и выключать этот инструмент в зависимости от ситуации. Если надо - муниципальным депутатам (большинство представляют «Единую Россию» и прямо зависят от местных властей) дается команда отдать голоса за альтернативного кандидата (как это было, например, на выборах мэра Москвы в 2013 году). Если надо - не отдавать (как это происходит в подавляющем большинстве случаев). Верхом абсурда и цинизма можно назвать . Например, в Свердловской области пройти фильтр не сумел действующий глава Екатеринбурга и один из самых популярных региональных политиков страны Евгений Ройзман, которого выдвигало «ЯБЛОКО». Ройзман имел отличные шансы на победу, поэтому по отмашке из администрации депутаты организованно отдали голоса за действующего врио губернатора и его конкурентов-статистов.

Почему муниципальный фильтр нужно отменить

Хотя бы потому, что его соответствие российской Конституции вызывает большие сомнения. В 2012 году Конституционный суд счел , что муниципальный фильтр соответствует основному закону, указав, в частности, что законодатели вправе предусмотреть специальные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса участников, не имеющих достаточной поддержки избирателей. Однако практика муниципального фильтра очевидным образом ведет к искусственному конкуренции, окончательно подрывает авторитет выборов и попросту унижает граждан России, де-факто лишая их избирательных прав.

Что предпринимает «ЯБЛОКО»

В «ЯБЛОКЕ» уверены, что единственным препятствием на пути во власть могут быть только голоса избирателей. Партия много раз о необходимости отмены или хотя бы смягчения муниципального фильтра. В качестве компромиссного варианта, мы предлагаем отменить фильтр для кандидатов в губернаторы от партий, представленных в парламентах тех регионов, где проходят выборы. Соответствующий законопроект вносился председателем «ЯБЛОКА» Эмилией Слабуновой и членом политкомитета партии Львом Шлосбергом в заксобрания (проект был отклонен) и (рассмотрение намечено на сентябрь) - с рекомендацией внести его в Госдуму. Аналогичные нормы содержатся и в по совершенствованию избирательного законодательства, которые «ЯБЛОКО» передало в Центризбирком администрацию президента. В знак протеста против муниципального фильтра Григорий Явлинский и Евгений Ройзман к бойкоту выборов в тех случаях, когда независимые кандидаты не могут принять в них участие. Реакция властей пока крайне сумбурна. Как иллюстрация этой нерешительности - постоянно меняющаяся позиция Центризбиркома, то решительно поддерживающего отмену фильтра, то предлагающего его «демократизировать».

Муниципальный фильтр исключает проведение реально альтернативных выборов, говорится в докладе Комитета гражданских инициатив. «Неадекватный» фильтр не позволяет сильным кандидатам участвовать в выборах, считают эксперты Кудрина

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Низкая конкуренция

Сохранение муниципального фильтра серьезно ограничивает конкуренцию на губернаторских выборах, делают вывод авторы доклада Комитета гражданских инициатив (КГИ) бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Эксперты проанализировали итоги выдвижения и регистрации кандидатов на выборах глав регионов 10 сентября. Они привели примеры «неадекватности» (это определение несколько раз встречается в докладе) муниципального фильтра, из-за которого многие известные кандидаты лишились возможности баллотироваться​.

Муниципальный фильтр появился в 2012 году вместе с возвращением прямых выборов губернаторов впервые с 2004 года. Фильтр обязывает кандидатов в губернаторы заручаться поддержкой местных депутатов. Для того, чтобы баллотироваться на должность, необходимо собрать подписи муниципальных депутатов, в зависимости от региона от 5 до 10% от общего числа парламентариев.

Для определения числа эффективных (значимых) кандидатов эксперты КГИ использовали индекс Лааско — Таагепера. Чем меньше индекс, тем ниже конкуренция на выборах. К примеру, если один кандидат набирает около 100% голосов, индекс будет стремиться к единице — соответственно, выборы неконкурентны, пояснил РБК один из авторов доклада Аркадий Любарев. С момента введения фильтра эффективное число кандидатов резко снизилось. Если в 2004 году этот показатель только в восьми кампаниях из 23 был ниже двух, то в 2014-2016 годах — в 43 из 58. Иными словами, в 2004 году неконкурентные кампании были скорее исключениями, сейчас же исключениями стали конкурентные кампании, говорится в докладе.

Снизился и формальный показатель конкуренции (среднее число кандидатов на мандат). В губернаторы было выдвинуто 107 кандидатов, а зарегистрировано 75 (4,7 на регион в среднем), в 2004-2005 годах этот показатель составлял 7,0.

Эти данные подчеркивают, что механизм муниципального фильтра «фактически делает невозможным проведение в абсолютном большинстве случаев реально альтернативных выборов», отмечают эксперты. По их словам, исключения возможны только в тех случаях, когда администрация региона вынуждена неформально согласиться на допуск на выборы оппонента губернатора. Такой институт является «политически непригодным», считают авторы доклада.


Евгений Ройзман (Фото: Донат Сорокин / ТАСС)

«Неадекватный» фильтр

Многие потенциальные кандидаты с высоким уровнем известности и большим электоральным опытом фактически не участвуют в выборах, отмечают эксперты. А зарегистрированные кандидаты, по их словам, в реальности собирают крайне незначительный процент голосов на выборах.

Недопуск на выборы губернатора Свердловской области мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, «получившего массовую поддержку избирателей, является еще одним свидетельством неадекватности муниципального фильтра и всей системы выдвижения и регистрации на губернаторских выборах, включая и отсутствие права на самовыдвижение, вынуждающего кандидатов прибегать к услугам политических партий», говорится в докладе. Выдвинутый «Яблоком» Ройзман . В ответ на критику фильтра Ройзманом председатель ЦИКа Элла Памфилова о том, что его выдвижение на выборы произошло с нарушениями.

Другой сильный незарегистрированный кандидат — главный оппонент врио главы Бурятии Алексея Цыденова, сенатор, бывший депутат Госдумы кандидат КПРФ Вячеслав Мархаев. Он не смог одолеть фильтр из-за дублирующихся с другими кандидатами подписями. Ситуацию с «двойными» подписями коммунист объяснил невозможностью взять подписи у других депутатов. По его словам, Цыденов собрал больше подписей, чем было сдано в избирком, чтобы «создать искусственные препятствия выдвижению других кандидатов».

Отказ в регистрации Мархаеву — это уже шестой случай за шесть лет, когда муниципальный фильтр не преодолевает кандидат от КПРФ, обращают внимание эксперты. Эти факты являются «красноречивым свидетельством неадекватности муниципального фильтра», говорится в исследовании.

Упреки в том, что оппозиционные кандидаты не ведут должной работы с муниципальными депутатами и поэтому не регистрируются, по мнению экспертов КГИ, несостоятельны. Ни в одном регионе с момента введения фильтра ни одна оппозиционная партия (кроме КПРФ в отдельных регионах) не имела в своем составе необходимого для его преодоления числа муниципальных депутатов и избираемых населением глав МСУ, отмечается в докладе. Среди подписей депутатов в поддержку почти всех зарегистрированных в 2012-2016 кандидатов в губернаторы присутствовали подписи депутатов-единороссов.

Зависимые от власти

Из-за фильтра многие кандидаты с серьезными электоральными шансами заранее отказываются от участия в выборах, отмечают авторы доклада. Не имея собственных ресурсов для преодоления фильтра, партии «становятся еще более зависимыми от региональной властной машины и стараются сами выдвигать только кандидатов, для регистрации которых можно получить подписи лояльных власти муниципальных депутатов», считают эксперты.

Так, в Марий Эл КПРФ просто не выдвинула на выборах главы республики своего кандидата Сергея Мамаева, который на выборах 2015 года занял второе место, но поддержала врио главы региона единоросса Александра Евстифеева.

Рязанское отделение КПРФ сначала выдвинуло кандидатом в губернаторы Андрея Любимова, сына бывшего губернатора Рязанской области Вячеслава Любимова, но позднее провело новую конференцию, на которой выдвинуло уже другого кандидата. Эксперты предполагают, что это может объясняться неформальными отношениями с исполнительной властью, которую насторожило выдвижение однофамильца баллотирующегося действующего главы региона.

Муниципальный фильтр понижает конкуренцию на выборах, так как партии вынуждены обращаться к «Единой России», но есть и позитивное влияние — фильтр стимулирует кандидатов в губернаторы создавать региональные коалиции, куда входили бы муниципальные депутаты и представители элит, считает политолог, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов. По его словам, Мархаеву не удалось зарегистрироваться из-за технологических ошибок его штаба, а Ройзман не был серьезно настроен собрать подписи.

Фильтр нельзя просто отменить, но можно реформировать — или снизить его требования, или не применять к парламентским партиям, или разрешить депутатам отдавать свою подпись нескольким кандидатам, заключает Орлов.

У кандидатов в мэры Москвы остается две недели, чтобы получить подписи муниципальных депутатов и быть зарегистрированными официально. По правилам муниципального фильтра кандидату нужно собрать 110 подписей из 110 районов Москвы. При этом с каждого района можно получить только одну подпись. Таким образом, у оппозиционных кандидатов нет шансов быть зарегистрированными без согласия представителей мундепов из «Единой России». В среду часть кандидатов предприняли попытку заручиться таким согласием - впрочем, ни Дмитрий Гудков, ни Илья Яшин в этом не участвовали.

Кандидаты в мэры получили формальный шанс собрать подписи у единороссов, представив им свою программу. Мероприятие организовал Совет муниципальных образований Москвы. В теории, в эту структуру должны входить все муниципальные советы города, но на практике часть советов, где большинство депутаты от демократических сил, из нее вышли. Об этом «Новой» рассказал глава района Якиманка Андрей Морев:

— Учитывая, что «Единая Россия» в этом совете в большинстве, по сути, это организация, которая транслирует какие-то идеи, связанные с этой партией. В прошлый раз, пять лет назад, было то же самое. Тоже этот Совет собирал людей, и ходили туда и Навальный, и все остальные, и в конце концов подписи ему дали. И, как я понимаю, «Единая Россия» будет принимать решение по определенному кандидату.

Илья Яшин, глава Красносельского района и кандидат в мэры, также назвал Совет — «мэрской организацией» и на встречу не пришел, аргументировав тем, что «Единая Россия» уже приняла решение о тех кандидатах, кому будет позволено пройти фильтр:

— Я с депутатами из «Единой России» уже две недели разговариваю, посредники мне не нужны. Они абсолютно четко говорят: существует запрет на предоставление подписей двум кандидатам — Гудкову и Яшину. Если мы дадим вам подпись, то нас исключат из партии и лишат мандата.

Кандидат в мэры Дмитрий Гудков, на встречу также не пришел, но не из принципа, а потому что не смог. Он рассказал «Новой», что уже договорился о еще одной такой же встрече с руководителем Совета муниципальных образований Владимиром Дудочкиным. По мнению Гудкова, такое собрание имеет смысл:

— Я считаю, даже если я не получу подписи, это все равно нужное мероприятие, потому что депутатам от «Единой России» полезно встретиться с представителями оппозиции. До этого они просто сторонились нас, так как им было просто дано указание не давать нам подписи. Когда мой штаб обзванивал депутатов, они просто кивали на управу и отказывались даже от встречи. А здесь есть возможность выступить. Я не собираюсь просить помощи. Я буду просить содействия в регистрации. От «Единой России» мне нужна не поддержка моей кандидатуры, мне нужен допуск к выборам для москвичей.

В свою очередь, те из кандидатов, кто был на собрании Совета, в целом остались довольны. Каждому давалось три минуты на выступление, по две — для ответов на вопросы и минуту — на заключительную речь. Пришло около 200 мундепов из московских 1500, и некоторые кандидаты даже смогли получить на месте подписи. По подписям на собрании в лидеры выбились: представитель «Справедливой России» Илья Свиридов (16 голосов), самовыдвиженец Антон Красовский (13) и кандидат от КПРФ Вадим Кумин (11).

При этом никто из кандидатов не говорил о предложении убрать муниципальный фильтр, который не дает многим демократическим кандидатам оказаться в бюллетени. Свиридов выступил с предложением снизить число необходимых подписей, так как «фильтр должен быть проходимым», но также заметил, что «этот инструмент позволяет отсечь странных людей».

«Очень странными людьми» в мэрии, вполне вероятно, могут посчитать Илью Яшина и Дмитрия Гудкова. Последний подтверждает, что его на выборы решили не пускать:

— Я сам точно знаю, что такое указание было, — говорит Гудков. — Но почему меня не допустить? У меня есть направление от партии, есть обязательство, подписанное 116 муниципальными депутатами из нашей команды. У меня проблема только в том, что они не от 110 районов, а от 60. От «Единой России» мне нужна не поддержка моей кандидатуры, мне нужен допуск к выборам для москвичей. Демократический избиратель достаточно массовый в Москве, и у него должно быть право выбора.

Илья Яшин уверен, что «Единая Россия» все-таки должна принять решение пропустить его через муниципальный фильтр: «Не потому, что им понравится моя программа (она им точно не понравится), а просто из уважения к москвичам, которые имеют право на конкурентные выборы».

Что касается, кандидата от «Яблока», его на этой встрече депутатов тоже не было, но совсем по другой причине: партия уже несколько недель не может выбрать своего кандидата. Пока вариантов два: глава Гагаринского района Елена Русакова (ее предложил исполком федерального бюро партии) и глава московского отделения Сергей Митрохин (именно московское отделение каждый раз «бракует» выбор исполкома).

Еще один вариант, обсуждающийся в партии, заключается в том, чтобы не выдвигать никого. Вечером 22 июня будет предпринята еще одна, «заключительная» попытка выбрать кандидата на конференции московского отделения.

Тем временем действующий мэр Сергей Собянин уже собрал более половины необходимого числа подписей депутатов.



Что еще почитать