Что такое корень слова в русском языке. Что такое корень слова: определение, примеры, правила Что какой корень

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение родственных слов. Корень обязательно есть в каждом слове, в некоторых словах может быть два и более корней, такие слова называются сложными.

Рассмотрим, например, такую группу родственных слов, состоящую из разных частей речи: ХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПРИХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ОБХОДИТЬ, УХОДИТЬ, ВЫХОДНОЙ, ПЕРЕХОД, ПРОХОДЧИК. Как видим, все эти слова объединены одним общим смыслом «хождения» (а не плавания, бегания, ползания, рисования и т.п.), в силу чего они и являются родственными. Хотя все они начинаются и заканчиваются разными звукосочетаниями и внешне не очень похожи, но в каждом из этих слов содержится общая для всех их часть – ХОД . Именно эта общая для всех родственных слов часть, несущая основную смысловую нагрузку, и является корнем . Когда же мы хотим придать значению слова какой-либо дополнительный смысловой оттенок, то корень начинает «обрастать» различными «добавками». Роль таких «добавок» выполняют приставки и суффиксы . Мы видим, что написание общей части слова всегда одинаковое и не зависит от ударения: если на месте О мы слышим [А] , пишем только О , потому что это корень, который объёдиняет родственные слова. А если мы в данном корне напишем А , то автоматически исключим написанное слово из его родственной группы и оно потеряет своё лексическое значение.

Выделять в слове корень школьников учат уже в младших классах. Для чего необходимо знать корни слов и правильно находить их в слове? Чтобы подобрать проверочные слова, которые помогут правильному написанию безударных гласных в корне.

Казалось, что может быть легче, чем найти однокоренное слово. Но здесь у школьников часто возникают сложности. Ученики, не задумываясь, подбирают слова, близкие по звучанию, совершенно не обращая внимания на лексические значения слов. Хорошо, когда написание омонимичных корней одинаковое: спешить и пеший. В таком случае ошибок можно избежать. А если, например, слово тропинка проверяется словом трап? Следует обращать особое внимание на семантику слова и подбирать однокоренные слова с близким лексическим значением. В этом хорошо помогают упражнение «Третий лишний».

  • Лес, лестница , лесничий.
  • Честный, чеснок , бесчестие.
  • Смешной, смешить, смешать .
  • Левый, лев , налево.
  • Водичка, водитель , водяной.
  • Спешить , пеший, пешеход.

Написание корней с безударными гласными несложное задание, необходимо уметь правильно подбирать проверочные слова. Если Вы столкнулись с определёнными сложностями при написании безударных гласных или Вы хотите проверить свои знания, специалисты Tutoronline.ru всегда готовы Вам помочь.

Желаем удачи!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного. Беглый гласный появляется во многих именах существительных и прилагательных в одной из форм склонения, между двумя конечными согласными основы...

Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Тотальный диктант

«Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая. При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении « и », ни…ни): Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной...

Буквенные сочетания «тч», «стч», «дч» и «здч» | Орфография

Буквенные сочетания тч, дч (в том числе стч, здч) пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на ч, напр.: на стыке приставки и корня: отчасти, отчитаться, подчеркнуть; на...

Корни с буквами «и» и «е» | Орфография

блес(к, т) – блещ – блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и – перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е – в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т,...

Буква «и» | Орфография

В следующих случаях буква и передает звук ы после твердых согласных: а) после приставок иноязычного происхождения: гипер, дез, интер, контр, пост, суб, супер, транс, а также после начального элемента пан, напр.: гиперинфляция, дезинформация, де...

Гласные не после шипящих и «ц» | Тотальный диктант

После русских приставок, кончающихся на согласный (кроме приставок сверх- и меж-), пишется буква ы на месте начального и корня для передачи гласного ы и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: безыглый (ср. игла), безыл...

Глухие и звонкие согласные | Тотальный диктант

«Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж. Теми же буквами могут передавать...

Буква «щ» на конце корня | Тотальный диктант

«Буква щ пишется на конце корня в словах и формах с чередованиями ск – щ, ст – щ, напр.: ищу (ср. искать), прощу, прощённый, прощать (ср. простить), вощаной (воск), дощатый (доска), площе (плоский), гуще (густой), проще (простой), хлеще (о...

Суффиксы имен существительных | Тотальный диктант

«Буквенные сочетания тч, дч (в том числе стч, здч) пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на ч, напр.: на стыке приставки и корня: отчасти, отчитаться, подчеркнуть...

Буквенные сочетания «сш», «сж», «зш» и «зж» | Орфография

Буквенные сочетания сш, сж, зш, зж пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть оканчивается на согласную с или з, а последующая начинается на ш или ж, напр.: на стыке приставки и корня: бесшовный (от шов), сшить, сжать, изжить, в...

Вереница. Безударные гласные в корне | Тотальный диктант

ВЕРЕНИ́ЦА, -ы, ж. 1. Ряд однородных, расположенных один за другим, обычно движущихся предметов или живых существ. В синеве небесной – длинной вереницей летели дикие гуси. Чехов, Гусиный разговор. По пыльной дороге – тянулась вереница людей. Фадеев, Мо...

Двойные согласные в русских корнях | Орфография

Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, напр.: дрожжевой, жужжание, можжевёловый, а также в некоторых формах глагол...

Образование причастий | Тотальный диктант

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- / -ющ- (от глаголов I спряжения) и -ащ- / -ящ- (от глаголов II спряжения). Слово буд-ущ-ий образовано от основы буд -ут (ср. Что делают...

Безударные гласные «и» и «е» в корне | Тотальный диктант

В ряде корней глаголов имеется безударный беглый гласный, который передается на письме (после мягких согласных и шипящих) буквой и и (в части этих корней) буквой е. Буква и пишется (обычно в глаголах несовершенного вида), если сразу после корня стоит под...

Непроверяемые гласные | Тотальный диктант

ДРЕНАЖ, -а и -а, м. 1. Осушение почвы посредством системы траншей или труб, а также сама система таких траншей, труб. 2. Выведение из раны, полости гноя, жидкости с помощью трубок, марлевых полосок; приспособление для такого выведения. || прил. дренажный...

Дёготь. Парные глухие согласные | Тотальный диктант

Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж. Теми же буквами могут передаватьс...

Буквенные сочетания «сч», «зч», «жч» и «шч» | Орфография

Буквенные сочетания сч, зч, жч, шч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на с, з или ж, ш, а последующая начинается на ч, напр.: на стыке приставки и корня: бесчестье, исчерпанный, расчехлить, расчёска, сч...

Употребление буквы «ь» | Тотальный диктант

«Между согласными в буквосочетаниях нн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн, щн буква ь не пишется: обезья нн ичать, кля нч ить, ня нч ить, каме нщ ник, па рч а, набо рщ ик, па чк а, со чн ый, мо щн ость и др. (перечисленные сочетания очень часто возник...

Двойные согласные на стыке приставки и корня | Орфография

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср. отереть, где приставка о), ...

Двойные согласные в словах, образованных от основ на две одинаковые согласные | Орфография

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр.: группа – группка, групповой, группировать; программа – программка, программный, программировать; балл – пятибалльный, галлы...

Буквенное сочетание «тч» | Орфография

Не допускается на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов двойная согласная ч. Долгий согласный звук ч передается здесь сочетанием букв тч, напр.: передатчик (от передача), раздатчик (раздача), добытчик (добыча); кабатчик (от кабак, с черед...

Локомотив. Безударные гласные в корне | Тотальный диктант

ЛОКОМОТИ́В, -а, м. Машина (паровоз, тепловоз, электровоз и т. п.), движущаяся по рельсам и предназначенная для тяги прицепленных к ней вагонов. [Франц. locomotive] Список литературы Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справо...

Двойные согласные при сокращении слов | Орфография

При сокращении слов, содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется только одна согласная, напр.: грамзапись (граммофонная запись), корпункт (корреспондентский пункт), теракт (террористический акт), групком, групорг, спец...

Правописание глухих и звонких согласных | Тотальный диктант

«Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр.: а б сент, а б солютный, ане к дот, а п тека, а п сида, а с бест, а ф ганцы, в друг, во к зал, в то рой, г де, зи г заг, космона в т, о б щий, о п том, о ф...

Безударные гласные «а» и «о» в корне | Тотальный диктант

Корни с буквами а и о. гар – гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением – а, напр.: горéть, нагорéть, угорéть, выгорáть, загорéлый, погорéлец, горючий; но: гарь, загáр, нагáр, угáр. Исключения (гар- без ударения): выгарк...

Буквенные сочетания «жс», «шс», «чс» и «щс» | Орфография

Буквенные сочетания жс, шс, чс, щс пишутся (в соответствии с произношением) на стыке корня с суффиксом −ск в прилагательных, образованных от собственных имен (личных и географических), а также от этнических наименований, напр.: парижский (от Париж), рижс...

Буквы «е» и «ё» после шипящих | Тотальный диктант

В корнях русских слов, где ударному звуку о соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой е, пишется буква ё . Корни с сочетанием шё : дешёвый, дешёвка (дёшев, дешева, дешевле, дешеветь...

Гласная «и» после «ц» | Тотальный диктант

После ц пишется буква и в следующий случаях: а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, напр.: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, цуцик...

Двойные согласные на стыке значимых частей речи | Тотальный диктант

«Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср. отереть, где приставк...

Правописание безударных гласных в корне | Тотальный диктант

«В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: водá (ср. вóды, вóдный), сад...

Двойные согласные в заимствованных корнях | Орфография

Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, апелляция, аппарат, ассоциация, аттракцион, бацилла, брут...

Двойное с в заимствованном суффиксе «-есс(а)» | Орфография

Двойное с пишется в заимствованном суффиксе −есс (а), напр.: поэтесса (от поэт), патронесса, баронесса, виконтесса, принцесса, стюардесса, клоунесса, критикесса. Двойное т пишется в заимствованном суффиксе −етт (а), −етто (в музыкальных терминах): с...

Корни с буквами «а» и «о» | Орфография

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными с буквами а и о, а также с буквами и и е. гар – гор. На месте безудар...

Группы согласных на стыке значимых частей слова | Тотальный диктант

Буквенные сочетания сч, зч, жч, шч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на с, з или ж, ш, а последующая начинается на ч, напр.: на стыке приставки и корня: бесчестье, исчерпанный, расчехлить, ра...

Компания. Безударные гласные в корне | Тотальный диктант

КОМПАНИЯ, -и; ж. [франц. compagnie] 1. Общество, группа лиц, проводящих вместе время или чем-л. объединённых. Дружная, весёлая к. Тёплая к. (ирон. ;дружная, весёлая). Собраться компанией близких друзей. Гулять целой компанией. Составьте мне компанию! Ра...

Корень слова — это значимая часть слова, которая выражает его лексическое значение, являясь общей для однокоренных ему.

Корень — главная морфема

Являясь основной частью слова, корень будет одинаковым для словформ, сходных по значению. Пример:

лес — подлесок — лесной — лесничий — лесничество — лесостепь.

Объединяет данные словообразования то, что они обозначают "лес" или имеют к нему отношение. Сделать такое заключение позволяет одинаковая во всех них коренная часть "лес", которая.

Слово может обладать одним корнем или двумя:

лес ной — лес остепь лес оруб лес опарк .

Существуют также языковые единицы, в которых корень слова схож по написанию, но лексическое значение имеет другое. Приведём примеры:

вод итель — вод а, гор е — гор а, полет лет ний, побед а — бед а .

В каждой паре можно выделить идентичную коренную часть, которая обладает совершенно разным значением. В качестве примера разберем третью пару:

  • "полет" происходит от глагола "летать" (в небе, в космосе);
  • "летний" происходит от существительно "лето" (самое теплое и жаркое время года, которое следует после весны).

Корень в составе различных слов

Попадаются такие словообразования, которые состоят лишь из корня и окончания. Список их не слишком обширен:

волн-а — земл-я — школ-а — гвозд-и — лип-а — коров-а — звезд-а — сел-о — книг-а — кос-а — зар-я — рыб-а — мяс-о.

В большинстве случаев слова образуются при соединении различных морфем. Есть несколько способов словообразования:

  1. + + (воль-н-ый, стекл-ышк-о, пиш-ущ-ий, люб-им-ый );
  2. + + (под-мен-а, за-сад-а, до-плат-а );
  3. + + + (до-гад-к-а, при-земл-ени-е, по-блеск-ива-ет );
  4. + + + (не-интерес-н-о, за-шум-е-в, по-се-я-в ).

Встречаются случаи, когда коренная часть в слове связана с приставкой, суффиксом или вторым корнем. По таким корням невозможно определить лексическое значение:

  • -ня -: с-ня-ть, у-ня-ть, под-ня-ть;
  • -бав -: при-бав-ить, от-бав-ить, раз-бав-ить.


Как определить корень в слове?

Найти эту морфему в слове помогает подбор однокоренных ему, близких по смыслу. Та часть, что будет сходна в написании, определяющая лексическое значение, и будет им:

мор е — мор як — мор ской — примор ье — мор еход .

Во всем ряду словообразования объединяет одна и та же часть "мор". Значит она и будет коренной морфемой.

Сад сад овый — сад овник — сад ик — палисад ник — посад ил .

Общей частью будет словоформа "сад ", которая является корнем приведенного словоряда.

Видео

Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

В богатом русском языке, оказывается, не так много корней – всего четыре с половиной тысячи, от которых образуются все остальные слова. Корень – это путеводный огонек, который приводит к пониманию того, что значит слово, и помогает объединить его в группы со словами, у которых такой же корень. Именно поэтому так важно изучить данную тему русского языка 4 класса.

Что такое корень слова?

Это его главная часть, которая является носителем значения. Таким образом, если у нескольких разных на первый взгляд слов один корень, то и значение у них будет похожим. Такие слова называются однокоренными. Получается, что корень нужен не только для того, чтобы нести в себе значение слова, но и для того, чтобы объединять слова, которые могут относиться к разным частям речи, в общую лексическую группу.

У всех корней есть один общий секрет – они пишутся одинаково.

Как в слове найти корень?

Сделать это не так просто, как может показаться – и одним словом тут не обойдешься. Нужно найти несколько похожих на него слов и выделить в них общую часть. Это и будет корень.

Родственные слова также можно узнать по описанию их значения – во всех описаниях будет в том или ином виде присутствовать значение, заключенное в корне. Например, снеговик – это слепленная из снега фигура, а снегоход – это машина, которая нужна для передвижения по снегу. Они связаны общем корнем “снег” и значением.

Иногда можно ошибиться и отнести к родственной группе слова с одним корнем и разными значениями. Дело в том, что в русском языке есть корни, которые пишутся совершенно одинаково, но имеют разное значение. Например, корень реч – на первый взгляд объединяет слова речка и речь, но на самом деле они не являются родственными.

Как правильно писать корень слова

Правописание корня слова регулируется несколькими очень важными правилами.

Первое говорит, что если в корне есть безударная гласная, то ее нужно проверить, подобрав слово с таким же корнем, где она стояло бы под ударением. Например, слово лесник проверяется с помощью однокоренного лес.

Также важно помнить, что есть слова, в которых буквы в корне могут чередоваться, при этом они все равно остаются однокоренными. Правописание таких корней будет зависеть от ударной/безударной позиции или от суффикса, который за ними следует.

В русском языке также есть много слов, где правописание корня нельзя просто проверить – они называются словарными, и их следует запомнить.

Что мы узнали?

Корень слова – это та его часть, в которой заключено его значение. В русском языке есть слова с одним и тем же корнем – они называются однокоренными, а также родственными. Правописание корней определяется несколькими правилами: безударную гласную в коре можно проверить, поставив ее в ударное положение, иногда они чередуются, и это чередование зависит от того, использован после корня суффикс или нет, а также от того, в ударном или безударном положении находится корень. Некоторые слова имеют корни, не подчиняющиеся правилам – они называются словарными и их написание нужно просто запомнить.



Что еще почитать