Что первично лень или праздность. Почему мы ленимся и что с этим делать. Лень - двигатель прогресса

Лень является противоположностью таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синонимичны лени - праздность, тунеядство. В различных словарях, лень (леность) определяется сходным образом: в Словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в Словаре русского языка XI–XVII веков - как отсутствие желания; в Словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривает лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов пишет, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Лень в Психологическом словаре (1996) определяется как немотивированное уклонение от поручений. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, демонстрировать недостаточные усилия.

У большинства людей отношение к труду положительное. Однако некоторая часть людей отлынивают от трудовой деятельности (так называемые тунеядцы ). Но понятие лени связано не только с этими людьми, но и с теми, кто ходит на работу, выполняет те или иные поручения. При этом представления о лености того или другого человека весьма субъективны. Например, трудоголикам нормальные работники кажутся лентяями, лодырями. Отсутствие работы воспринимается трудоголиком как безделье и лень.

В определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д.А. Богданова дает расширенное определение: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции». Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е.Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):

  1. Мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
  2. Поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
  3. Эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени. Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательное, положительное (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. А с появлением христианства лень была названа грехом. В Средневековье она рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, считают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает, - организм сам начинает отказываться от работы (наблюдается у трудоголиков). М. Берендеева указывает и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальства), подавляющее его волю, желание, - тогда лень является защитой от психотравмирующих факторов.

В медицине лень рассматривается как многообразное, с не до конца выясненной этиологией заболевание. Выделяют три ее разновидности:

  1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше;
  2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью не адекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически-агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению;
  3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что-то делать других, велика страсть к сочинительству.

На вопрос: «На ваш взгляд, лень - качество отрицательное или положительное?» 60% опрошенных независимо от своей половой принадлежности ответили, что отрицательное, 20% - что положительное, остальные нашли его как положительным, так и отрицательным. Отрицательным качеством считают ее в основном люди до 30 лет, т. е. в возрасте, когда делается карьера и требуется активность. Ленивыми считают себя 1/3 опрошенных, мужчины с небольшим перевесом, среди остальных 1/3 - не ленивые (таких поровну мужчин и женщин) и 1/3 - и да и нет. По социальному статусу самый неленивый народ - служащие. Возрастной ценз одинаков для всех лентяев. Ругают себя за лень и борются с ней 70% респондентов, журят иногда - 8%, остальные благосклонны к своей слабости, особенно мужчины. Ругают себя за лень, как правило, до 30 лет, потом успокаиваются, особенно после 50 лет.

Лукьянова А.И. 2010. С. 172.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф. Мел Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. Он выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Следует различать лень как ситуативное проявление и как постоянное проявление, характеризующее наличие ее как личностное качество.

Ситуативное проявление лени определяется следующими ситуациями: отсутствием настроения; скукой; усталостью; болезнью; сонливостью; голодом; неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом; перегрузками; внешним давлением; недостатком возможностей.

Причиной лености как личностного свойства обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а, наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности; ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое-как. То же будет, если цель ребенку неясна.

Однако, как уже говорилось выше, лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними биологическими факторами.

Исследования показывают, что для ленивых по сравнению с неленивыми более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по внутреннему балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая мотивация успеха.

Соответственно для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по внутреннему балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая мотивация успеха.

Таким образом, так называемая лень зависит и от мотивации, и от «силы воли», которые определяются наличием таких природных задатков, как сильная или слабая нервная система, преобладанием возбуждения или торможения по внутреннему балансу (выраженностью потребности в активности).

Ю.С. Ошемкова полагает, что лень является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор полагает, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и пониматься как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.

Во-первых, лень не является полным расслаблением и отдыхом. Это демонстрация полного расслабления. А по сути протестное поведение. Возникшее из непонимания предстоящего дела или несогласия с ним. Лень включается когда предстоящее дело кажется бесполезным в данную секунду в сравнении с другим делом. Лень выносить мусор, когда во что-то увлеченно играешь.

Ленивое поведение - это неделание ради самоутверждения непрямым способом. Лень - это компенсационное поведение, позволяющее уменьшить травму от ненависти родителей к желанию ребенка самоутверждаться и проявлять свою волю. Ребенок не выдерживает родительского давления, и как бы говорит: "Это не я виноват - со мной не боритесь. Лень виновата, с ней боритесь."

Исходя из вышесказанного, бороться с ленью - это протестовать против протеста вместо того, чтобы исследовать суть проблемы и решать ее, т.е. такое же ленивое поведение.

Лень возникает от того, что усталый родитель в трудной бытовой ситуации выбирает поскорее справиться с физическими последствиями в одиночку и накричать на ребенка. Если ребенок разбил вазу, родитель может взять веник сам и попросить ребенка взять совок, чтобы убрать вместе. Показать пример и поддержку в устранении негативных последствий. А может плюнуть на все, и убрать осколки побыстрее, и параллельно накричать на ребенка. Так ребенок приучается к тому, что если он чего-то не сделал или поступил плохо, достаточно всего лишь вытерпеть выволочку и осуждение. Подробнее тут:

Если ты априори должен выполнять требующие значительных личных усилий действия, не получая взамен ничего, то как только ты начнешь задумываться о смысле происходящего, возникнет непреодолимое желание всех послать и ничего не делать. Это я называю ленью.

Лень, на мой взгляд, означает одно из двух: или вы действительно устали и вам нужен отдых, или у вашего мозга есть какие-то конкретные причины не делать определенные дела. Причины могут быть завуалированы, потому что их не всегда приятно сознавать.

Возможно, вы ленитесь что-то делать, потому что боитесь, что не сумеете справиться, и вам легче признать свою лень, чем некомпетентность; возможно, это некий другой страх (например, лень идти к врачу из-за страха боли или стоимости услуг); или же выполнение дела повлечет за собой какие-то другие нежелательные действия (например, лень звонить своему научному руководителю, потому что потом придется делать что-то по диплому) или же вам неприятно выполнение какого-то дела, и вы ждете, что его сделают за вас и т.д.

Чтобы бороться с ленью, нужно определить для себя ее причину, и далее будет ясно, что с ней делать (или не делать).

Если говорить о лени у взрослых (прокрастинации), то она связана, вероятно, не с протестом, а с интуицией. Мозг, как мы знаем, является очень мощным вычислительным прибором, и он делает огромную работу за столь короткое время, что мы иногда не успеваем ее осознать - интуиция действует примерно так.

Когда перед нами встает некая задача, мозг мгновенно оценивает, стоит ли она предполагаемых затрат физической и (особенно) умственной энергии, и нельзя ли получить результат альтернативным путем, с меньшими затратами.

"Результат" для мозга измеряется в дофаминовом эквиваленте: дофамин = это такой нейромедиатор, ответственный за подкрепление деятельности, поощрение, и, в каком-то смысле, за удовольствие/радость/воодушевление.

Интуиция подсказывает нам, что хапнуть дофамина за часовую пробежку можно много - правда, потратив гору энергии. При этом почти бесплатно с энергетической точки зрения в разы больше дофамина даст 15 минут игры на смартфоне/чтения соцсетей/просмотра видео. Мозг начинает нажимать на тормоза и отговаривать от пробежки. Мы чувствуем лень, нам "в лом", и это не потому, что мы ленивые, а потому, что у нас очень хорошо развит мозг.

Однако, в нашем мозге есть и еще более продвинутые участки, чем те, которые работают интуитивно - это префронтальная дорсолатеральная кора, самая молодая с эволюционной точки зрения его часть. Там работают механизмы осознанности, абстрактного мышления и контроля за поведением.

Эти участки мозга включаются, выводят на наш внутренний монитор данные о нашем весе, самооценке, приводят доводы о сравнении с другими особями, напоминают о смертности от атеросклероза, и мы, вздохнув, идем совершать энергетически невыгодные действия в виде бега, качания пресса, зарабатывания денег и тп.

Как включить эти участки мозга, как натренировать их, чтобы они побеждали чаще? Сейчас это передний край нейрофизиологии. :)

Лень в моем понимании, это не желание принимать решения, брать на себя ответственность, да и просто боязнь трудностей, попробую аргументировать свое мнение по этой(если можно так выразиться) проблеме.

Лень как пофигизм, иногда полезна ввиду того, что при определенных неудачах равнодушие не позволит вам сильно настроиться, не принимать все близко к сердцу. Если задумываться, то ничего не надо принимать близко к сердцу, как это правильно было показано в фильме (показ которого был довольно недавно) "Шпионский мост", не буду вдаваться в подробности фильма, но в моменте где у русского шпиона(приговоренного к смертной казни) спрашивают почему вы не волнуетесь, на что он отвечает "А это поможет?"

С другой стороны лень как:Бич 21 века. Что нужно большинству людей? Деньги. Их в свою очередь отдают другие люди, потребители. Общая масса, которой что покупать, что есть, что смотреть диктует реклама и соответственно, люди которым нужны деньги.Идеальный потребитель это кто? Человек без своего мнения, человек который находиться так глубоко в зоне комфорта и общего мнения, что уже и не хочет бороться за свою идею, за свое существование. Ведь есть такое правило для человека потерявшегося, в лесу, в пустыне неважно где:" Лучше принять неправильное решение, чем не принять его совсем". Это правило говорит нам о том, что в лесу нельзя останавливать, в противном случае вероятность твоего спасения и выживания мала. Вот именно вопрос выживания и заставлял издавна, человека двигаться. Делать то что не хочется, а надо. Я как мастер спорта по борьбе могу с уверенностью сказать что, много что надо делать когда не хочется, кто сказал надо? Я сам! Потому что я хочу... Допустим я хочу набрать определенную физическую форму и для этого мне нужно тренироваться 2 месяца по 3 раза в неделю, но ведь в любом случае на станет день, когда мне не захочется тут появляется лень, сразу найдутся отговорки и причины почему тебе именно в этот день не надо идти тренироваться, потом думаешь, что может остановиться взять передышку, дать себе недельку отдыха, на этом и останавливаются восемьдесят а может и все девяноста процентов населения, боязнь трудностей вот та проблема, из-за которой мы и останавливаемся. А ведь кто не остановился и работал над собой в итоге и радуются жизни потому что их не тяготит общество, ты один и ты волен делать что хочешь ты, достигать любых целей каких захочешь, но нельзя останавливаться надо модифицировать себя, тем самым будет повышаться уровень твоего общества, кто-то отвалится, а кто-то последует твоему примеру. На этой лирической и я бы даже сказал мотивационной ноте, хотелось бы и закончить.

Определения лени, причины лени

Другое определение лени - «потребность в экономии энергии». Лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Причинами лени могут быть :

  • Переутомление, объективная вымотанность орга­низма, растраченность физических, энергетических и эмоциональных ресурсов.
  • Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу» - когда мы тратим время своей жизни на дела, не явля­ющиеся для нас желанными.
  • Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи.

Часто лень может быть признаком депрессии .

В психологии лень - это отсутствие мотивации .

По современным предположениям, уровень лени у особи может задаваться генетически.

Лень в культуре

  • В «Божественной комедии » Данте Алигьери лентяи находятся в 5-м круге ада.

См. также

  • Яртыгулак и лентяи
  • Емеля (персонаж)

Примечания

Литература

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Лень" в других словарях:

    лень - лень, и … Русский орфографический словарь

    лень - лень/ … Морфемно-орфографический словарь

    Толковый словарь Даля

    Муж., урал. рыба, вероятно линь. II. ЛЕНЬ жен. неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству. | нареч. свойство или качество это в действии; не хочется, ленюсь. Лень (олицетворение), затвори дверь … Толковый словарь Даля

    Лентяй: человек, который не делает вид, что работает. Альфонс Алле Мы охотнее признаемся в лености, чем в других наших недостатках; мы внушили себе, что она, не нанося большого ущерба прочим достоинствам, лишь умеряет их проявление. Франсуа… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? лени, чему? лени, (вижу) что? лень, чем? ленью, о чём? о лени 1. Ленью называют отсутствие желания работать, делать что либо. Лень одолела. | Лень матушка. | Студентом он немного занимался… … Толковый словарь Дмитриева

    ЛЕНЬ, лени, мн. нет, жен. 1. Отсутствие желания работать, нелюбовь к труду. Лени его обуяла. «Когда лень, всё идет через пень.» (посл.). || Отсутствие желания делать что бы то ни было. Побороть в себе лень. Лень напала (не хочется даже с места… … Толковый словарь Ушакова

    Бездействие, безделье, косность, неподвижность, покой, праздность, апатия, инерция. . Белинск. .. Ср. бездействие, покой... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    И; ж. Отсутствие желания работать или делать что л.; нелюбовь к труду. Л. одолела. Лень матушка (ирон.). // Состояние вялости, сонливости; апатия. Поддаться сладкой лени. ◁ Лень кому, с инф. неизм.; в функц. сказ. Разг. Об отсутствии желания… … Энциклопедический словарь

    лень - универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Чтобы разобраться в лени, нужно уточнить ее суть. Лень выполнять определенную работу. Есть два… … Большая психологическая энциклопедия

    ЛЕНЬ, и, жен. 1. Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью. Побороть в себе л. Л. матушка раньше нас родилась (посл.). 2. в знач. сказ., кому, с неопред. Не хочется, неохота (разг.). Л. идти. Все, кому не л. (всякий, кто… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Лень и ее лечение , Флёри Морис. Репринт с издания. Москва, 1898. Флери рассматривает лень не как особенность характера, а как "плохую привычку мозговой деятельности", "заболевание", которое поддается лечению. Это надежда…

Даже самым трудолюбивым из нас знакомо чувство лени. Что уже говорить об основной массе народа. Иногда лень превращается в стиль чьей-то жизни, прочно укореняясь в поведении. Откуда берется лень и можно ли ее подавить еще на стадии зарождения? Стоит ли ее бояться? Может быть, она не так уж и вредна? Возможно причины лени связанны с эволюционными механизмами адаптации человека? Благодаря этому свойству, мы просто не тратим свое время зря. Почему тогда с самого детства нас учат, что лень – это плохо? И вообще, так ли она страшна, как ее описывают?

Что такое лень?

Лень - это, когда кто-то выбирает свободный досуг вместо активной деятельности. Он отказывается заниматься чем-то конкретным, либо вообще что-либо делать. Психологи характеризуют лень, как вредную привычку. Еще раз подчеркивают деструктивность этого понятия. В психологии даже существует термин синдрома прокрастинации – регулярного откладывания важных дел на потом. И тут начинается самое интересное. Так ли опасна лень и прокрастинация, как их нам описывают?

По мнению многих специалистов, синдром прокрастинации возникает в ответ на бессмысленность выполнения определенных задач. То есть, нам лень браться за работу, в которой наше подсознание не видит здравого смысла. С другой стороны, человек, особенно в юные годы, просто не в состоянии адекватно оценить архиважность всего, что ему поручают. Вот и выходит так, что вред или польза лени зависит от источника ее происхождения.

Откуда берется лень?

Теперь мы вплотную подошли к причинам появления лени. Они определяют, стоит ли бороться с этим чувством, либо, наоборот, следует прислушаться к подсказкам своего организма. Ведь от того, откуда берется лень, напрямую зависит куда ее стоит послать! Либо в соображалку, чтобы понять ее суть, либо просто подальше!

Чувство лени, или синдром прокрастинации, чаще всего не являются нашими союзниками. Поэтому оправдывать свою инертность высшими материями не стоит. Так же, как и искать оригинальные способы борьбы с ленью. Самый лучший прием – просто взять и сделать! Без лишних философствований и самоанализа.

Причины лени

Для тех, кто все же решил заглянуть в суть проблемы, разберем основные причины лени и рекомендации к действиям. Ведь знание своего врага – первый шаг на пути к его преодолению. Поскольку лень является подсознательной реакцией организма на определенную деятельность, то для ее понимания необходимо разбираться в основах психологии.

Недостаточная мотивация

Человеку лень браться за дело, если он недостаточно мотивирован к нему. Это, если говорить о внешних стимулах. Например, ребенок охотнее выучит уроки, если будет знать, что после этого получит что-нибудь приятное. Или не получит что-нибудь неприятное. В таком случае, с чувством лени можно бороться подкупом либо угрозой.

Сложнее повлиять на себя самого. Самомотивация взрослых – наука сложная и не всем доступная. Но, при этом, крайне важная. Ведь идти или не идти на работу, искать или не искать очередного клиента – может быть куда значимее домашнего задания. И последствия такой лени будут на порядок хуже, чем двойка за четверть.

Бессмысленность деятельности

Все же, не стоит исключать того, что запланированная работа не имеет смысла. В таком случае прокрастинация – первый помощник и советник! Внутренний голос не имеет огромного арсенала механизмов для воздействия на человека. Но те, что есть – очень эффективны. Сперва начинается лень. Если ее неправильно интерпретировать, следующим этапом станет депрессия и нарушения психосоматики.

Если взрослый трудолюбивый человек регулярно ощущает чувство лени в отношении определенного занятия, ему стоит еще раз пересмотреть важность его выполнения.

Паталогические состояния

Лень может возникнуть вследствие заболевания. Паталогическая усталость не касается чего-либо одного, а охватывает все сферы жизни. Причины болезненной лени разнообразные. От обилия стрессов и регулярного переутомления, до вирусных или бактериальных инфекций и т.п.

При возникновении подобного состояния, необходимо на время взять отдых и, в зависимости от серьезности его проявлений, даже обратиться к врачу. Со здоровьем шутки плохи и лучше недельку расслабиться дома, чем потом месяц перенапрягаться в больнице.

Неуверенность в себе

Возможно, на первый взгляд, лень и уверенность в своих силах имеют мало общего, но на практике люди очень часто откладывают важные дела на потом, опасаясь, что они не смогут их выполнить. Повышая свою самооценку, можно пересилить свои страхи и стать более активным. Понять, что лень – это боязнь неудачи. Но, если ничего не делать, то успех не придет сам собой. Лучше всего, если такого человека поддержит его ближайшее окружение, поможет ему поверить в свои силы.

Слабая сила воли

В жизни важен баланс между хочу и необходимо. Некоторые люди, из-за их характера либо воспитания, не могут заставить себя что-то сделать. Их лень – это слабость, а не протест против чего то. Им не хватает самообладания, самоконтроля и саморегуляции. Воспитание в себе этих «трех китов», на которых держится сильная воля, превратят в активиста даже отъявленного лентяя.

Безответственность

Лень свойственна тем, кто не привык за что-либо отвечать в своей жизни. Банальное желание «плыть по течению» и взвалить свои проблемы на кого-то другого. Вина за это лежит на их родителях. Во всяком случае, им так удобнее думать. У них вечно виноваты другие, а что-нибудь делать мешают обстоятельства и т.п. Чем старше становится человек, тем ему сложнее изменить этот стереотип мышления.

Образ жизни

Продолжение предыдущих пунктов, обобщающее их основные тезисы. Лень для многих становится стилем поведения. Вспоминается советский мультик о ленивом мальчике, который попал в страну Нехочухию, где он встретил главного Нехочуху – большого, аморфного и несамостоятельного человека. В юмористической форме создатели анимационного фильма продемонстрировали настоящий культ лени, и к чему он может привести своих адептов. В этом случае лень – губительная привычка и от нее следует избавляться.

Мы рассмотрели, что такое лень. Узнали причины ее появления. Разобрали в каком случае она может быть полезна, а когда лучше от нее отказаться. Главное, чтобы полученные знания не лень было применить на практике. Ведь злейший враг пассивности – действие. И чтобы побороть лень, в первую очередь, следует начать это делать!

Очень часто симптоматика лени способствует разрушению нормальной жизни, становится причиной социальной дезадаптации. Для взрослого человека лень становится огромной проблемой, которая мешает работать, обеспечивать свою семью, выполнять профессиональные задания.

Продвижение по карьерной лестнице требует усиленных целенаправленных действий, разработки плана и поэтапного выполнения своих заданий. Только по-настоящему трудолюбивый человек способен добиться настоящего успеха на профессиональном уровне.

То же касается и детей, у которых важной частью успешности считается школьная учеба, выполнение программы обучения. Если ребенок не успевает решать школьные задачки, учить программу из-за лени, эта проблема становится существенной и незамедлительно требует коррекции.

Лень вызывает проблемы в семейной жизни. Такие люди часто ссорятся и небрежно относятся к романтическим отношениям, не ценят супругов. Они не привыкли убирать за собой, иногда лень даже готовить еду, мало общаются с детьми, не уделяют им внимания. Брак с такими отношениями трещит по швам и буквально разваливается на части, медленно изматывая супругов.

Если рассматривать признаки лени как библейский феномен, следует заметить, что она входит в список семи тяжких грехов. Так же, как и для похоти, чревоугодия, гнева, зависти, жадности и гордыни, для лени предусмотрено серьезное наказание. В «Божественной комедии» Данте Алигьери для лентяев обеспечен пятый круг ада.

Считается, что лень очень усугубляет поведение человека в принципе и даже толкает на более серьезные преступления, лишь бы не работать и не перетруждаться. Она рушит настоящие планы на жизнь и на хорошие поступки человека и в то же время оправдывает бездейственность по отношению к собственной персоне и социуму в целом. Лентяи, по сути, теряют человеческое лицо, объясняя свое поведение неоправданными причинами, и оправдывают себя.

Основные причины развития лени

Иногда лень возникает спонтанно, не затрагивая изменениями психологическую или соматическую сферу активности человека. Такой вид наблюдается очень часто, но иногда все же можно найти изначальный пусковой фактор лени. В большинстве случаев он кроется в психологической установке, соматическом недостатке энергии и жизненных сил или стрессовом факторе. Часто подразумевает собой проявление тяжелого психического заболевания. Естественно, сложные случаи выявляются очень редко, но все же занимают место в статистике психических заболеваний среди населения.

Причины лени у взрослых


Для взрослых причины лени могут зависеть от уровня физической и психологической нагрузки в рабочее время, а также от полноценности отдыха и восстановления сил. Естественно, для трудоголиков с ненормированным рабочим днем будет нормальным чувствовать усталость вечером и неохоту выполнять какую-либо работу. Усталость ощущается как недостаток сил и энергии для деятельности и желание побыть в спокойствии.

Очень часто причиной лени становится отсутствие жизненной энергии вследствие соматических патологических изменений в организме человека или расстройства нервной системы. В таких случаях следует обратиться к врачу-специалисту, сдать анализы и обследоваться, возможно, причина кроется внутри организма и свидетельствует о каком-либо нарушении внутреннего баланса.

Иногда общий характер и темперамент может определять продуктивность труда каждого человека. Например, один способен выполнить более 10 поручений в течение полудня и считает это нормой, а другой сделает два задания той же сложности, будет думать, что слишком перетрудился, и пойдет отдыхать. Именно это может играть важную роль при конкурсе сотрудников на одну вакансию, где продуктивность труда - важная его часть. У активных и трудолюбивых кандидатов намного больше шансов продвинуться по карьерной лестнице и добиться профессиональных успехов.

Ничего делать не хочется человеку, который не заинтересован в результате и считает, что может обойтись и без выполнения некоторого действия. Это свидетельствует об отсутствии мотивации, дополнительного стимула или причины, чтобы совершать те или иные поступки, заниматься какой-либо деятельностью. Такие незаинтересованные в будущем люди не строят планы, а просто плывут по течению.

Очень частой причиной лени бывает отсутствие проявления воли. Человек постоянно склонен откладывать на завтра те дела, которые вполне способен сделать сегодня, и не может оценивать это критически. Постоянно кажется, что завтра будет больше времени, больше сил или больше возможностей, но толкать дела впереди себя долго нельзя. Рано или поздно их накопление опустится тяжелым грузом и будет давить на плечи, станет грозить настоящим авралом.

Чаще всего лень делать ту работу, которая совсем не интересна человеку. Если задание не вызывает никакого интереса и не может увлечь, значит, выполнить его не столь просто. В таких случаях очень сложно найти дополнительную мотивацию и заставить себя.

Иногда человек очень боится браться за ту работу, которая требует значительного внимания и ответственности, а также спроса после выполненного задания. Это больше связано с психологическими установками с самого детства, когда трудные или сложные задания родители предпочитали не доверять ребенку. В таких случаях развивается чувство относительной неполноценности, которое не позволяет возложить на себя какие-либо обязательства по выполнению сложных и ответственных заданий.

Современные научные исследования не стоят на месте и с каждым днем продвигаются вперед в изучении человеческого генома. На данный момент выявлен и выделен ген человека, который отвечает за лень. Это отнюдь не прорицает лентяйское поведение, а только обеспечивает склонность. Эту склонность можно развивать и подкреплять, а можно бороться с ней вопреки особенностям генома организма.

Причины лени у детей


Причины данного состояния у детей мало чем отличаются от взрослых, но преобладающие факторы несколько иные. Первоочередную роль играет отсутствие мотивации. Задания в школе выполняются на рутинном уровне, который не требует объяснения актуальности выполнения упражнений.

Каждая задача решается потому, что «так надо». Этого недостаточно, чтобы мотивировать молодой, полный силы и энергии организм направлять свои ресурсы на умственную деятельность. Большинство школьных заданий не способно заинтересовать ребенка, и поэтому он начинает лениться или испытывать ощущение бессилия.

Весомой причиной может оказаться и слишком высокая сложность заданий для ребенка. Низкая успешность может мотивироваться изначальным недопониманием сути заданий и последующей ленью с неумением выполнить его. Ребенок никак не может решить задачу, и в скором времени он перестает пытаться делать это. Такое состояние родители называют ленью, ругаются и соответственно наказывают, но это не помогает.

Заинтересованность в деле и весомая мотивация играют первоочередную роль в выполнении ребенком поставленных задач. Детский кругозор и выбор дел довольно прост. Поставленное задание должно нравиться или нести за собой соответствующее вознаграждение. Ребенок должен понимать причинно-следственные связи выполнения задач и получения желаемого.

Признаки развития лени


Ленивого человека распознать несложно. Стоит только посмотреть на его распорядок дня и процентное соотношение времени безделья к суткам. Это совсем не значит, что такой человек способен только лежать, не двигаясь часами в кровати и хлопая веками.

Современные технологии давно изобрели для лентяев способы «активного» проведения досуга, не прилагая значительных усилий. К ним относят телевизор, интернет, компьютерные игры. Если смотреть чисто с физической точки зрения, двигательных действий во время использования этих современных новинок действительно мало.

Более важные или сложные задания лентяи откладывают «на позже» и не уделяют им должного внимания. Обычно избегают ответственности в пунктуальном выполнении какого-либо уговора или задания, редко выполняют срочную работу.

Но, как говорится, лень - двигатель прогресса. Немало удобных приспособлений, которые уменьшают человеческий труд и упрощают задачу, придумали именно лентяи. Они не желали выполнять больше, чем необходимо. От колеса до современных роботов, которые делают работу по дому... Специальные механизмы способны осуществлять те задания, что требуют рутинной траты энергии и сил.

Ленивым людям легче придумать способ, как облегчить себе задачу, чем делать ее так, как требуется. Иногда это занимает даже больше времени, чем выполнение, но оно обычно стоит того. Легче тысячу раз убедиться в невозможности обойти выполнения чего-либо, чем сделать это.

На работе такие люди придерживаются медленного темпа, но при этом редко выбиваются из колеи. Они делают ровно столько, сколько нужно, чтобы не ругали, и ни капли больше. Свое время и силы ценят превыше всего.

Разновидности лени и их характеристика


Лень классифицировали по множествам признаков, включая причины и особенности каждой. Наиболее отличительным является разделение ее по сферам обоснования. Какие именно процессы наиболее сильно поражаются ленью, таким видом ее и называют.

Существуют следующие разновидности лени:

  • . Это чувство, возникающее как сигнал от тела. Может свидетельствовать об усталости, изнеможении или истощении физического потенциала организма. Безусловно, для продуктивной работы необходимо правильно чередовать период труда и отдыха.
  • Мыслительная лень . Неспособность даже думать или анализировать какие-либо процессы. Часто наблюдается у работников умственного труда, когда после тяжелого дня сложно заставить себя посчитать элементарные числа или вдуматься в смысл инструкции.
  • Эмоциональная лень . Больше похожа на истощение любых возможностей проявлять чувства. Иногда наблюдается как следствие усталости или стрессового фактора. Человек настолько устал, что выполняет любую работу без проявления каких-либо эмоций, и не способен их выявлять даже в тех ситуациях, которые этого требуют. Равнодушие к выполнению рядовых задач обесцвечивает рабочий день и лишает возможности получать удовольствие от труда.
  • Творческая лень . Описывается как процесс, который наблюдают во время придумывания новых решений, идей. Часто, если нужно заняться организацией чего-либо интересного и творческого, нужно отключиться от рутинных задач и сконцентрироваться на основном.
  • Патологическая лень . Это крайняя степень любой ее разновидности, которая проявляется в отсутствии мотивации для выполнения каких-либо задач. Человек просто не хочет заниматься ничем или осознанно бездельничает, даже не объясняя это любыми причинами.

Важно! Патологическая лень должна наблюдаться после полного отдыха и при условии отсутствия усталости.

Как побороть лень


Способ избавления от лени зависит от причины ее возникновения, ее вида и степени запущенности процесса. Например, если человек едва выползает с кровати, о спортивных хобби не может быть и речи.

Рассмотрим способы борьбы с ленью:

  1. Если лень является следствием усталости организма, следует хорошо отдохнуть, покушать и отвлечься.
  2. Если причиной выступает физическое или соматическое заболевание, нужно обратиться к врачу. Только он сможет правильно объяснить, как бороться с ленью, вызываемой неким соматическим недугом.
  3. Рекомендовано ставить себе высокие цели, постоянно строить планы на будущее и добиваться этап за этапом. Нельзя оставаться без мечты, ведь тогда жизнь будет казаться бесполезной.
  4. Не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Золотая истина, как никому, подходит для лентяев. Нужно заставить себя выполнить хотя бы часть работы или распланировать ее на несколько дней. После первых 10 минут появятся энтузиазм и силы, чтобы завершить дело полностью.
  5. Если работа вызывает исключительно приступы лени, стоит задуматься, а действительно ли это то, чем можно заниматься всю жизнь. Возможно, профессия просто не подходит или вакансия не слишком хороша для выполнения этих задач.
  6. Когда причиной лени становится боязнь ответственности, следует выяснить для себя, кто в вашей жизни принимает решения. Необходимо поверить в собственные силы и поднять самооценку. Следует начать с незначительных, но ответственных дел, а потом со временем наращивать объем. Только так можно стать по-настоящему успешным человеком.
  7. Важно научиться распределять свое время правильно, устанавливать четкие границы выполнения работы и отдыха. Планирование позволит обозначить рамки, когда можно полениться, и не заставит волноваться о том, когда должна быть выполнена работа.
Как избавиться от лени - смотрите на видео:


Лень всегда оставляет человека на шаг позади от своей мечты и составляет большую проблему. Она усугубляет амбициозность, снижает шансы на успех в профессиональной сфере, увеличивает количество ссор в семье. Избавляться от нее нужно как можно скорее, так как чем дольше человек пребывает в таком состоянии, тем сложнее его вывести из него. Но есть и плюсы, немного расшевелив человека, можно с легкостью добиться продуктивности его работы, главное, чтобы не осталась привычка избегать труда любыми возможными способами.

Что еще почитать