Цель человека определяет его внутренний мир. Внутренний мир человека и возможности его познания. Что такое внутренний мир человека

«У него богатый внутренний мир», «Для меня важен только внутренний мир», «Я не хочу никого пускать в свой внутренний мир» и другие похожие фразы слышим мы чуть ли не каждый день. Думаю, и вы, многоуважаемый читатель, произносили или слышали что-то похожее. Но что это за мир такой? Зависит ли он от самого человека или это некая неизменная, не поддающаяся корректировке? Предлагаю вам вместе разобраться в нюансах столь сложного, но, казалось бы, простого понятия.

Внутренний мир – очень интересный феномен. Все ощущают и понимают, когда что-то ему не соответствует, но мало кто может четко сказать, из чего состоит его внутренний мир. Итак, кто-то романтично называет это душой, кто-то апеллирует научными понятиями типа «самосознания», кто-то скажет, что это индивидуальность человека.

Я же считаю, что внутренний мир – это своеобразное ядро человека, определяющее его как личность и обуславливающее успех (неуспех) социализации (внедрение в общество). Но как всегда обо всем по порядку.

Общая информация о внутреннем мире

Хочу познакомить вас с несколькими фактами, описывающими суть внутреннего мира человека. А после разобрать его по отдельным компонентам. Итак, общая информация.

  1. Внутренний мир поддается влияниям извне. Изменить его может любая случайность. Например, человек, выросший в злобе и жестокости, был уверен, что весь мир такой. Но после помощи от случайного прохожего (допустим, нашему гражданину из примера стало плохо, а незнакомец вызвал скорую и тем самым спас жизнь) моментально меняет свои взгляды. И сам начинает помогать людям, хотя раньше такого не делал.
  2. Нет четких причинно-следственных связей. Любое влияние извне может дать непредсказуемый результат.
  3. Внутренний мир – система, склонная к самостоятельной регуляции и стремлению к стабильности, стереотипности. В рамках пояснения этого факта идеально подходит фраза «Поспи. Утро вечера мудренее. Все само «устаканится». За ночь подсознание действительно может самостоятельно ответить на возникшую проблемную ситуацию, «порыться» в архивах и выдать ответ.
  4. Внутренний мир развивается в единстве времени (от прошлого к будущему через настоящее). Его изменения не обратимы. Например, если человек пережил предательство, то он уже не сможет вычеркнуть этот опыт. Но он обязан научиться с ним жить.
  5. Говоря о внутреннем мире, мы подразумеваем субъективные, часто абстрактные элементы. Например, четкие знания и навыки, которые можно кому-то передать, не являются внутренним миром человека. Это внешний, довольно материальный мир, проникший в человека и оставшийся неизменным. Но в то же время если речь идет о творческой профессии, то человек может выражать свой внутренний мир на картинах или в песнях, но опять же при всем желании он не передаст свой «запал». Именно поэтому кто-то становится легендарным певцом, музыкантом, художником, а кто-то остается незамеченным или быстро «угасает».
  6. Внутренний мир человека состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Нельзя однозначно сказать, какой из них первичен, а какой вторичен. Однако если их дифференцировать на биологические и социальные, то, возможно, первые (например, способности, темперамент) запускают становление внутреннего мира. Хотя по мере накопления социальных элементов (опыт, убеждения) биологические факты могут оказаться менее влиятельными.
  7. Существует теория, согласно которой у каждого человека есть потаенные глубины внутреннего мира. Для их активации нужно либо столкновение внешнего и внутреннего мира, либо сознательный интеллектуальный и духовный поиск. То есть исходя из этой теории, ответ на вопрос «Можно ли развить, обогатить, углубить внутренний мир?» будет положительным.

Составные элементы внутреннего мира

По определению отечественного психолога Владимира Дмитриевича Шадрикова, внутренний мир человека – это «потребностно-эмоционально-информационная субстанция, формирующаяся при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражающая все многообразие его бытия».

Таким образом, внутренний мир человека включает в себя как врожденные характеристики, например, темперамент, так и приобретенные, например, накопленный опыт. На каждый компонент, конечно, можно написать по отдельной статье. Но раз мы говорим о их совокупности, то в данном материале я хочу кратко рассказать о каждом элементе внутреннего мира и том, как они между собой связаны.

Темперамент

Под темпераментом подразумеваются врожденные свойства психики, проще говоря, это тип психики. Это скорость психических реакций, реакции торможения и возбуждения. В отличие от характера, темперамент дан человеку с рождения.

От типа нервной системы зависит:

  • активность («энергичность-медлительность», «стремительность-инертность», «быстрота-инфантильность», преобразование внешней энергии во внутреннюю, специфика самовыражения);
  • моторные особенности (скорость, темп, сила, резкость);
  • эмоциональность (специфика реагирования на ситуации).

Существует несколько теорий темперамента. Согласно одной, бывает 4 типа людей:

  1. Сангвиник. В человеке преобладает кровь. Реакции торможения и возбуждения сильны, но при этом уравновешивают друг друга. Человек активен. На практике они часто берутся за новые дела, помогают людям, не остаются равнодушными, четко планируют цели и добиваются их, любят жизнь, регулярно расширяют кругозор. Однако в эмоциях и чувствах часто поверхностны.
  2. Флегматик. Преобладает слизь (конечно, все это в переносном смысле). Реакции возбуждения и торможения сильны, но малоподвижны. Такой человек отличается скупостью реакций и эмоций, выдержкой, умением подстраиваться. Про него можно услышать выражение «никого не пускает в свой внутренний мир», «скользкий тип».
  3. Холерик. Преобладает желтая желчь. У такой личности реакции не уравновешены и сильны, возбуждение преобладает над торможением. Это порывистые и нервозные люди. Однако в своих интересах стабильны. Нередко в быту можно услышать про них фразу «у него сложный внутренний мир».
  4. Меланхолик. Преобладает черная желчь. Реакции торможения и возбуждения слабы. Человек отличается эмоциональностью и ранимостью. Часто пребывает в состоянии внутренней борьбы, рефлексии, задумчивости. Беден на контакты и внешнее проявление эмоций, хотя на деле они очень глубокие. Фраза «хрупкий внутренний мир» - про него.

Однако не бывает чистого типа, как правило, речь идет о комбинации нескольких, один из которых преобладает. Всего возможны 24 комбинации.

Темперамент во многом определяет интересы человека. От них в свою очередь тоже зависит внутренний мир, то есть его содержание. Интересы во многом бывают связаны с особенностями телосложения и психики, способностями. Так, например, согласно другой классификации можно выделить еще три вида темперамента, связанные с телосложением:

  1. Астеник (шизотимик). Это худощавый, жилистый, высокий человек. Он упрям и настойчив, нелюдим, отличается перепадами настроения. Нередко такие люди проводят время дома, читают книги, работают за компьютером.
  2. Атлет (иксотимик). Не отличается гибкостью ума, впечатлителен и сдержан. За это нередко получает звание поверхностного типа.
  3. Пикнический тип (циклотимик). Внешне похож на шарик. Отличается высокими коммуникативными способностями, реалистичностью взглядов, большим спектром эмоций.

Экстраверсия – интроверсия

Еще одно врожденное качество, определяющее внутренний мир.

  • У экстравертов энергия, как правило, направлена на окружение. От этого их внутренний мир более примитивен, но зато внешний богат.
  • У интровертов все наоборот. Все силы направлены на работу над собой, создание своего внутреннего «уголка» и сохранение его в неприкосновенности.

Способности

Это врожденные особенности личности, обуславливающие больший успех индивида в какой-либо деятельности. Без постоянного развития способности «отмирают». Таким образом, важно найти свое занятие и постоянно повышать мастерство. В противном случае человек может потерять свою уникальность.

Со способностями тесно связаны задатки. Задатки – врожденные особенности психики (быстрая возбудимость, быстрые временные связи и так далее). По этому принципу можно выделить художественный, мыслительный и средний тип:

  • У первого преобладают ощущения, эмоции, чувства, то есть бессловесные формы восприятия; целостное представление о мире.
  • У второго – словесные формы; дифференцированное восприятие.
  • Третий тип сбалансирован.

Способностями обладает каждый человек. В своем развитии они проходят три этапа: одаренность, талант, гениальность. Таким образом, из каждого человека можно воспитать гения.

Характер

Это каркас личности, формируемый в процессе взаимодействия с внешним миром. Единица характера – черта. Над системой черт можно работать. Говоря проще, характер – это способы стереотипного реагирования человека на схожие ситуации. Характер базируется на привычках и врожденных особенностях.

Таким образом, это субъективное представление социального опыта человека. Это то, как человек относится к жизни (другим, себе, труду, вещам, культуре).

Мотивы и потребности

Мотивационно-потребностная сфера – двигатель человека. Она обуславливает его активность. Личностные потребности могут быть:

  • материальными (еда, машина, дом);
  • духовными (эстетические, этические, познание, признание).

Если естественные (биологические) потребности у всех людей одинаковы, то социальные (культурные) зависят от других компонентов внутреннего мира и от внешнего пространства, окружающего индивида.

  • Естественные потребности связаны с инстинктами.
  • Культурные – с волей, опытом, врожденными особенностями.

С помощью мотивов мы наделяем смыслом какую-либо деятельность или стимулируем себя. Совокупность устойчивых мотивов, не зависящих от внешних обстоятельств создает направленность личности. Это также имеет непосредственное отношение к внутреннему миру. Например, на этом фоне людей можно дифференцировать на корыстных и бескорыстных, добрых и злых, говоря более простым языком.

  • К осознанным мотивам относятся желания, интересы, стремления, склонности, идеалы, убеждения.
  • Неосознаваемые мотивы – установки. Они приходят из внешнего мира (общество, семья), как правило, формируются еще в детстве. Установки основаны на предшествующем личном опыте индивида.

Ценности, убеждения, мировоззрение

Это устойчивые представления человека о мире, себе и всех внутренних и внешних связях. Это ориентиры в жизни, определяющие путь личности. В структуру мировоззрения входят:

  • знания;
  • эмоции;
  • нормы и ценности;
  • поступки.

Все элементы кроме первого имеют непосредственное отношение к внутреннему миру человека. Как правило, ценности и убеждения приходят извне. Однако базируются они на врожденных характеристиках.

Мировоззрение и есть внутренний мир человека. Это его личная жизненная позиция. Мировоззрение определяет мотивы, которые в свою очередь, как мы помним, диктуют потребности и поведение. Однако поведение в свою очередь обусловлено еще и характером, темпераментом.

Мировоззрение подразумевает принятие или непринятие общественных норм, сложившегося уклада жизни, обстановки. Почему одни люди из семей алкоголиков выходят достойными гражданами, а другие становятся такими же алкоголиками? Все дело в мировоззрении. Два человека из нашего примера пропустили одинаковую ситуацию, но через разные призмы восприятия. Речь идет о врожденных психических отличиях, меняющемся окружении, силе воли, которые несмотря на одинаковые первичные неблагополучные условия дали разный результат.


Воля

Волевым называют человека, способного принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Часто в данном случае воля является синонимом свободы. Человек сам выстраивает свою жизнь. Воля определяет сознание и самосознание в том числе.

Воля противостоит инстинктам. Во многом воля определяет развитие личности:

  • Например, когда человек борется с травмами, фобиями и воспоминаниями от пережитых страданий для достижения внутреннего баланса.
  • Или когда вопреки жуткому чувству голода он остается человеком (не убивает, не крадет, а старается найти работу и честно получить кусок хлеба).
  • Или движимый желанием мести выбирает более нравственный поступок (помилование).

Все это входит в понятие «внутренний мир».

Стоит отметить, что именно возможность рационально мыслить, а не просто следовать инстинктам отличает нас от животных. Также воля позволяет нам концентрировать внимание, углубляться в вещи, сосредотачиваться на чем-то. Так, например, решение расширять кругозор и каждый день читать энциклопедию – волевое решение. Воля определяет организованность, целостность и направленность внутреннего мира и жизни человека.

Эмоции и чувства

Как я уже упоминала, эмоциональность тесно связана с темпераментом. Однако не все эмоции даны от рождения. Некоторые также формируются в процессе воспитания и самовоспитания, развития личности. К высшим эмоциям, которые и играют важную роль в нашей теме, относятся так называемые социальные чувства:

  • нравственные,
  • интеллектуальные,
  • практические,
  • эстетические.

Они зависят от окружения человека и развития всего общества. Однако так происходит не всегда. Приходилось ли вам слышать фразу (а может и чувствовать) «я будто не из этого поколения». В последнее время, например, значительно возросли агрессивность и равнодушие подростков. Однако всегда встречается индивид, про которого можно сказать «у него старая душа, он не такой». Чувства и эмоции, пожалуй, основа внутреннего мира. Через чувства происходит познание макромира, принятие или непринятие какого-либо феномена.

Если человек сам себя считает «пустым», бессердечным, «продавшим душу», то речь идет о чувстве утраты чувств. Да, простите за тавтологию, такое встречается. «Во мне что-то перегорело», «Я мертв внутри», «Она разрушила мой внутренний мир» – можно услышать, общаясь с таким человеком.

Опыт, или скопление образов

Почему глядя на одну и ту же картину, слушая одну и ту же песню или смотря один и тот же фильм, разные люди могут по-разному его воспринять? Или кто-то вовсе не поймет, а другой увидит глубокий смысл?

Все дело в накопленном нашей психикой опыте, а точнее образах. Вы даже сами не всегда можете осознавать, откуда они появляются. А они хранятся в подсознании. Иногда достаточно всего лишь одного запаха, чтобы ситуация воспринималась по-другому.

Я-концепция

Это самовосприятие человека, то есть представление о себе и «своем». Представление о себе тесно связано с убеждениями и ценностями. Причем отмечается взаимное влияние. В рамках Я-концепции можно выделить образ тела, образ себя, Я-идеальное и Я-социальное (как человека видят другие). Каждый элемент связан с другими.

От Я-концепции зависит:

  • внутренняя согласованность или рассогласованность личности;
  • самооценка;
  • самопринятие;
  • самоконтроль;
  • самоодобрение.

Я-идеальное стимулирует нас к личностному росту. Впрочем, как и Я-социальное (если критика конструктивна). Через Я-концепцию мы фильтруем поступающую информацию, приобретенный опыт. От этого одну и ту же ситуацию люди могут видеть по-разному или наоборот себя в одинаковых ситуациях видеть по-разному.

Чем выше уровень самопринятия человека, тем больше он открыт и лучше принимает других людей. Нередко самовосприятие не соответствует реальной ситуации, человек имеет искаженное представление о себе и окружающем его мире. Над этим можно и нужно работать, личностно расти.

Итоги

Таким образом, человек – это сосуд, изначально имеющий определенные «заводские характеристики» (темперамент). Тогда внутренний мир – содержимое, которым человек себя наполняет и которое трансформируется под влиянием «заводских настроек».

Каждый из описанных в статье компонентов – пазл одной мозаики, именуемой «внутренний мир». Это отражение окружающего его мира через призму собственных чувств и эмоций, потребностей, врожденных особенностей психики, приобретенных образов, убеждений, желаний и других элементов. Это субъективное (личное) представление человеком мира.

Людей с глубоким внутренним миром часто называют «сложными». Они отличаются нестандартным взглядом на обычные ситуации, рассудительны, видят мир сразу в нескольких проекциях и вариантах развития событий, уникальны, имеют хорошую интуицию. Конечно, с такими людьми хочется общаться, с ними интересно. Но вот вопрос: хотят ли того они? И хотите ли вы в итоге быть тем, кто проживает сразу несколько жизней, буквально видит людей и мир насквозь или наоборот «ничего не понимает».

Нередко такие люди оказываются отвергнуты и неприняты обществом из-за их нестандартного самовыражения. Кроме этого, они регулярно сталкиваются с собственными внутренними противоречиями. Они остро воспринимают социальную боль и несправедливость. Перефразируя известное выражение, их жизнь можно назвать «горем от глубокого и богатого внутреннего мира».

В заключение хочу порекомендовать вам книгу В. Д. Шадрикова «Мир внутренней жизни человека». Если хотите максимально глубоко погрузиться в тему внутреннего мира, то она – идеальный вариант. В книге описана суть внутреннего мира, его структура, функции, особенности развития, более подробно разобраны компоненты и индивидуальные варианты их проявлений, даже представлен сравнительный анализ внутреннего мира в норме и при патологиях (душевных расстройствах).

Надеюсь, время, отведенное вами на прочтение этого материала, можно считать потраченным с пользой и интересом. Буду рада, если от этого произошли положительные изменения вашего внутреннего мира!

Внутренний мир человека уникален и неповторим, благодаря этому феномену люди создают произведения искусства: живопись, музыку, шедевры литературы и кинематографического жанра. Глубокий внутренний мир людей обогащает планету и дарит много полезных открытий.

Что такое внутренний мир человека?

Понятие внутренний мир - очень многостороннее, оно может означать биологические процессы, происходящие в организме, такие как скорость соединения синапсов, расположение внутренних органов, процессы мышления, но в такой же мере это понятие можно отнести к душевной организации человека, состоянии в котором он находится: гармонии или хаоса. Внутренний мир есть у каждого человека, но у кого то – это целая Вселенная, а у других едва освещаемая «маленькая каморка».

Внутренний мир женщины

Мужчинам никогда не приблизиться к пониманию, каким бывает внутренний мир женщины, потому что прекрасные представительницы человечества сами для себя загадка. Внутренний женский мир – это сокровищница разных состояний, умение визуализировать события и явления и влиять на мир. Если внутри себя женщина замкнута и не разрешает себе цвести, быть красивой, она никогда не будет вдохновлять своего мужчину на свершения. Что помогает женщине обогатить свой внутренний мир:

  • общение с Божественным началом ( , пение мантр, разговор с Богом по душам);
  • чтение развивающей, психологической и духовной литературы;
  • рукоделие (то, которое нравится);
  • слушание классической музыки;
  • общение с подругами, женщинами старшего возраста;
  • общение с природой.

Внутренний мир мужчины

Популярная психология внутренний мир мужчины описывает как пространство, в котором он может предаваться мечтаниям, мыслям и психологами считается, что духовная организация мужчины более тонкая и ранимая, чем у женщины. В своем внутреннем мире часто успешный вовне мужчина – маленький мальчик, ищущий одобрения и признания, которых не смог получить от родителей. Мудрая женщина чувствует это и дает ему уважение и возможность вырасти. Развитию внутреннего мира мужчины способствуют:

  • путешествия;
  • умеренные аскезы;
  • спорт;
  • преодоление препятствий;
  • ответственность за семью;
  • душевные разговоры со своей второй половинкой.

Внутренний мир личности

То, из чего состоит внутренний мир человека сложно поддается описанию – это индивидуальный феномен. Все с чем сталкивается личность на протяжении жизни откладывает отпечаток на внутренней вселенной. Столкнувшись в детстве с травмирующими и трагическими событиями, человек несет в себе это в виде дисгармонии, выраженной в фобиях и неврозах, люди с «покалеченным» внутренним миром и во взрослом состоянии притягивают неудачи. Счастливое детство формирует в человеке внутренний образ надежного острова, в котором можно почерпнуть силы, излечить душу, в случае жизненного шторма.

Как выглядит внутренний мир?

Глубокий внутренний мир не имеет четкого образа в привычном понимании, его нельзя потрогать или навязать конкретную форму. Каждый раз – это может быть разный образ или форма, наполнение может быть долгое время одним и тем же, если человек «залипает» на определенных стереотипах, богатый внутренний мир у того человека который стремится к изменениям и познанию. Структура внутреннего мира человека может быть описана в следующих категориях:

  • эмоции – яркие события всегда идут в сопровождении эмоций и откладывают отпечаток на внутренний мир;
  • чувства – (любовь, ненависть, радость) подпитываются эмоциями и меняют привычное положение вещей;
  • мировоззрение – формируется в течение всей жизни и оказывает большое влияние на внутренний мир, это моральные ориентиры и принципы.

Как познать свой внутренний мир?

Как разобраться в своем внутреннем мире и не заблудиться? Древние мудрецы говорили: «познай себя – познаешь мир!». Человек разграничил явления и события на категории добра и зла, при этом забыл истину, что нет абсолютного добра и зла, поэтому познавая себя, люди чаще обращают внимание на положительные качества, а недостатки игнорируются и не анализируются, а ведь там столько потенциала спрятано, без которого внутренний мир скучный и пресный. Чтобы познать себя надо принять все без остатка и решить пользоваться этим или то, что в себе не нравиться трансформировать в новое качество.


Как изменить свой внутренний мир?

Недовольство своей жизнью, окружением и событиями приводит к тому, что осознанный человек начинает задумываться, что с ним не так, и может ли быть по другому? Да, богатый внутренний мир это истинное сокровище, а если не так, то пришла пора меняться. Начинать важно с маленьких шагов – предпринимая все и сразу есть риск сорваться и дальше никакая мотивация не поможет. Психологи и эзотерики дают следующие рекомендации по изменению внутреннего мира:

  • работа с телом (йогические практики, дыхательные техники, элементарная каждодневная зарядка для тела – в здоровом теле и дух воспрянет);
  • ментальные практики – работа с мыслями, фильтрация негативных и замена их на положительные;

Для того, чтобы менять внутреннее наполнение, важно перестать:

  • осуждать людей;
  • заниматься самобичеванием;
  • жалеть себя.

Развитие внутреннего мира человека

Душа и внутренний мир человека не находятся в застывшем положении и нуждаются в постоянном развитии. Богатый внутренний духовный мир напитывает душу и ее потенциал растет. С детства ребенку родители должны прививать чувство прекрасного, добродетели и учить выражать себя, свои эмоции. Внутренний мир развивается из простых действий и ритуалов:

  • правильное – пища должна быть лекарством для души и тела, все чем человек себя наполняет становится им;
  • взаимодействие с природой – лес, водные источники, чистый воздух наполняют тело энергиями;
  • помощь другим людям и умение просить помощи самому в необходимых случаях – все люди на высших планах это единый организм, помогая другим, нуждающимся в помощи, человек помогает себе;
  • благодарность – быть в этом состоянии, значит иметь гармоничный внутренний мир, всегда есть за что благодарить жизнь, бога;
  • умение радоваться и действовать из предложенных жизнью обстоятельств, какими бы они не были.

Внутренний и внешний мир человека

«Вы когда-нибудь испытывали чувство, что Вы находитесь в немилости у Вселенной?» – спрашивает героиня фильма «Облачный атлас» журналистка Луиза Рей у физика Айзека Сакса. О чем это? Человек приходит в этот мир с определенной миссией и за испытаниями. Внутренние миры, внешние миры – все взаимосвязано, они притягивают друг друга. Люди, у которых внутренний мир основан на стремлении к познанию истины, правды и борьбе за это могут столкнуться таким внешним миром, который даст им основания для этой борьбы. Все в чем нуждается внутренний мир – внешний дает это.

Книги, которые формируют внутренний мир человека

Хорошая литература как друг и даже способна стать духовным учителем для человека, познающего себя. Прочитанная книга для души и разума – это с пользой потраченное время, огромный ресурс и «кирпичик» в построении внутренней Вселенной. Книги, формирующие внутренний мир человека:

  1. «Мудрец и искусство жизни » А. Менегетти. Возвысится над бытом, порассуждать и ответить на полезные вопросы, предлагаемые автором: «Зачем я пришел в этот мир?» «Что такое счастье?» «Кто Я?».
  2. «Сундучок волшебных историй. Терапевтические сказки » Н. Безус. Путешествие вместе с героями волшебных сказок и ребенок и взрослый найдет то, что близко его внутреннему прекрасному миру, заденет струнки души и даст ресурсное состояние.
  3. «Ешь. Молись. Люби » Э. Гилберт. Книга, ставшая мировым бестселлером и воплотившаяся на экране. Метания главной героини и поиск опоры и любви внутри себя. Про то, как найти в себе свет.
  4. «Как упорядочить свой внутренний мир » Г. Макдональд. Внутренний мир может быть как цветущий сад, прекрасный и гармоничный, а может пребывать в хаосе, в результате которого мир как зеркало обрушивает на человека проблемы.
  5. «Жизнь без границ » Ник Вуйчич. Счастливый человек с богатым внутренним миром, согревающий людей одной лишь улыбкой и взглядом – он умеет быть счастлив – бог не дал ему рук и ног, но дал полное любви сердце.

Цель: сформировать представление о “Я - концепции”, ее основных структурных компонентах, акцентировать внимание на личностных качествах, необходимых для осознанного выбора профессии.

Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний)

Задачи урока.

Образовательные:

Дать представление о сложности внутреннего мира;

Познакомить со способами его познания;

Дать “инструмент” познания самого себя.

Развивающие:

Сформировать у учащихся интерес к самопознанию;

Развивать способность анализировать информацию, делать выводы;

Принимать самостоятельные решения.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное и внимательное отношение к личности человека.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Словесные (устное изложение – беседа, объяснение);

Наглядные (демонстрация иллюстраций, буклетов, презентации);

Практические (упражнения, выполнение тестирования).

Материально-техническое и информационное обеспечение:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • компьютерная презентация “Внутренний мир человека”; (Приложение 1)
  • буклет; (Приложение 2)
  • тест “Образ моего мира”; (Приложение 3)
  • плакат (на классной доске) с изображением яблони.

Структура урока:

I. Вводная часть (5 мин.)

1. Организация – внутренняя и внешняя подготовка к воспроизведению материала.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы и формулированию целей урока.

II. Сообщение нового материала (15 мин.)

  1. Самопознание.
  2. Внутренний мир человека.
  3. Способы познания.

III. Практическая работа. (20 мин.)

  1. Методика “Кто “Я”?”
  2. “Образ моего мира”.

IV. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)

V. Творческое домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

  1. Контроль посещаемости
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Педагог приветствует учащихся и отмечает отсутствующих.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы.

Вступительная беседа.

Давайте мысленно перенесемся в эпоху Средневековья. Мы бредем по вымощенным мостовым, узким улочкам, разглядываем дома. Вот на одном из них мы видим вывеску: огромный крендель и пара булочек. Из открытого окна аппетитно пахнет свежей выпечкой, да так, что кружится голова и хочется есть.

А вот над входом красуется сапог - великан и из дома доносится мерный стук мастера. Здесь нам помогут, если сломался каблук или оторвалась подошва.

Недалеко видна знакомая эмблема: чаша, вокруг которой обвилась змея. Значит, здесь опытный аптекарь приготовит лекарство, которое поможет от головной боли.

И чаще всего у детей ремесленников не существовало другого выбора, как продолжить дело своих отцов: сын банкира будет преумножать капиталы отца, сын врача – лечить людей, используя опыт предшествующих поколений, сын лавочника – торговать разными товарами.

А теперь вернемся в наше время.

С раннего детства вам задавали вопрос: "Кем ты хочешь быть?" или же: "Кем ты хочешь стать?" Ответ на него зависел и от вашего возраста, от настроения в тот момент и степени серьезности отношения к данной проблеме.Как же найти единственно верный, правильный жизненный путь, определиться в профессиональной деятельности?

А что значит правильный выбор? (Как вы думаете?)

(Чтобы профессия нравилась, соответствовала интересам, способностям человека, приносила доход, давала возможность развиваться, расти профессионально)

Что влияет на правильный выбор профессии?

(Мода, престижность, семейные династии, советы значимых людей, информация о профессиях)

С вашей точки зрения, какие качества личности мы должны учитывать при выборе профессии?

(Темперамент, характер, интеллект, коммуникативные способности, интересы)

Все перечисленные вами компоненты входят в структуру психологического портрета личности.

И сегодня мы постараемся для себя открыть самого себя.

(записать в тетради)

Тема раздела: "Современное производство и профессиональное образование"

Тема урока: “Внутренний мир человека и возможности его познания”

II. Сообщение нового материала

…Я знаю, есть на все ответ;
Я знаю, где черно, где красно;
Я знаю, что где на обед;
Я знаю, лжем мы ежечасно;
Я знаю, хищна волчья стая;
Я знаю, жалобы напрасны;
Я знаю все, себя не зная...

Франсуа Вийон - французский поэт

В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его самую главную тайну ? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь опустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили:

Что они решили? Как вы думаете?

Где может быть спрятана самая главнаятайна?

А теперь послушайте, как эта притча заканчивается:

“Давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.”

Почему боги оказались правы?

А в чем нет?

Вывод. Действительно, мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о земле, океане, далеких светилах. Но что бы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит любопытство по отношению к самому себе.

Человек - самое неизведанное и самое интересное для себя самого.

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в ваш внутренний мир и попробуем сделать несколько открытий.

Сейчас мы выполним работу, которая поможет вам сделать первое открытие.

(Слайд 4)

Практическая работа № 1 (записать в тетради)

А название работы мы пока не запишем (оставьте ниже пустую строчку), вы сформулируете его в конце работы самостоятельно.

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем - кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями.

Есть ли у кого-то точно такой же?

Какое же первое открытие можно сделать?

Вывод. У каждого из вас получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. Все мы разные (самостоятельно запишите вывод в тетради, а затем сформулируйте и напишите название нашей работы): “Учимся ценить индивидуальность”.

А какие мы, узнаем в ходе дальнейшего нашего общения. Это будет следующее наше открытие.

Оказывается, что стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое. Еще в Древней Греции на фронтоне Дельфийского храма была надпись:

“Познай самого себя и весь мир откроется перед тобою. То, что невидимо для тебя станет, видимо, то, что неслышимо для тебя станет слышимо”.

Каждый из нас рано или поздно начинает задавать себе вопросы: “Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным “Я”? Чем я похож на других? Чем я от них отличаюсь?

(Слайд 7)

III. Практическая работа

1. Практическая работа № 2 “Кто Я?”. (Записать в тетради)

И сейчас мы с Вами сделаем второе открытие, выполнив практическую работу по методике американских психологов Куна и Мак-Портленда “Кто Я?”

В течение 5 минут вы должны ответить на вопрос: “Кто Я?”, использовав для этой цели 10 слов или предложений. Здесь нет правильных или неправильных ответов, важных или неважных. Пишите их так, как они приходят вам в голову.

Обработка результатов практической работы № 2:

Выберите социальные роли, которые вы выполняете (отметьте их любым знаком);

Личностные характеристики (интересы, привычки, умения);

Выберите характеристики, которые вам в себе нравятся (+) и не нравятся (-);

Посмотрите на свои ответы с точки зрения того, к какому времени они относятся.

Давайте сделаем вывод:

Как вы себя воспринимаете: как носителя социальных ролей или личных индивидуальных качеств, как вы к этому относитесь? Запишите его в тетрадь.

На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы как раз и определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Как вы думаете, для чего нужно человеку осознавать себя? Что это ему дает?

Осознание себя открывает перед ним как минимум четыре удивительные возможности:

  • узнать себя;
  • оценить себя;
  • изменить себя;
  • принять себя.

Оказывается, познать свое “Я” весьма не просто. Наш внутренний мир столь же сложен, как и внешний, онвключает в себя как бы три уровня, три этажа.

1 этаж - то, что осознается человеком, благодаря наблюдениям.

Это наша сознательная жизнь – наши переживания, мысли, мечты, желания, цели.

2 этаж - то, что происходит без осознания, но при желании может быть человеком осознано.

Неосознаваемые процессы - это стереотипы, привычки, описки, оговорки . Мы говорим в таких случаях: “сорвалось с языка автоматически”, “вышло само собой”, “сделал по привычке”.

3 этаж - то, что происходит бессознательно.

Бессознательная жизнь нашего Я – это наши страхи, желания, которым нет объяснения, неосознаваемые мотивы поведения, влечения, всплески необъяснимой памяти (дежавю).

Познание себя действительно долгое, нелегкое, полное неожиданностей путешествие, в котором человек может встретить и трудности.

Удобным окном во внутренний мир, познающей себя личности служит простая схема, которая называется “Окном Джохари”. Еще 60 лет назад два психолога Джозеф Луфт и Харри Ингхэм предложили свою модель, которая не утратила актуальности и сегодня. Собственно и название Джохари – это производное от имен психологов.

С помощью окна Джохари можно заглянуть в себя и попробовать найти свои слабые стороны и понять, как усилить сильные стороны.

Оно выглядит следующим образом:

Каждый человек несет в себе как бы четыре “пространства” своей личности.

Я знаю, другие знают (арена)

Это все то, что я и все знают обо мне - это наш открытый мир: социальные роли, черты характера, увлечения, отношения человека к разным явления жизни

Я знаю, другие не знают (видимость)

это то, что мы тщательно скрываем от других (мысли, мечты, секреты, тайны, страх пред чем-то или кем-то)

Я не знаю, другие знают (слепое пятно)

это возможность увидеть “бревно в своем глазу”. Это то, что мы не хотим у себя замечать, на что закрываем глаза, это наша завышенная самооценка (привычка перебивать говорящего в середине слова)

Я не знаю, другие не знают (неизвестное)

Скрытые потенциальные возможности развития, которые проявляются чаще всего в стрессовых ситуациях

Вывод. Цель человеческого развития попробовать расширить это окно, уменьшая “слепое пятно” и “неизвестное”.

То есть все зоны в идеале должны исчезнуть либо быть совсем маленьких размеров. А открытая зона должна быть максимально большой.

И вот какое еще одно открытие, которое мы сегодня сделаем.

(Слайд 13)

2. Практическая работа № 3 “Образ моего мира”

Давайте попробуем составить образ вашего мира.

Перед вами своеобразная схема модели вашего мира (Приложение 3) , которую мы и заполним.

В каждый сектор впишите то, что непосредственно относится к вам лично (является частью ваших представлений о вас и об окружающем вас мире).

Передайте свой листок соседке по парте, а сами получите ее лист. Изучите его внимательно, и, подумав, впишите в среднюю часть листа одну или несколько профессий, которые подойдут для данного воззрения на мир. Верните лист владельцу.

Я предлагаю каждому из вас написать на яблоке, своеобразном символе наших сегодняшних открытий (Приложение 4 ) и в буклете, предложенные вам профессии.

Пришло время собирать “урожай”.

Перед вами дерево знаний <Рисунок 1 > (плакат на доске) - повесьте туда ваши яблоки.

Наши открытия на сегодня закончились.

(Слайд 15)

IV. Подведение итогов

Вывод. Самопознание – это необходимость при выборе профессии. Человек должен уметь разбираться в себе, чтобы обрести уверенность, реализовать свои способности, правильно выбрать профессию, достичь своих целей в жизни.

(А теперь сформулируйте вывод самостоятельно, записав его в тетради)

Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Выскажите свои ощущения от сегодняшнего занятия, что понравилось, запомнилось, какие мысли вас посетили?

(Слайд 16)

V. Домашнее задание

1. Учебник § 38 с. 210-214.

2. “Рисованное письмо инопланетянину”.

Нарисуйте рисунок-письмо инопланетянину, которое бы наиболее полно передало информацию о вас.

Уважаемые мои читатели, в этой статье хочу рассказать вам о взаимосвязи между внутренним миром человека и внешним миром – Вселенной. Внешний мир – отражение внутреннего мира человека, так же точно как внутренний мир – это отражение внешнего мира. Попробую объяснить это в примерах.

Вы проснулись, у вас хорошее настроение, ваш внутренний мир спокоен и умиротворен. В это время на улице светит солнышко, поют птички. Ваш день складывается удачно, и все, что происходит вокруг, вас радует. Вы довольны – Вселенная, получая от вас положительную энергию, дарит вам взамен все необходимые внешние факторы, чтобы вы были счастливы.

Если ваш внутренний мир чем-то обеспокоен, или вы рассержены, раздражены, в этот момент вас ничего не порадует в том, что происходит вокруг вас, во внешнем мире. Все будет казаться серым, обыденным, угнетающим. Вы делитесь с внешним миром отрицательными эмоциями – взамен получаете негативную энергию. Вы еще больше раздражаетесь, у вас начинает болеть голова, вы никого не хотите видеть.

Тоже происходит и с природой. Представьте, сколько людей живет на нашей планете. Пусть не все, но большая часть людей, ежедневно выплескивает свою негативную энергию во внешний мир: зависть, раздражение, злоба, обида, ревность и многие другие отрицательные эмоции. Это все впитывает в себя Вселенная. Внешний мир накапливает в себе всю негативную энергию от всего человечества. Но так же, как и любому человеку, после усталости или стресса, нужно отдохнуть – очистить свой внутренний мир от негатива, так и Вселенная требует очищения от отрицательной энергии. Так и происходят землетрясения, цунами, ураганы, таяние ледником, сильные ливни и другие метеорологические изменения в природе. Это конечно отображается на нас, людях. Мы начинаем переживать, раздражаться, а природа нам возвращает нашу же негативную энергию. Круговорот!

Внешний мир – отражение внутреннего мира человека!!! Почему происходят войны? Да потому что в людях накопилось столько негатива, что им необходимо очиститься и выплеснуть все это во внешний мир.

Началась война – у мирных людей паника. Это вызывает коллективное (очень большое) скопление негативной энергии в данном месте (городе, стране). Внешний мир , получая этот заряд, возвращает его обратно с большей отдачей (так как негатив получен и от мирных жителей, и от затейщиков, участников войны). Чем больше негатива в человеке, тем больше он получает отдачу (а это люди, которые затеяли войну), тем агрессивнее и неуправляемей они становятся. Война продолжается! И так, пока не найдется человек или группа людей, умеющие контролировать свои эмоции, и которые получают положительную энергию от Вселенной. Начинаются переговоры. Военные действия ослабевают или прекращаются. Мирные жители успокаиваются, меньше переживают. Соответственно внешний мир меньше впитывает негатив, и даже получает положительную энергию, как от мирных жителей, так и от затейщиков войны (например, во время переговоров им пошли на уступки и выполнили какие-то требования, что вызвало у них радость). Таким образом, Вселенная начинает отдавать чистую (положительную) энергию. Люди успокаиваются. Война заканчивается.

Посмотрите на нынешнего человека сегодня! Мы раздражаемся и обижаемся по пустякам. Нам ничего не стоит обидеть, унизить другого человека. Мы стремимся к материальному богатству любой ценой. Мы любим повелевать другими людьми. Кто-то подымает руку на близких людей, кто-то просто любит подраться по любому поводу. Для кого-то не составит труда убить человека. Вся эта грязная энергия внутреннего мира человечества скапливается, и обрушивается нам же на наши головы из внешнего мира.

Развивайте свой внутренний мир ! Самосовершенствуйтесь! Учитесь управлять своими эмоциями! Будьте счастливы и делайте счастливыми других людей! Любите природу – ваш окружающий внешний мир ! Создавая блага себе, убедитесь, что это не навредит другим людям или природе! И тогда Вселенная вознаградит вас за ваше добропорядочное существование на этой планете.


Мир, как зеркало отражает ваше отношение к нему. Когда вы недовольны миром, он отворачивается от вас. Когда вы боретесь с миром, он борется с вами. Когда вы прекращаете свою битву, мир идет к вам навстречу.

(Вадим Зеланд)

КАК РАЗВИВАТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

Для того чтобы Вселенная делилась с вами положительной энергией, чтобы окружающий вас внешний мир радовал, вдохновлял и наполнял счастьем, необходимо иметь свой умиротворенный внутренний мир . А для того чтобы сделать свой внутренний мир таковым, чтобы он приносил вам блага и пользу, необходимо его развивать с помощью духовного развития .

Как развивать свой внутренний мир?
1. Прежде всего, необходимо развить в себе умение управлять эмоциями. Для этого необходимо МЕДИТИРОВАТЬ . На нашем сайте есть отдельный раздел «МЕДИТАЦИЯ» , прочитав который, вы сможете научиться медитировать. Добавлю только одно – медитируйте каждый день и это изменит всю вашу жизнь!
2. ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГУЛКИ НА ПРИРОДЕ . Связь с природой очень важна для нашего внутреннего мира . Погуляйте на свежем воздухе, полежите на траве, скупайтесь в водоеме, прислонитесь к дереву. Постарайтесь увидеть красоту природы, почувствовать ее запах, ее прикосновения. Станьте с ней одним целым!
3. ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ . Постарайтесь есть только органические продукты и пить больше воды. Узнать, как правильно питаться, вам поможет наш раздел «ПИТАНИЕ» .
4. СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ добрую и спокойную. Она должна наполнять вас положительной энергией и (или) расслаблять.
5. ДВИЖЕНИЕ ВАШЕГО ТЕЛА . Не давайте вашей энергии застаиваться в вашем организме! Двигайтесь каждый день! Делайте зарядку, занимайтесь йогой, бегайте, ходите, плавайте, прыгайте, танцуйте!
6. Не бойтесь ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ . Если вам плохо, одиноко, вам нужен совет – не стесняйтесь прибегнуть к посторонней помощи. Выговоритесь – и вам станет легче. Если вам нет к кому обратиться – пишите нам:
1. Адрес электронной почты [email protected]
2. Группа в соц. сети «ОДНОКЛАССНИКИ» (через нее вы можете написать письмо администратору)
7. НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕ В ПОМОЩИ ДРУГИМ . Если у вас есть возможность чем-то помочь другому человеку – делайте это с удовольствием. Твори добро!
8. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ . Как бы плохо вам не было, всегда найдется, за что поблагодарить Бога, жизнь, Вселенную, другого человека. Делайте акцент в жизни на то, за что можно благодарить! Прочитайте наш раздел «БЛАГОДАРЕНИЕ» .
9. РАЗВИВАЙТЕСЬ . Возникшую проблему воспринимайте как урок, делайте выводы и идите дальше. Стремитесь узнавать что-то новое, научиться что-то делать, читайте больше книг. Будьте любознательны! Избавляйтесь от своих вредных привычек. Меняйте свои убеждения и поведение. Чем больше вы работаете над собой, чтобы приблизится к своему идеалу самого себя – тем больше счастья привлекаете в свою жизнь. Помните, что только вы сможете изменить свою жизнь, а значит, и поменять свой мир.
10. СМЕЙТЕСЬ И РАДУЙТЕСЬ! Каждый день делайте то, что вас радует, что вас веселит. Смотрите фильмы – комедии, читайте анекдоты, шутите с друзьями, играйте с домашними питомцами. Возьмите себе за правило дарить улыбку каждый день себе и другим людям! Просто радуйтесь жизни!



Что еще почитать