Библия священное писание в христианстве. О священном писании и священном предании

Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке свт. Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским .

Библейские книги написаны в разные времена – до Рождества Христова и после Его Рождения. Первые называются книгами Ветхого Завета , а вторые – книгами Нового Завета . Библейские книги именуются Священным Писанием и являются частью Священного Предания Церкви .

Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке (за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке), Новый Завет – на александрийском диалекте древнегреческого языка – койнэ.

Первоначально библейские книги были написаны на пергаменте или на папирусе заостренной тростниковой палочкой и чернилами. Свиток имел вид длинной ленты и накручивался на древко.

Текст в древних свитках был написан большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была, как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания, ни придыханий, ни ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы, но только согласные.

Библейский канон

Библия состоит из 66 книг; 39 содержится в Ветхом Завете и 27 – в Новом. Книги Ветхого Завета искусственно считаются за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого (по этой причине часть книг объединяется).

Кроме того, в состав Ветхого Завета входят 11 так называемых второканонических книг (см.), которые Церковь не ставит наравне с каноническими, но признает их назидательными и полезными.

Состав книг Библии (Библейский Канон) складывался постепенно. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э. до IV в. до н. э. Считается, что канонические книги Ветхого Завета были собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э.

Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г. .

Деление слов в Библии ввел в веке диакон Александрийской церкви Евлалий . Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона , разделившего латинский перевод Библии, Вульгату , в г. В году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи.

Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом . В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением.

Библейские книги Ветхого и Нового Заветов классифицируются на Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие. Например, в Новом Завете Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова.

Главной чертой Библии, отличающей её от всех других литературных произведений, сообщающей ей непререкаемый авторитет, служит её богодухновенность, которая, тем не менее, не подавляла свободную волю и личность авторов. Вот почему мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Библии, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературных особенностей их авторов.

Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга Церкви . По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Церковь не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время. Продекларированная протестантами самодостаточность Писания ("Sola Scriptura"), порождает множество противоречащих друг другу толкований Библии, лишающих священные тексты их подлинного смысла.

Переводы Библии

Септуагинта - греческий перевод семидесяти толковников, был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Рождества Христова. Православная Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу 70-ти.

Вульгата - латинский перевод, был обнародован в 384 году блаженным Иеронимом . С 382 г. блаженный Иероним Стридонский переводил Библию с греческого на латинский; в начале работы он пользовался греческой Септуагинтой, но вскоре перешел на использование непосредственно еврейского текста. Этот перевод стал известен как Вульгата – Editio Vulgata (vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). Тридентский собор в г. утвердил перевод св. Иеронима, и он вошёл во всеобщее употребление на Западе.

Славянский перевод Библии сделан по тексту 70-ти толковников святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием , в середине века н.э., во время их апостольских трудов в славянских землях.

  • Библия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (материал использован частично)
  • Православие Титов Владимир Елисеевич

    «Священное писание» и «священное предание»

    Православные богословы настаивают на богодухновенном характере своего, вероучения, убеждают своих последователей, что оно дано людям самим господом богом в виде откровения.

    Это божественное откровение распространяется и поддерживается среди верующих посредством двух источников: «священного писания» и «священного предания». Первым источником своего вероучения православие считает «священное писание», «книги, написанные богодухновенными мужами - в Ветхом завете пророками, а в Новом завете апостолами - и составляющие так называемую Библию».

    Второй источник - «священное предание», под которым идеологи православия понимают, «то, когда истинно верующие чтущие бога словом и примером передают один другому и предкам и потомкам- учение веры (т. е. как надо веровать), закон божий (как надо жить), как совершать таинства и священные обряды».

    Что же представляют собой эти богодухновенные источники вероучения православия? «Священное писание»- это Библия, собрание книг Ветхого и Нового завета, признаваемых церковью за богодухновенные, т. е. написанные святыми мужами по внушению и при содействии духа божьего. Следует отметить, что православные церкви не все части Библии считают богодухновенными, или каноническими. В канон богодухновенных книг православие включает 38 книг Ветхого завета и все 27 книг Нового завета. В Ветхом завете каноническими считаются следующие книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судей (вместе с нею книга Руфь), четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, две книги Ездры, книги Неемии, Есфирь, Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь песней, книга пророка Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и книги Двенадцати пророков.

    Остальные книги, помещенные в Библии, считаются православными церквами неканоническими (например, книга Премудростей Иисуса сына Сирахова, Товит, Иудифь и др.). Кроме того, имеются отдельные места в канонических книгах, которые не признаются богодухновенными. Например, молитва царя Манасии в конце 2-й книги Паралипоменон, части книги Есфирь, не обозначенные счетом стихов, песня трех отроков в 3-й главе книги пророка Даниила, история о Сусанне в 13-й главе, история о Виле и драконе в 14-й главе той же книги.

    Надо прямо сказать, что, с точки зрения непредубежденного читателя, канонические и неканонические книги Библии мало чем отличаются друг от друга по содержанию. Некоторая фривольность содержания истории о Сусанне и старцах никак не может считаться препятствием для включения ее в канон, если иметь в виду большую чувственность и эротизм знаменитой канонической Песни песней. Главным аргументом христианских богословов против включения тех или иных мест в библейский канон являются не возражения против их содержания, а то, что они отсутствуют в древнееврейском тексте Библии и появляются только в Септуагинте (греческий перевод «70 толковников») и затем в Вульгате (средневековый латинский перевод). Католическая церковь и православные церкви считают неканонические места Библии душеполезными для чтения и включают их в свои издания Библии. Протестантские церкви придерживаются только канона.

    Канон Нового завета следующий: четыре евангелия, (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Деяния апостолов; семь соборных посланий (одно Иакова, два Петра, три Иоанна, одно Иудино); четырнадцать посланий Павла (к римлянам, два к коринфянам, к галатам, к ефесянам, к филиппийцам, к колоссянам, два к фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к евреям); Откровение Иоанна Богослова.

    Библейская научная критика установила, что ветхозаветная часть Библии создавалась различными авторами на протяжении нескольких столетий. Самые древние части Ветхого завета (песнь Деборы из 5-й главы книги Судей, похоронная песнь Давида на смерть Саула и его сына Ионафана из второй книги Царств) восходят к XIII в. до н. э. Вначале они передавались как устное предание. Запись подобных устных преданий началась у евреев на рубеже II и I тысячелетий до н. э., когда они восприняли финикийскую письменность. Первые пророческие книги, вошедшие в состав Библии, появились не ранее VIII в. до н. э. (книги Осии, Амоса, Михея, Первоисаии). К VI в. до н. э. исследователи относили книги Судей и Царств, только в середине II в. до н. э. была составлена Псалтирь. И лишь к началу I в. до н. э. ветхозаветная часть Библии была скомплектована приблизительно в том самом виде, в каком она дошла до нашего времени.

    Анализ Ветхого завета, проделанный многими поколениями исследователей, приводит к твердому убеждению, что «святой дух» не имел никакого отношения к созданию Библии. Достаточно привести в пример книгу Бытие, открывающую знаменитое пятикнижие Моисеево. В этой книге ясно прослеживаются два первоисточника. Книга, вошедшая в библейскую критику под названием Яхвист, составлена последователем бога Яхве, первоначально бога колена Иуды, а затем и всех еврейских племен, объединившихся вокруг этого племени. Вторая книга Элохист составлена последователями богов Элохим (множественное число от имени бога Элоха). Эти первоисточники дают сходные, но в то же время и различающиеся в существенных деталях описания «сотворения» вселенной, истории человечества и еврейского народа.

    И в отношении Нового завета - части Библии, созданной христианами, - научный анализ также убеждает нас в том, что мы и здесь имеем дело с чисто земным документом. Например, христианские богословы утверждают, что новозаветные книги появились на свет в том порядке, в каком они перечислены в каноне Нового завета (первым - евангелие, последним - Апокалипсис). На самом же деле порядок появления новозаветных книг прямо противоположный. Да и состав канона Нового завета был утвержден только в 364 г. на Лаодикийском соборе, т. е. спустя более чем три века после событий, которые описывает.

    И вот для того, чтобы возвести земной документ - Библию в ранг божественного документа, православные богословы пытаются подкрепить авторитет «священного писания» авторитетом «священного предания».

    В отличие от протестантизма, который отвергает «священное предание», и католицизма, придерживающегося точки зрения неполноты «священного писания», православие оба источника своего вероучения признает равноправными. «Священное предание есть такое же божественное откровение, такое же слово божие, устно переданное церкви Иисусом Христом, как и священное писание, с тем только различием, что оно есть слово божие, устно переданное церкви Иисусом Христом и апостолами, а священное писание - слово божие, заключенное в книги богодухновенными мужами и в письменах переданное церкви».

    Православные богословы считают, что постижение «глубочайших» тайн «божественного откровения» возможно только в рамках тесного сочетания, взаимного согласования основных положений «священного писания» и «священного предания». Согласно их точки зрения, «для того, чтобы божественное откровение сохранилось более точно и неизменно, дано свящ. писание». А необходимость предания видна хотя бы уже из того, что книгами пользоваться может меньшая часть людей (только грамотные), а преданием - все.

    Основное значение «священного предания», с точки зрения православных богословов, заключается в том, что оно необходимо для правильного понимания «священного писания», в котором многие мысли изложены сжато и без пояснений непонятны. Ученики же апостольские и их преемники якобы слышали подробную проповедь апостолов и знали, как сами апостолы понимали смысл изложенного ими в письменном виде учения. Поэтому толкование «священного писания» без обращения к «священному преданию», предостерегают верующих православные богословы, может привести и приводит к искажению истин веры, к ереси. Предание, с точки зрения православных богословов, необходимо также для правильного совершения таинств и обрядов в их первоначальном установлении, так как часто в «священном писании» нет точного упоминания о том, как их совершать. А «всемудрые» апостолы, разумеется, знали формулы совершения таинств и обрядов и сообщили об этом «благодарным потомкам» в предании.

    Что же представляет собой второй источник вероучения православия, так называемое «священное предание»? Состав «священного предания» многообразен и сложен, сами православные богословы насчитывают в нем 9 частей. Это, во-первых, символы веры древнейших поместных церквей (иерусалимской, антиохийской и др.); во-вторых, так называемые «правила апостольские», они не были написаны апостолами, но содержат, по мнению православных богословов, практику апостольских времен, хотя и были собраны воедино не ранее IV в.; в-третьих, вероопределения и правила первых семи вселенских соборов и трех поместных, авторитет которых признан шестым вселенским собором; в-четвертых, исповедания веры, сделанные отцами церкви (символы веры Григория Неокесарийского, Василия Великого, изложение православной веры Григория Пальмы и др.); в-пятых, деяния вселенских и поместных соборов; в-шестых, древние литургии, из которых многие, по убеждению православных богословов, восходят к апостолам; в-седьмых, акты мучеников; в-восьмых, творения отцов и учителей церкви («Слово огласительное» Григория Нисского, «Богословие» Иоанна Дамаскина и др.); в-девятых, древняя практика церкви, касающаяся священных времен, мест, обрядов и т. д., отчасти воспроизведенная в письменности.

    Однако далее в христианском богословии со «священным преданием» происходят странные вещи. Мы уже упоминали о том, что одно из трех главных направлений в христианстве - протестантизм вообще не признает авторитета «священного предания». Протестантские богословы считают «священное предание» творением церковных деятелей, а не святого духа. И поэтому, с их точки зрения, оно ни в коей мере не может быть поставлено в один ряд с Библией. Нескончаемые споры о составе «священного предания» идут и между представителями двух других главных течений христианства - православия и католицизма. Католическая церковь включает в состав «священного предания» решение всех вселенских соборов (после 7-го вселенского собора таковые собирала только католическая церковь) и решения римских пап. Православные церкви решительно отвергают эти добавления. Эти споры представителей главных течений христианства подрывают авторитет «священного предания», обесценивают его значение. Православным богословам трудно подкреплять авторитетом «священного предания» авторитет Библии, «священного писания». И тогда в ход пускается новое обоснование непреходящего значения Библии: используется идея богодухновенности «священного писания». Рассмотрим и эту аргументацию православных богословов.

    Желает или не желает того православное духовенство, из богословской трактовки необходимости «священного предания» довольно ясно видно, что богословы подсознательно чувствуют недостаточность, неполноценность «священного писания», источника, который, согласно их мнению, должен дать ответ на все запросы пытливого человеческого ума. Но даже непроизвольно проговариваясь, православные богословы высоко ценят «священное писание» и пытаются подтвердить его истинность ссылкой на его богооткровенный, «богодухновенный» характер. Для богословов «богодухновенность» - несомненное доказательство истины. Кому же, как не богу, знать истину?!

    Как же понимают «богодухновенность» православные богословы? По этому поводу в христианском богословии высказывались различные точки зрения, в основном их можно свести к трем. Часть богословов (Афинагор, Юстин Мученик, Тертуллиан и богословы старой протестантской школы XVII в.) считала, что авторы библейских книг были только органами вдохновлявшего их «святого духа» и сообщали «премудрости» откровения божия в экстатическом состоянии, без всякого участия собственного сознания и воли. Согласно этому взгляду, ответственность за библейские тексты полностью несет «святой дух», а поскольку он член святой троицы, то, естественно, он ошибаться не мог, и посему в Библии истинны не только все легенды, но и каждое слово, каждая буква.

    Другое направление в христианском богословии (Ориген, Епифаний, Иероним, Василий Великий, Златоуст) более осторожно подходило к определению характера «богодухновенности» Библии. Представители этого направления понимали вдохновение только как озарение и просвещение, исходящее от «святого духа», при котором сознание и личная деятельность авторов библейских книг сохранялись в неприкосновенности. К великому сожалению современных богословов, представители этого направления не высказывали «отдельного взгляда на богодухновенность священных книг, все ли в них богодухновенно».

    И, наконец, надо указать на третье направление в трактовке вопроса о «богодухновенности» «священного писания». Когда в результате ударов научной критики Библии стало ясно, что от истинности в содержании «священного писания» остается довольно маленькая толика, среди богословов, желающих спасти христианское вероучение, появилась целая школа так называемых модернистов, которые стали ограничивать «богодухновенность» «священных» книг их общим содержанием, не признавая в библейских текстах отдельных деталей.

    Православные богословы больше всего тяготеют ко второй из перечисленных трех точек зрения. Первое направление в трактовке «богодухновенности» кажется им несколько ограниченным, поскольку авторы библейских книг, глаголящие божественную истину, «превращаются в механические орудия, в автоматы, чуждые личного понимания и отношения к сообщаемым истинам». Дело, конечно, не в недостаточности этого понимания «богодухновенности». Просто в наши дни уже трудно доказать, что в Библии истинны каждое слово и каждая буква, слишком много обнаружено в «священном писании» противоречий и нелепостей.

    Что касается третьего направления с его крайними выводами, то оно кажется православным богословам слишком «революционным» и отвергается, так как в нем «разрывается внутренняя необходимость, связь между мыслью и словом, между предметом откровения и его внешним изложением и выражением». Православных богословов пугает, что такие взгляды «мало-помалу и все писание сводят к произведениям человеческим, а богодухновенность его признают понятием невежественным, отжившим».

    Свое отношение к характеру «богодухновенности» библейских книг современные православные богословы формулируют следующим образом: «Богодухновенность состоит в том, что св. писатели все, что ни писали, писали по непосредственному возбуждению и наставлению св. духа, причем получали от него как мысль, так и слово, или внешнюю форму выражения (насколько она стоит в неразрывной связи с самым содержанием откровения), но без всякого стеснения и насилия их естественных способностей».

    Однако отсутствие всякого стеснения и насилия над естественными способностями земных авторов очень подводит богословов. Чтение Библии кого угодно может поставить в тупик: она полна противоречий. Например, согласно первой главе книги Бытия мужчина и женщина были сотворены богом одновременно, вторая же глава этой книги утверждает, что сначала был вылеплен из глины Адам, а затем из его ребра сотворена Ева. Нельзя понять и сколько времени длился потоп. «Продолжалось на земле наводнение сорок дней - таково одно сообщение Библии. «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней», - говорит другой стих «священного писания». Многие знакомы с библейским мифом о борьбе Давида с Голиафом. Однако та же Библия в другом месте сообщает: «Тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина». Не менее противоречив и Новый завет, часть Библии, которая чтится только христианами. Достаточно привести родословную Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Матфея, от патриарха Авраама до Иисуса прошло 42 поколения, а Евангелие от Луки насчитывает 56 поколений. Научная критика Библии показывает, какое огромное количество таких противоречий и исторических несообразностей имеется в так называемом «священном писании».

    Как объяснить многочисленные противоречия библейских текстов, как объяснить непримиримейшее противоречие библейских легенд и достижений современного естествознания? Ведь даже согласно точке зрения современных богословов «истина едина и объективна». Вооружившись вышеуказанным пониманием «богодухновенности», православные богословы пытаются вести борьбу против научной критики Библии.

    Оказывается, объяснить и оправдать можно все, что угодно. Для этого надо быть только достаточно подкованным в богословии. Уже говорилось, что согласно точке зрения православия «богодухновенность» при написании библейских книг нисколько не стесняла естественных способностей земных авторов «священного писания». «Но так как человеческая природа несовершенна, то участие свободной человеческой деятельности в написании свящ. книг может привносить в них некоторые несовершенства. Поэтому не противоречат боговдохновенности писания встречающиеся в св. книгах мысли и чувства чисто человеческие, неточности, разногласия и проч. Произведения свящ. писателей совершенны лишь настолько, насколько это нужно для целей божественных. Там, где для дела человеческого спасения достаточно и несовершенного человеческого познания, бог допускал проявляться и несовершенствам. То же самое можно сказать и про форму, в которой излагается бож. откровение».

    Это очень важное признание православных богословов. Мы уже видели, что при трактовке необходимости «священного предания» православные богословы, хотя и не желая того, проговаривались о неполноценности «священного писания», в котором якобы «многие мысли изложены сжато и без пояснений». Здесь же ясно и недвусмысленно сами богословы высказываются о несовершенстве «священного писания» с точки зрения и содержания отдельных мест, и формы изложения. Правда, признаются все эти «несовершенства» Библии с чисто богословской осторожностью. Грубейшие хронологические ошибки называются «неточностью», кричащие противоречия библейских текстов - «разногласиями», полнейшая непримиримость библейской картины сотворения мира с достижениями современного естествознания скромно относится к рубрике «и проч.». Но нас в данном случае интересует не осторожность богословов, а факт признания ими несовершенства «священного писания»,

    С помощью такого понимания «богодухновенности» православные богословы пытаются защитить Библию от ударов научной критики. Они прекрасно понимают, что в наши дни, когда даже мало-мальски образованному человеку на фоне научной картины мира видны многие изъяны библейских представлений, спасти библейский текст во всей его полноте невозможно. Но святого духа, «диктовавшего» библейские легенды пророкам и апостолам, надо спасать. Не может же божество говорить неправду. Поэтому православные богословы «встречающиеся в св. книгах мысли и чувства чисто человеческие, неточности, разногласия и проч.», т. е. всевозможные ошибки, относят на несовершенство земных авторов Библии, на счет несовершенной человеческой природы, которая сумела наложить свой отпечаток даже на «богодухновенное» «священное писание». От того, что ответственность за несовершенства «священного писания» перекладывается с плеч (если так можно выразиться) святого духа на совесть земных авторов Библии, сами-то библейские противоречия не исчезают.

    Несмотря даже на вынужденное признание несовершенства «священного писания», значение Библии православными богословами по-прежнему оценивается очень высоко. Библейские книги, говорят они, «важнее всех книг для человека, как сообщающие волю божию, которую необходимо знать для угождения богу и спасения души. Библия есть книга книг».

    Во втором сборнике «Богословских трудов», вышедшем в свет в 1961 г., появилась рецензия кандидата богословия Е. А. Карманова на книгу католических богословов Э. Гальбиати и А. Пьяцца «Трудные страницы Библии (Ветхий завет)». Мы еще остановимся на этой рецензии, когда будем рассматривать вопросы взаимоотношения православия и науки. Сейчас хотелось бы рассмотреть несколько программных положений Е. А. Карманова. Он с большой симпатией относится к отказу «от буквального смысла в пользу духовного и символического» при трактовке библейских текстов. Он считает, что противоречие двух рассказов о творении мира легко снимается, поскольку первый рассказ написан в религиозно-нравственном плане, а второй - в психологическо-дидактическом. Оба рассказа, мол, не претендуют на объективное изложение фактов, порядок событий не входит в круг утверждений автора. По мнению автора, библейское описание всемирного потопа совсем не утверждает его «всемирность» и относится только к Палестине, Египту и соседним с ними странам. В знаменитом вавилонском столпотворении, оказывается, можно видеть «стандартную гиперболу вроде нашего небоскреба». В заключение автор высказывает убежденность в том, что «правильное применение историко-критического метода, кропотливое и всестороннее изучение библейского текста без поспешных и малообоснованных выводов дают прекрасные результаты». Но кто определит, поспешны или непоспешны выводы, обоснованны они или необоснованны? Автор рецензии счел возможным признать, что повествование книги Бытие о сотворении мира не претендует на объективное изложение фактов. А как быть с противоречиями в евангелиях- этих биографиях Иисуса Христа? Быть может, евангельские тексты тоже не претендуют на объективное изложение фактов? Быть может, они только религиозно-назидательные рассказы? Быть может, и не было непорочного зачатия Иисуса Христа, его распятия, его чудесного воскресения и вознесения на небо? Неприятные вопросы для богословов. Очень опасна для них дорожка символического толкования Библии, но они вынуждены ступить на нее, подгоняемые ударами научной критики «священного писания».

    Не лучше дело обстоит и с другим источником вероучения - «священным преданием». Догматы, постановления, каноны вселенских соборов, как мы уже видели, создавались на протяжении не одной сотни лет различными людьми в различной обстановке. И тут мы тоже встречаемся с интересными фактами, опровергающими богословскую концепцию «богодухновенности» «священного предания». Возьмем, к примеру, кредо православия, его символ веры и «тайну тайн» христианства - догмат о пресвятой троице.

    Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

    63. «Талмуд», Священное Предание иудаизма Следствием принципа ipse dixit ‘сам сказал’, столь органичного для коммуникации в религиях Писания (см. §56), стало то, что круг авторов Писания был изначально крайне ограничен. Он включал только высшие религиозные авторитеты, и

    Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

    Священное Предание Священное Предание в первоначальном точном смысле слова есть предание, идущее от древней Церкви апостольских времен: оно и называлось во 2-ом и 3-ем вв. «Апостольским преданием».Нужно иметь ввиду, что древняя Церковь тщательно охраняла от

    Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

    Раздел II Священное Предание 1. Священное Писание о Священном Предании Священное Предание - это общая форма сохранения и распространения Церковью своего учения. Или другая формулировка - сохранения и распространения Божественного Откровения. Сама эта форма

    Из книги Православие автора Титов Владимир Елисеевич

    «Священное писание» и «священное предание» Православные богословы настаивают на богодухновенном характере своего, вероучения, убеждают своих последователей, что оно дано людям самим господом богом в виде откровения.Это божественное откровение распространяется и

    Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

    Священное Писание и Священное Предание Католицизм как одно из направлений в христианстве окончательно оформился только после разделения Западной и Восточной церквей в 1054 г. Поэтому в его догматике и вероучении есть как общие с православием (а затем с протестантизмом),

    Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

    ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ Существует множество попыток дать точное определение Свящ. П., но ни одна из них не признана исчерпывающей. Сложность задачи, по–видимому, обусловлена тем, что понятие о Свящ. П. как о Слове Божьем, открывающемся Церкви, не может быть

    Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

    Священное Писание Непрестанное поучение днем в слове Божием служит к отвращению сонных худых мечтаний. .Более трудами, а не нагим словом должно поучаться Божественному. .Слушание повествований о подвигах святых отцев и учение их возбуждает душу к ревности

    Из книги Догматическое богословие автора (Кастальский-Бороздин) Архимандрит Алипий

    IV. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ Понятие «предание» подразумевает преемственную передачу из поколения в поколение какого-либо знания или учения. Для ранней Церкви характерно очень широкое понимание Священного Предания. Апостол Павел объединяет в этом понятии все вероучение,

    Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

    1. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды» . Само слово «предание» (греч. ?????????) означает

    Из книги Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении автора Тертышников Георгий

    3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание? Необходимость держать Предание даже тогда, когда мы обладаем Священным Писанием, обусловлена тремя причинами.а) Священное Предание включает в себя и то, что в принципе не может

    Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

    Священное Писание и Священное Предание, творения святых отцов В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, «предживописуя имеющее быть искупление» и

    Из книги Основы искусства святости, том 1 автора Варнава Епископ

    Священное Писание Все имеет своим основанием вечную книгу - Священное Писание. Источник монашеской жизни - Священное Писание, Евангелие. Что говорит Ветхий Завет?Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе… (Быт. 12, 1).И

    Из книги 300 слов мудрости автора Максимов Георгий

    А. Священное Писание. Если Священное Писание, или, как его очень часто еще называют, Библия, в качестве источника богопознания имеет такое непререкаемое для нас значение, то прежде всего возникает вопрос: что оно есть по своему существу? Что такое Библия? Несколько слов о

    Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

    Б. Священное Предание.* (* Раздел, посвященный Свящ. Преданию и патристике, имеется лишь в виде набросков. - Прим, составителя.)Другой положительный источник откровения есть Священное Предание - незаписанное Слово Божие.До сих пор говорилось о Слове Бога Живого,

    Из книги автора

    Священное Предание 63. «Если кто-либо захочет обезопаситься от обманов и пребыть здравым в вере, то должен оградить веру свою во-первых, авторитетом Священного Писания, а во-вторых Преданием Церкви. Но, быть может, кто-нибудь спросит: канон Писаний совершенен и достаточен

    Из книги автора

    Значение понятий «Божественное Откровение», «Священное Предание», «Священное Писание», «Библия», «Ветхий и Новый Завет» Целью Божественного домостроительства, т. е. попечения Бога о Своем творении, является спасение человека и соединение его с Творцом. Свидетельством

    Чтобы Откровение, данное Богом, было неизменным, точным и могло передаваться из поколения в поколение (из рода в род ), Господь дал людям Священное Писание . Бог открывал Себя и Свою волю через пророков. Он же повелевал им записывать все, что Он возвещает представителям избранного народа: Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки (Ис 30, 8).

    Библия состоит из священных книг Ветхого и Нового Завета , в которых содержится Божественное откровение о Боге, мире и нашем спасении. Через них Бог постепенно (по мере духовного созревания человечества) открывал истины. Самая великая из них — о Спасителе мира. Иисус Христос — духовное сердце Библии. Его воплощение, крестная смерть за наши грехи и воскресение — главные события не только Священной, но всемирной истории. Иисус Христос духовно соединяет оба Завета. В Ветхом Завете говорится о Его ожидании, а в Новом — об исполнении этого ожидания. Спаситель сказал иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин 5, 39).

    Важнейшая отличительная особенность библейских книг — историчность . Господь сообщал избранным людям спасительные истины на протяжении более тысячи лет в конкретных жизненных обстоятельствах. От богоявлений, свидетелем которых был патриарх Авраам, до откровений, данных последнему ветхозаветному пророку Малахии, прошло более пятнадцати веков. Среди тех, кого Господь избрал, чтобы они стали свидетелями Истины, были: мудрецы (Моисей), пастухи (Амос), цари (Давид, Соломон), воины (Иисус Навин), судьи (Самуил), священники (Иезекииль). При столь великом разнообразии личностных, исторических, географических, культурных, национальных и других обстоятельств и условий изумляет поразительное единство всех библейских священных текстов . Они полностью согласуются между собой и взаимно дополняют друг друга . Все они органично вплетены в историческую ткань реальной исторической жизни. Целостный взгляд на историю библейских откровений со всей впечатляющей очевидностью открывает нам пути Божественного Промысла.

    Чтение Библии следует начинать с Евангелия, потом обратиться к Деяниям апостолов и Посланиям. И только уразумев новозаветные книги следует приступать к Ветхому Завету. Тогда будет понятен смысл прообразов, предызображений и символов, заключающих в себе пророчества о пришествии в мир Спасителя, Его проповеди, искупительной смерти и воскресении.

    Для того чтобы неискаженно воспринять слово Божие, необходимо обращаться к толкованиям творений святых отцов и православных исследователей, опирающихся на их наследие.

    Богодухновенность Священного Писания

    Священные книги принято называть богодухновенными . Из многих мест Библии видно, что эта главная особенность ее является результатом воздействия Духа Божиего на дух человеческий — на умы и сердца людей, избранных и освященных для особого служения. Вместе с тем Бог сохраняет и дает возможность проявиться индивидуальным человеческим особенностям . Изучая книги, написанные Моисеем, Иисусом Навином, Давидом, Соломоном, Исаией и другими пророками, легко увидеть свойства их личности, черты характера, особенности стиля . Их человеческое слово не исчезло, не растворилось в слове Божьем, а вполне определенно проявилось, придав индивидуальную окрашенность священным текстам.

    При этом ни на йоту не умалилась Божественная истина: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3, 16).

    Кто написал Библию

    Авторами ее были святые люди — пророки (Ветхий Завет) и апостолы (Новый Завет). Сам Господь избирал и призывал их. Современники знали, что это Божьи люди, и потому к их текстам относились как к слову Божиему .

    Библейские книги не надо было собирать. Свитки эти хранились сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Священные манускрипты были также в синагогах (молитвенных домах евреев), о которых говорится в святом Евангелии.

    Канон Священного Писания

    Слово канон в переводе с греческого — правило, мера, образец. Так называли трость, которую в качестве мерила использовали строители. Применительно к Священному Писанию каноничный означает правильный, истинный . Следовательно, это книги, признанные Церковью как откровение Божье.

    Как возник канон? Уже при жизни пророков верующие евреи признавали их Божьими вестниками. Книги их читали, переписывали и передавали из поколения в поколение. Последними богодухновенными мужами еврейского народа признаны Ездра, Неемия и Малахия. Они жили в середине V века до Р. Х. Их трудами был окончательно оформлен канон священных книг. Богодухновенные тексты были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон, Пророки и Писания .

    Это собрание священных книг Ветхого Завета было воспринято новозаветной Церковью . Состав канонических книг тот же, но они распределены не по трем, а по четырем отделам.

    Закон (или законоположительные книги) содержал Божественные предписания и определял все стороны жизни избранного народа — религиозные, нравственные, правовые. Он точно определял отношения человека к Богу и между людьми. Целью законов было воспитание народа в благочестии и послушании Богу. Конечная цель — быть детоводителем ко Христу (см.: Гал 3, 24), то есть уберечь народ от искушений многобожия и языческих пороков и приготовить его к приходу Спасителя.

    Исторические книги учат видеть пути Божественного Промысла, ведущего человечество ко спасению. Они показывают, как Господь решает судьбы не только отдельных народов, но и каждого человека. Через все библейские исторические книги как стержень проходит мысль о том, что благоденствие народа зависит от верности Закону Божьему. Отступление от Бога приводит к народным бедствиям. Путь избавления от них — покаяние и исправление жизни.

    Учительные книги наставляют в вере и дают уроки духовной мудрости. Они говорят о Божественной любви и благодеяниях, о непреложности Его обетований. Они учат благодарению, страху Божьему, молитве, борьбе с грехом и покаянию. Учительные книги открывают смысл и конечную цель человеческой жизни — праведность и жизнь с Богом. Псалмопевец Давид обращается к Господу: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс 15, 11).

    Пророческие книги изъясняют значение Завета и закона для угождения Богу и исполнения заповедей. Пророки были вестниками воли Божией, хранителями истинного боговедения. Они возвещали Пришествие грядущего Спасителя мира и установление вечного Царствия Божиего. Пророческие книги являются духовным мостом между Ветхим и Новым Заветами. В ветхозаветных книгах пророчествами, символами и прообразами предсказаны важнейшие новозаветные события. «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом открывается», — говорит блаженный Августин.

    Установленный Православной Церковью состав Священного Писания Ветхого Завета насчитывает пятьдесят книг: тридцать девять канонических и одиннадцать неканонических .

    Неканонические книги написаны людьми благоговейными, но им не усвоено значение текстов, созданных непосредственно по наитию Духа Святого. Созданные духовно опытными людьми, они назидательны и назначены для нравоучительного чтения. По этой причине христианская Церковь с древности предназначала их для пользы своих чад. Об этом, например, говорит святитель Афанасий Великий (IV век) в 39-м праздничном послании. Перечислив канонические книги, он прибавляет: «Для большей точности присовокупляю, что кроме этих книг есть и другие, не внесенные в канон, которые, однако же, установлено отцами читать вновь приходящим и желающим наставляться словом благочестия, таковы: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия» (Творения. М., 1994. Т. 3. С. 372).

    Все канонические ветхозаветные книги были написаны на древнееврейском языке . Лишь некоторые разделы книг пророка Даниила и Ездры, написанных во время и после вавилонского плена, составлены на арамейском языке .

    Все новозаветные священные книги (четыре Евангелия, Деяния святых апостолов, четырнадцать Посланий апостола Павла, семь соборных посланий) были написаны апостолами в течение I века по Р. Х. Последнее по времени — Откровение (Апокалипсис) апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 95-96). Наша уверенность в Божественном происхождении книг Нового Завета основана на словах Спасителя. В преддверии Своих крестных страданий Он сказал ученикам, что Отец Его пошлет Духа Святого, Который научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14, 26).

    Христианские общины воспринимали как слово Божие не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов, и Послания. На это есть прямые указания в текстах: я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор 11, 23); сие говорим вам словом Господним (1 Фес 4, 15). Уже в апостольское время Церкви передавали друг другу адресованные им послания апостолов (см.: Кол 4, 16). Члены первенствующей Церкви хорошо знали священные новозаветные тексты. Из поколения в поколение священные книги благоговейно читались и бережно хранились.

    Уже к середине II века все четыре наших канонических Евангелия были известны по всем Церквам и Священным Писанием признавались только они. Живший тогда христианский писатель по имени Татиан предпринял попытку соединить все четыре Евангелия в единое повествование (свой труд он так и назвал — «Диатессарон», то есть «Согласно четырем»). Однако Церковь предпочла пользоваться всеми четырьмя евангельскими текстами в том виде, как они были написаны апостолами и евангелистами. Священномученик Ириней Лионский (II век) писал: «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре стороны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей» (Против ересей. Кн. 3, гл. 11).

    Новозаветные священные книги были написаны на греческом языке . Только евангелист Матфей, согласно свидетельству историка ранней Церкви Папия Иерапольского (ум. 160 по Р.Х.), записал слова своего Учителя Иисуса Христа на еврейском языке , потом его труд был переведен на греческий язык.

    Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу — святую Библию, которая переведена на все языки и является самой читаемой книгой в мире.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Главным источником знаний о Боге и руководством в жизни для любого христианина является Священное Писание. Все книги Священного Писания собраны в одну большую книгу - Библию (в переводе с греч. biblia - «книги»).

    Книгой книг называют Библию. Это самая распространённая книга на земле, по тиражу она занимает первое место в мире. В Библии нуждаются народы, говорящие на разных языках, поэтому к концу 1988 года полностью или частично она была переведена на 1907 языков. Кроме того, содержание Библии распространяется в записях на пластинках и кассетах, что необходимо, например, для слепых и неграмотных.

    Библия признается во всем мире величайшим памятником истории и культуры. Однако для верующих это нечто несравненно большее: это записанное Откровение Божие, обращенное к человечеству послание Триединого Бога.

    Библия состоит из двух больших частей: это Ветхий Завет и Новый Завет.

    Слово «Завет» означает «договор с Богом, завещание Господа, по которому люди обретут спасение».

    Ветхий (то есть древний, старый) Завет охватывает период истории до Рождества Христова, а Новый Завет рассказывает о событиях, непосредственно связанных с миссией Христа.

    Большинство книг Ветхого Завета было написано в VII-III веках до Р. X., а к началу II века к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета.

    В написании Библии участвовали разные люди и в разное время. Таких участников было более 50 человек, при этом Библия не является сборником разных учений и историй.

    Святой Иоанн Златоуст толкует слово «Библия» как собирательное понятие: «Библия - это многие книги, которые образуют одну единую». Общей в этих книгах является идея Божественного спасения человечества.

    (http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sv_pisanie.html)

    Священным Писанием или Библией называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» (tа bibliа) - греческое, означает - «книги».

    Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю; а вторая - то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.

    Ветхозаветные книги были первоначально написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, 3-я же книга Ездры - на латыни.

    Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:

    Книги пророка Моисея или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

    Исторические книги: книга Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств: 1-я, 2-я, 3-я и 4-я, книги Паралипоменон: 1-я и 2-я, Первая книга Ездры, книга Неемии, Вторая книга Есфирь.

    Учительные (назидательного содержания): книга Иова, Псалтырь, книга притч Соломона, книга Екклезиаст, книга Песни Песней.

    Пророческие (книги преимущественно пророческого содержания): книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, Двенадцать книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

    Книга Библия – это Священное писание, собрание книг написанных Божьими людьми, вдохновлёнными Духом Святым, вдохновлёнными Богом. Библия состоит из двух основных разделов – Ветхий и Новый Завет.

    Всего Ветхий Завет состоит из 39 книг, написанных на еврейском языке, в разное время, разными людьми.

    Новый Завет состоит из 27 книг, написанных на греческом языке. Это 4 Евангелия: Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки, Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна. А также Новый Завет включает Деяния апостолов, 21 апостольских посланий и Апокалипсиса. В поучениях святых апостолов, пророков и учителей церкви содержится не просто мудрость, но нам дана истина, которая дана нам самим Господом Богом. Эта истина лежит в основании всей жизни, как нашей, так и тех людей, которые жили в те времена. Современные проповедники, богословы и пастыри Церкви передают нам толкование Библии, толкование Священного Писания, то, что было открыто Духом Святым.

    Иисус Христос из Назарета родился много позже, чем был написан Ветхий Завет. Рассказы о нем сначала передавались устно, позднее, евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн написали 4 Евангелия. Все основные события жизни Иисуса Христа, его рождение в Вифлееме, его жизнь, чудеса и распятие описывают в Евангелиях евангелисты. Все 4 Евангелия основываются на одних и тех же устных преданиях о жизни Иисуса Христа. Апостол Павел и его ученики писали послания, многие из которых были включены в собрание книг Нового Завета. Самый ранний полный экземпляр Нового Завета относится к 300 году от Рождества Христова. В это же время Новый Завет был переведен на несколько языков, включая латинский и сирийский.

    Первые экземпляры Библии писались на латинском языке красивым изящным почерком. Позднее, страницы Ветхого и Нового Завета стали украшаться узорами, цветами и маленькими фигурками.

    Со временем языки народов и народностей меняются. Меняется и изложение Библии Ветхого и Нового Завета. Библия Современная написана современным, понятным нам языком, но она не потеряла своего основного содержания.

    Священное Писание - это книги написанные Пророками и Апостолами при помощи Святого Духа Божия, открывающего им тайны будущего времени. Эти книги называются Библией.

    Библия - это исторически сложившийся сборник книг, который охватывает - по Библейскому счету - возраст около пяти с половиной тысяч лет. Как литературное произведение она собиралась около двух тысяч лет.

    Она делится по объему на две неравные части: большую - древнюю, то есть Ветхий Завет, и более позднюю - Новый Завет.

    История Ветхого Завета готовила людей к пришествию Христа на протяжении около двух тысяч лет. Новый Завет охватывает земной период жизни Богочеловека Иисуса Христа и его ближайших последователей. Для нас, христиан, конечно, более важна история Нового Завета.

    Библейские книги делятся на четыре части.

    1) В первой из них говорится о законе, оставленном Богом народу через пророка Моисея. Эти заповеди посвящены правилам жизни и веры.

    2)Вторая часть - историческая, в ней описываются все события, прошедшие за 1100 лет - до II в. нашей эры.

    3) К третьей части книг относятся нравственно-назидательные. В их основе лежат поучительные истории из жизни людей, знаменитых теми или иными деяниями или же особым образом мысли и поведения.

    Надо отметить, что из всех ветхозаветных книг Псалтирь была основной для формирования нашего русского мировоззрения. Эта книга была учебной - в допетровскую эпоху по ней учились грамоте все русские дети.

    4) Четвертая часть книг - книги пророческие. Пророческие тексты это не просто чтение, а откровение - очень важное для жизни каждого из нас, так как наш внутренний мир все время находится в движении, стремясь достичь первозданной красоты человеческой души.

    Рассказ о земной жизни Господа Иисуса Христа и суть его учения содержится во второй части Библии - Новом Завете. Новый Завет состоит из 27 книг. Это, прежде всего, четыре Евангелия - рассказ о жизни и трех с половиной годах проповеди Господа Иисуса Христа. Затем - книги, повествующие о Его учениках - книги Деяний Апостольских, а также книги самих Его учеников - Послания Апостолов, и, наконец, книга Апокалипсис, рассказывающая о конечных судьбах мира.

    Нравственный закон, содержащийся в Новом Завете, более строг по сравнению с ветхозаветным. Здесь осуждаются не только греховные дела, но и мысли. Цель каждого человека - искоренить зло в самом себе. Победив зло, человек побеждает смерть.

    Главное в христианском вероучении - это воскресение Господа нашего Иисуса Христа, победившего смерть и открывшего путь для всего человечества к жизни вечной. Именно этим радостным чувством освобождения проникнуты Новозаветные повествования. Само слово "Евангелие" переводится с греческого как "Благая весть".

    Ветхий Завет - это древний союз Бога с человеком, в котором Бог обещал людям Божественного Спасителя и в течение многих веков приготовлял их к Его принятию.

    Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, в лице Единородного Сына Своего, сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святаго и Девы Марии, и страдавшего и распятого за нас, погребенного и Воскресшего в третий день по Писанию.

    (http://zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhij/Chast_1_O_vere_i_zhizni_hristianskoj/SvJaschennoe_Pisanie_BibliJa/)

    ИЗ ВАСИЛЬЕВА:

    Вся история и теория иудаизма, столь тесно связанные с жизнью и судьбами древних евреев, нашли свое отражение в Библии, в ее Ветхом завете. Хотя Библия, как сумма священных книг, стала комплектоваться еще на рубеже 11-1 тысячелетий до н. э. (древнейшие части ее восходят к XIV-XIII вв., а первые записи - примерно к IX в. до н. э.), основная часть текстов и, видимо, редакция общего свода датируется периодом Второго храма. Вавилонский плен дал мощный толчок работе по написанию этих книг: уведенные из Иерусалима жрецы не имели более забот по обслуживанию храм» и вынуждены были сосредоточить свои усилия на переписывании и редактировании свитков, на составлении новых текстов. После возвращения из плена эта работа была продолжена и, в конечном счете, завершена.

    Ветхозаветная часть Библии (большая ее часть) состоит из ряда книг. Во-первых, это знаменитое Пятикнижие, приписываемое Моисею. В книге первой («Бытие») рассказывается о сотворении мира, об Адаме и Еве, всемирном потопе и первых древнееврейских патриархах, наконец, об Иосифе и египетском плене. Книга вторая («Исход») повествует об исходе евреев из Египта, о Моисее и его заповедях, о начале организации культа Яхве. Третья («Левит») представляет собой свод религиозных догм, правил, ритуалов. Четвертая («Числа») и пятая («Второзаконие») посвящены истории евреев после египетского плена. Пятикнижие (по-еврейски - Тора) было наиболее почитаемой частью Ветхого завета, причем впоследствии именно толкование Торы вызвало к жизни многотомный Талмуд и легло в основу деятельности раввинов во всех еврейских общинах мира.

    Вслед за Пятикнижием в Библии помещены книги судей и царей израилевых, книги пророков и несколько других сочинений - сборник псалмов Давида (Псалтырь), Песнь песней Соломона, Притчи Соломоновы и др. Различна ценность этих книг, подчас несоизмеримы их известность и популярность. Однако все они почитались священными и изучались многими сотнями миллионов людей, десятками поколений верующих, притом не только евреев, но и христиан.

    Библия - прежде всего церковная книга, воспитывавшая в читателях слепую веру во всемогущество Бога, в его всесилие, в творимые им чудеса и т. п. Ветхозаветные тексты учили евреев смирению перед волей Яхве, повиновению ему, а также говорящим от его имени жрецам и пророкам. Однако этим содержание Библии далеко не исчерпывается. В ее текстах немало глубоких раздумий о мироздании и первоосновах бытия, об отношениях между людьми, о моральных нормах, социальных ценностях и т. п., что обычно встречается в каждой священной книге, претендующей на изложение сути того или иного вероучения.


    Священные православные книги являются своеобразным компасом для духовного продвижения христиан в познании воли Бога. Библия - Священное Писание, подаренное Творцом человечеству. Исторические достоинства текстов Священного Писания заключаются в том, что они написаны конкретными людьми, жившими в определенное время, по ведению, дарованному Самим Всевышним.

    Великие пророки , имеющие дар общения с Богом, записали послания человечеству, чтобы на конкретных примерах показать реальность и силу Господа.

    Апостол Иоанн Богослов

    Что включает Библия

    Библия включает в себя 66 книг:

    • 39 посланий Ветхого завета;
    • 27 книг Нового Завета.

    Эти книги являются основой библейского канона. Священные книги в православии богодуховны, ибо написаны под руководством Духа Святого. Библию обязательно надо читать и изучать каждому христианину.

    В Библии, Святом писании, творец 365 раз сказал «Не бойся!» и столько же «Радуйся!». Великое обетование от Создателя дано на каждый день благодарить Творца, постоянно пребывая в радости.

    Только познав тексты Священного Писания и найдя подтверждения в историях святых, можно научиться чему и как радоваться и за что благодарить Бога. Не познав истоков создания мира невозможно до конца поверить в реальность событий, происходящих в Новом Завете.

    О Библии:

    Зачем православному верующему читать Ветхий Завет

    Ветхий Завет начинается основой основ, описанием событий от создания мира до 400 г. перед пришествием Иисуса Христа на землю. Пятикнижие (5 первых книг) или Тора по-еврейски написана пророком Моисеем.

    Пророк Моисей

    Первая книга Бытие описывает длительный период от первого человека, всемирного потопа, создания Богом Своего еврейского народа, рождение Исаака, Иакова, вход в Египет и выход из него через 400 лет. У некоторых людей возникает вопрос, откуда же человечество узнало об Адаме, если был всемирный потоп. Ответ находится в самом Священном Писании, если его читать внимательно, обязательно помолившись при этом Всевышнему.

    У евреев сохранилось хорошее правило, идущее от первых людей, знать своих предков до 14 колена. Дед Ноя был еще жив во время последних дней Адама. Безусловно, маленький мальчик не один раз слышал историю создания земли и первых людей, а потом Ной передал ее сыновьям. Вот так можно исторически доказать праведность каждого послания, переданного Богом человечеству через пророков.

    1500 лет, от Авраама, первого еврея на земле, до Малахии через жизненные обстоятельства Бог являлся царям и пастухам, пророкам и священникам, воинам и судьям.

    Удивительным фактом является то, что написанные в разное время разными людьми библейские священные тексты согласованы между собой, представляются продолжением и дополнением один другого.

    В Исходе показана забота Бога о Своем народе, который из-за ропота 40 лет блуждал по пустыни, но при этом Творец ни на мгновение не оставлял евреев без Своего руководства.

    По пустыни евреи передвигались под ведением столпа, который днем был пылевым, а ночью огненным. Это Дух Святой выводил Божий народ из рабства. В пустыне, на горе Синай, Бог даровал свои 10 заповедей, ставших основой всего христианства, законом и путеводителем.

    Десять заповедей (скрижали)

    Основываясь на исторических фактах, легко проследить прообраз Иисуса Христа, например, в тот момент, когда на народ напали змеи, спасся тот, кто держал взгляд на посохе Моисея, так и православные люди никогда не погибнут, если будут постоянно смотреть на Христа.

    Законы благословения и проклятия записаны во Второзаконии. Верный Бог всегда выполняет то, что обещал. (Второз.28)

    В книгах Пророков дано описание развития еврейского народа, их царствование и красной нитью через них идут пророчества о рождении Мессии. Читая книгу пророка Исаии, не покидает чувство нереальности, ведь живший почти 600 лет до прихода и смерти Иисуса, он детально описал рождение Христа, убиение младенцев, распятие.

    В 42 главе через Исаию Бог дает обещание всегда быть рядом с верными Своими детьми.

    12 книг малых пророков показывают реальное общение смертных людей, верных Богу всей своей жизнью, с Творцом. Они умели слышать Создателя и были послушными в выполнении Его повелений. Через верных пророков Бог говорил с миром.

    Царь Давид был верным Господу, за что удостоился звания мужа по сердцу Божьему. Псалмы, записанные по песням Давида и пророков, легли в основу многих молитв. Каждый православный знает, что в час испытаний Псалмы 22, 50, 90 помогают преодолеть страх и почувствовать Покров Божий.

    Царь Давид

    Соломон не был старшим сыном Давида, но именно его Творец выбрал быть царем. За то, что Соломон не просил у Бога богатства и славы, а только мудрость, Творец даровал ему самое богатое царствование на земле.

    Псалмы Давида:

    Просите у Бога мудрости, чтобы земная жизнь была наполнена полнотой:

    • Божьего ведения;
    • страха перед Спасителем;
    • семейного счастья;
    • детского смеха;
    • богатства;
    • здоровья.

    Книги Даниила, Малахии, Ездры несут в себе зашифрованные послания человечеству до конца земного существования, они перекликаются с Откровением Иоанна из Нового Завета . После Малахии нет сведений о посланиях Бога.

    400 лет перед рождением Иисуса Творец молчал, наблюдая за соблюдением Его законов избранным народом.

    Человечество в это время представляло множество народов, у них были свои божки, поклонения, ритуалы, что в глазах Творца являлось мерзостью.

    Видя ожесточенные сердца населения земли, которые убийством животных в виде жертвы стараются заработать прощение грехов, Бог посылается людям Своего Сына, Иисуса Христа. Спаситель стал последней жертвой, ибо каждый, кто верит в Него, спасется. (Иоан. 10:9)

    Новый завет - путеводитель по жизни с Христом

    С рождения Спасителя начинается новая эра в истории человечества. В Новом завете описаны основные этапы пребывания Христа на земле:

    • зачатие;
    • рождение;
    • жизнь;
    • чудеса;
    • смерть;
    • воскрешение;
    • вознесение.

    Иисус Христос является сердцем всей Библии. Нет другого пути обрести жизнь вечную, кроме веры в Спасителя, ибо Сам Иисус назвал Себя Путем, Истиной и Жизнью (Иоан. 14).

    Каждый из двенадцати апостолов оставил послание миру. Богодухновенными, каноничными признаны только четыре Евангелия, вошедшие в Новые Завет.

    Двенадцать учеников Иисуса Христа

    Новый Завет начинается Евангелиями, Благой вестью, переданной через простых людей, ставших впоследствии апостолами. Известная всем христианам Нагорная проповедь учит верующих, как стать блаженными, чтобы приобрести царство Божье уже на земле.

    Только Иоанн был среди учеников, которые постоянно находились около Учителя. Лука в свое время врачевал людей, все сведения, переданные им, были собраны во время Павла, после распятия Спасителя. В этом послании чувствуется подход исследователя к историческим событиям. Матвей был избран в число 12 апостолов вместо предателя Иуды Искариота.

    Важно! Послания, не вошедшие в Новый Завет из-за сомнения в их подлинности, называют апокрифическими. Самыми известными из них являются Евангелия от Иуды, Фомы, Марии Магдалины и другие.

    В «Деяниях святых апостолов», переданных апостолом Павлом, никогда не видевшего Иисуса - человека, но которому была дарована милость слышать и видеть яркий Свет Сына Божьего, описана жизнь христиан после воскрешения Христа. Учительские книги Нового Завета содержат послания апостолов конкретным людям и целым церквям.

    Изучая Слово Божье, переданное Его учениками, православные люди видят перед собой пример для подражания, преобразования в образ Спасителя. В первом послании Павла коринфянам записан гимн любви(1Кор. 13:4-8), читая каждый пункт которого по-настоящему начинаешь понимать, что такое любовь Божья.

    В послании Галатам 5:19-23 апостол Павел предлагает тест, по которому каждый православный верующий может определить, он поступает по плоти или по духу.

    Апостол Иаков показал силу слова и необузданность языка, через которых истекает как благословение, так и проклятие.

    Заканчивает Новый Завет книга Откровений апостола Иоанна, единственного из всех двенадцати учеников Иисуса, умершего своей смертью. В возрасте 80 лет за поклонение Христу Иоанн был создан на остров Патмос для тяжелых работ, откуда он был перенесен на небо для получения Откровения для человечества.

    Внимание! Откровение является самой «тяжелой» для понимания книгой, ее послания открыты избранным христианам, которые имеют личные отношения со Святой Троицей.

    Откровение святого Иоанна Богослова

    Многие люди говорят, что начинали читать Святое Писание и ничего не поняли. Чтобы избежать этой ошибки, чтение Библии следует начинать с Евангелий, отдав первоочередность посланию от Иоанна. Затем прочитать Деяния и перейти к Посланиям, после чего можно начинать читать Ветхий Завет.

    Нельзя понять некоторых высказываний, наставлений, не исследовав историческое время и место написания.

    Наука Герменевтика учит каждый текст рассматривать с точки зрения того времени.

    Все свои послания апостол Павел писал во время христовых походов, переходя из города в город, и это описано в Деяниях. Святые отцы Церкви на основании исследований дают четкие толкования послания, показывая богодухновенность каждого текста.

    Библия пишет, что Писание дано человечеству, чтобы исправлять, научать, обличать и наставлять. (2Тим. 3:16). Библия, состоящая из Ветхого и Нового завета, переведена на многие языки и является самым читаемым посланием Бога человечеству, открывающая характер Всевышнего и путь в Небеса через веру в Сына Божьего, Иисуса Христа при ведении Святого Духа.

    Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу - святую Библию, которая хранит множество рецептов познания Всевышнего и примеров из жизни святых.

    Священное Писание. Библия



    Что еще почитать