Бедная лиза скачать полностью. Бедная Лиза. Николай Карамзин

Бедная Лиза (сборник) Николай Карамзин

(Пока оценок нет)

Название: Бедная Лиза (сборник)

О книге «Бедная Лиза (сборник)» Николай Карамзин

Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) – писатель, историк и просветитель, создатель одного из наиболее значительных трудов в российской историографии – «История государства Российского» основоположник русского сентиментализма.

В книгу вошли повести «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена», а также сборник очерков «Письма русского путешественника».

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Бедная Лиза (сборник)» Николай Карамзин в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Бедная Лиза (сборник)» Николай Карамзин

Она бросилась в его объятия-ивсейчаснадлежало погибнуть непорочности! – Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей – никогда Лиза не казалась ему столь прелестною – никогда ласки ее не трогали его так сильно – никогда ее поцелуи не были столь пламенны – она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась – мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения. – Эраст чувствует в себе трепет – Лиза также, не зная отчего – не зная, что с нею делается… Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?

Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь.

«Ты должен, молодой человек, – сказал он, – ты должен известить меня о происшествиях света, мною оставленного, но еще не совсем забытого. Давно живу я в уединении, давно не слышу ничего о судьбе людей. Скажи мне, царствует ли любовь на земном шаре? Курится ли фимиам на олтарях добродетели? Благоденствуют ли народы в странах, тобою виденных?» – «Свет наук, – отвечал я, – распространяется более и более, но еще струится на земле кровь человеческая – льются слезы несчастных – хвалят имя добродетели и спорят о существе ее». – Старец вздохнул и пожал плечами.

Чтобы живо чувствовать всю дерзость человеческого духа, надобно быть на открытом море, где одна тонкая дощечка, как говорит Виланд, отделяет нас от влажной смерти, но где искусный пловец, распуская парусы, летит и в мыслях своих видит уже блеск золота, которым в другой части мира наградится смелая его предприимчивость. «Nil mortalibus arduum est» – «Нет для смертных невозможного», – думал я с Горацием, теряясь взором в бесконечности Нептунова царства.

Поэт проповедует философию «мучительной радости», называет сладостным чувством меланхолию, которая есть «нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслажденья».

Герои Карамзина – словно люди, потерпевшие кораблекрушение, выброшенные на суровый и дикий берег, одинокие на безлюдной земле.

Белинский писал: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

Карамзин глубоко убежден, что человечество идет по пути прогресса, что именно XVIII в. благодаря деятельности великих просветителей – ученых, философов и писателей – приблизил людей к истине. Заблуждения бывают, но они, как «чуждые наросты, рано или поздно исчезнут», ибо человек обязательно придет «к приятной богине-истине». Усвоив просветительскую философию своего времени, Карамзин считает, что «просвещение есть палладиум благонравия». Просвещение благодетельно для людей всех состояний.

На окраине Москвы, откуда видны Воробьевы горы, недалеко от стен монастыря в старом жилище жила со своей матушкой главная героиня книги Карамзина «Бедная Лиза». После кончины отца им пришлось жить на деньги, полученные от аренды земли. Слабая здоровьем мать тосковала по покойному мужу, а Лиза одна занималась хозяйством и подрабатывала на продаже лесных цветов.

Торгуя цветами в городе, Лиза познакомилась с любезным молодым красавцем Эрастом, заплатившим ей не пять копеек, а целый рубль. Но честная девушка не взяла лишнее. Молодой человек расспросил, где проживает Лиза, и уговорил её больше не продавать цветы никому, кроме него.

Дома девушка рассказала матушке обо всём. Женщина порадовалась за честность дочери. На следующий день Лиза принесла самые отборные цветы — прекрасные ландыши, но их пришлось выкинуть в реку, потому что её поклонник так и не появился.

Вечером следующего дня Эраст пришёл к Лизе домой, где познакомился с её матерью и попросил всю работу девушки продавать только ему.

Встретив девушку, добрый и умный молодой дворянин Эраст решил покончить со своей прежней праздной жизнью.

Несмотря на различия в сословиях, молодые люди влюбились и стали встречаться каждый день. Эраст был восхищён невинной чистотой и наивностью девушки, отличающейся от всех, кого он знал до неё.

Не знавшая о чувствах дочери мать, желает выдать бедную Лизу замуж за богатого крестьянина. Девушка отказывается.

Когда она рассказывает об этом Эрасту, влюблённые сближаются. Близость с девушкой, в которую молодой человек был платонически влюблён, меняет его отношение к возлюбленной. Символ чистоты и непорочности был разрушен, и Эраст стал избегать встреч с Лизой.

Через несколько дней наш герой объявился, сообщая девушке об отъезде на войну. Чтобы Лиза снова не торговала, пока его не будет, он оставил её матери деньги.

Через пару месяцев в городе Лиза заметила, проезжавшую рядом шикарную карету, в которой сидел Эраст. У ворот дома радостная девушка обнимает его, но мужчина сообщает, что помолвлен. Он влез в долги, проигравшись, поэтому вынужденно должен жениться на богатой стареющей вдове, давно влюблённой в него. Мужчина просит больше не беспокоить его, протягивая девушке сто рублей.

Бедная Лиза встречает подругу Анюту, через которую передаёт деньги своей маме, а сама бросается в пруд. Вскоре помирает её отчаявшаяся от горя мать.

До конца своих дней Эраст не был счастлив и считал себя виновным в смерти Лизы.

У нас вы можете скачать книгу «Бедная Лиза» бесплатно и без регистрации в формате fb2, ePub, mobi, PDF, txt

На окраине Москвы, откуда видны Воробьевы горы, недалеко от стен монастыря в старом жилище жила со своей матушкой главная героиня книги Карамзина «Бедная Лиза». После кончины отца им пришлось жить на деньги, полученные от аренды земли. Слабая здоровьем мать тосковала по покойному мужу, а Лиза одна занималась хозяйством и подрабатывала на продаже лесных цветов. Торгуя цветами в городе, Лиза познакомилась с любезным молодым красавцем Эрастом, заплатившим ей не пять копеек, а целый рубль. Но честная девушка не взяла лишнее. Молодой человек расспросил, где проживает Лиза, и уговорил её больше не продавать цветы никому, кроме него. Дома девушка рассказала матушке обо всём. Женщина порадовалась за честность дочери. На следующий день Лиза принесла самые отборные цветы - прекрасные ландыши, но их пришлось выкинуть в реку, потому что её поклонник так и не появился. Вечером следующего дня Эраст пришёл к Лизе домой, где познакомился с её матерью и попросил всю работу девушки продавать только ему. Встретив девушку, добрый и умный молодой дворянин Эраст решил покончить со своей прежней праздной жизнью. Несмотря на различия в сословиях, молодые люди влюбились и стали встречаться каждый день. Эраст был восхищён невинной чистотой и наивностью девушки, отличающейся от всех, кого он знал до неё. Не знавшая о чувствах дочери мать, желает выдать бедную Лизу замуж за богатого крестьянина. Девушка отказывается. Когда она рассказывает об этом Эрасту, влюблённые сближаются. Близость с девушкой, в которую молодой человек был платонически влюблён, меняет его отношение к возлюбленной. Символ чистоты и непорочности был разрушен, и Эраст стал избегать встреч с Лизой. Через несколько дней наш герой объявился, сообщая девушке об отъезде на войну. Чтобы Лиза снова не торговала, пока его не будет, он оставил её матери деньги. Через пару месяцев в городе Лиза заметила, проезжавшую рядом шикарную карету, в которой сидел Эраст. У ворот дома радостная девушка обнимает его, но мужчина сообщает, что помолвлен. Он влез в долги, проигравшись, поэтому вынужденно должен жениться на богатой стареющей вдове, давно влюблённой в него. Мужчина просит больше не беспокоить его, протягивая девушке сто рублей. Бедная Лиза встречает подругу Анюту, через которую передаёт деньги своей маме, а сама бросается в пруд. Вскоре помирает её отчаявшаяся от горя мать. До конца своих дней Эраст не был счастлив и считал себя виновным в смерти Лизы. Рассказал эту грустную историю автору сам главный герой книги «Бедная Лиза». Он же и показал могилу девушки.

В романах и повестях русских писателей до начала 19 века чаще всего прослеживаются сюжеты, в которых разум ставится превыше чувств. Николай Карамзин был одним из первых, кто начал писать произведения, в которых на первое место ставились чувства героев. Такой является и повесть «Бедная Лиза», которая не сразу была воспринята критиками, зато обществу очень пришлась по вкусу. Писатель заставляет задуматься, ориентируясь не только на логику и здравый смысл, но и учитывая переживания героев, которые он мастерски передает читателям.

Молодая девушка-крестьянка по имени Лиза вынуждена тяжело работать, чтобы обеспечить себя и мать, поскольку их отец умер. Однажды она влюбляется в дворянина Эраста. Он испытывает взаимные чувства и настолько серьезно увлечен ею, что готов оставить свет и проводить вечера лишь в ее компании. Но этот молодой человек ветреный и непостоянный, он испытывает искреннюю симпатию, которая на завтрашний день может исчезнуть без следа. Только сможет ли девушка так легко отпустить свои чувства и принять уход возлюбленного?

В книге описывается и место действия, что не свойственно литературе того времени. Читатели настолько прониклись историей Лизы, что ходили в те места, где она гуляла в повести. Многие даже считали, что история реальна. Автор никого не поучает, не осуждает, не пытается навязать свою точку зрения, а только лишь желает вызвать сочувствие к героям, и ему это удается.

Произведение относится к жанру Проза. Оно было опубликовано в 1792 году издательством Эксмо. Книга входит в серию "Список школьной литературы 7-8 класс". На нашем сайте можно скачать книгу "Бедная Лиза" в формате epub, fb2, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.02 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Николай Михайлович Карамзин

Бедная Лиза

НИКОЛАЙ КАРАМЗИН – ПИСАТЕЛЬ, КРИТИК, ИСТОРИК

«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России» – это окончательное, твердо и решительно высказанное мнение Пушкина. Оно сложилось после многолетних жарких споров и полемических сражений по поводу новых произведений Карамзина (главным образом «Истории государства Российского», тома которой выходили с 1818 г.), художественной прозы и публицистики 1790–1800 гг. В этих сражениях участвовал и Пушкин, выступая с разных позиций, – в пору юности резко критиковал Карамзина, а в тридцатые годы серьезно и настойчиво его защищал.

Карамзин умер шестидесяти лет. Из них почти сорок отдано служению родной литературе. Начинал он свою деятельность в канун Великой французской революции 1789 г., а закончил – в эпоху восстания декабристов. Время и события накладывали свою печать на убеждения Карамзина, определяя его общественную и литературную позицию, его успехи и заблуждения.

Творчество Карамзина оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль рождалась в напряженном и трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. История и современность выдвигали перед человечеством, вступившим с начала французской революции в новую эру, невиданные ранее конфликты. Грозным представало и настоящее, и будущее. Путешествие двадцатитрехлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь. Он не только возмужал и обогатился знаниями и опытом – впечатления сформировали его личность и, главное, разбудили мысль Карамзина, обусловили его страстное желание понять происходившее не только в отечестве, но и в мире. Именно потому произведения, писавшиеся и печатавшиеся после возвращения на родину, ярко освещены пытливой мыслью. Молодой писатель уже с этого времени будет стараться давать свои ответы на вставшие перед человечеством – а следовательно, и перед ним – вопросы. Естественно, размышления и предлагаемые решения носили субъективный характер.

Художественный мир, созданный Карамзиным, был нов, противоречив, непривычно сложен, нравственно масштабен; он открывал духовно деятельную жизнь отдельной личности, а потом и целого народа, жизнь современную и историческую. В этот мир нельзя входить с предубеждением и готовыми идеями, он требует понимания и объяснения. Оттого Карамзин на протяжении полутора веков воспринимался активно; история изучения его творчества характеризуется отливами и приливами: его или превозносили, или отвергали.

Вот почему пушкинская оценка Карамзина актуальна и сегодня. Карамзин – это прошлое русской литературы, шире – русской культуры. Прошлое должно уважать. Но чтобы уважать, его надо знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. До сих пор нет полного, комментированного собрания сочинений писателя. Около ста лет в полном объеме не переиздавалась «История государства Российского». Систематически перепечатывалась только повесть «Бедная Лиза», по которой и происходит знакомство с Карамзиным. Это все равно, если бы о Пушкине мы судили лишь по его повести «Станционный смотритель»…

В последние десятилетия положение стало меняться. В 1964 г. вышли избранные сочинения Карамзина в двух томах, куда вошли стихотворения, повести, «Письма русского путешественника», критические и публицистические произведения, отрывки из десятого и одиннадцатого томов «Истории государства Российского» (об Иване Грозном и Борисе Годунове). В 1966 г. в серии «Библиотека поэта» выпущено полное собрание стихотворений Карамзина. В 1980 и 1982 гг. (в издательстве «Правда») напечатаны «Письма русского путешественника». В серии «Литературные памятники» готовятся впервые тщательно комментированные «Письма русского путешественника». Появилось несколько интересных работ о жизни и творчестве Карамзина.

И все же мы по-прежнему в долгу перед большим русским писателем, критиком, публицистом, историком.

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 г. в имении отца недалеко от Симбирска. Детство будущего писателя проходило на берегах Волги – здесь он научился грамоте, рано стал читать, пользуясь отцовской библиотекой. Семейный врач – немец – был и воспитателем, и учителем мальчика, он же обучил его немецкому языку.

Для продолжения образования четырнадцатилетнего отрока отвезли в Москву и отдали в частный пансион университетского профессора Шадена. Учил Шаден по университетской гуманитарной программе, главное место в ней занимали языки. В последний год пребывания в пансионе Карамзин слушал лекции в университете, о котором сохранил добрую память. Годы учения отмечены напряженным самообразованием – Карамзин по-прежнему много читал, был в курсе современной немецкой, французской и английской литературы.

Закончив занятия в пансионе, Карамзин прибыл в Петербург. Здесь он встретился со своим родственником И. И. Дмитриевым.

По заведенному порядку дворянские дети поступали на военную службу – и Карамзин поступил в один из лучших гвардейских полков. Но военная служба не привлекала юношу – он еще в пансионе проявил склонность к литературным занятиям и в Петербурге их продолжил. В 1783 г. появился в печати первый карамзинский перевод идиллии швейцарского поэта Геснера – «Деревянная нога».

Смерть отца неожиданно изменила его судьбу: 1 января 1784 г. он подал в отставку и в чине поручика был выпущен из армии. Больше Карамзин не служил и всю жизнь занимался только литературным трудом.

После устройства своих дел в Симбирске Карамзин в 1784 г. приезжает в Москву. Земляк Карамзина – масон и переводчик И. П. Тургенев – принял его в масонскую ложу, познакомил со своим приятелем, крупным русским просветителем и книгоиздателем Николаем Новиковым, сближение с которым оказало благотворное влияние на начинающего литератора.

В 1780-е гг. Новиков последовательно издавал ряд журналов: «Утренний свет», «Московское издание», «Прибавление к „Московским ведомостям“», «Детское чтение» и др., редактировал газету «Московские ведомости». Но главным делом его было издание художественной литературы – русской и иностранной в переводах, сочинений по философии, истории, социологии, учебных пособий, книг, посвященных домоводству и хозяйственным делам, различных медицинских «лечебников» и руководств.

Увлечение Новикова масонским учением «о братстве всех людей» привело его в масонский орден. Разделяя нравственные концепции масонов, их идеи самовоспитания, он, однако, отстранялся от мистических исканий «братьев», презирал нелепую обрядность масонов и стремился использовать орден и его денежные средства для своих просветительских и филантропических целей. Так, в частности, и была создана Типографическая компания. Оказавшись в книгоиздательском и масонском кругу Новикова, Карамзин увлекся литературным делом и вопросами нравственного воспитания. Вступая в жизнь, он стремился понять, каково назначение человека, что должно определять его поступки и цель жизни. С масонами Карамзин был связан с 1785 по 1789 г. В тот же период он сблизился с А. Петровым. И. И. Дмитриев так характеризует Петрова и его дружбу с Карамзиным: «Он знаком был с древними и новыми языками при глубоком знании отечественного слова, одарен был и глубоким умом, и необыкновенною способностию к здоровой критике… Карамзин полюбил Петрова, хотя они были не во всем сходны между собою: один пылок, откровенен и без малейшей желчи; другой угрюм, молчалив и подчас насмешлив. Но оба питали равную страсть к познаниям, к изящному; имели одинаковую силу в уме, одинаковую доброту в сердце; и это заставило их прожить долгое время в тесном согласии под одной кровлей…» Карамзин оплакал раннюю смерть своего товарища в сочинении «Цветы над гробом Агатона».

Интерес к человеку, его разуму и страстям, к проблемам воспитания, определение цели жизни и роли в обществе – характерны для того времени. Они занимали умы богословов и масонов, писателей – сентименталистов и просветителей, находились в центре внимания философов-просветителей – Дидро, Гельвеция и Гольбаха, сочинения которых о человеке, о природе, об уме переводили и печатали в России.

Огромен был писательский и нравственный авторитет Новикова. С глубоким уважением относился к нему и Карамзин. Стоит напомнить, что в сознании современников деятельность Новикова – просветителя и масона, издателя журналов, писателя, «типографщика» – соотносилась с деятельностью Франклина – просветителя и масона, ученого и писателя, «типографщика» и политического деятеля. В одном из сочинений, посвященных Новикову, сказано: «Два человека, действовавших в одно время на обоих полушариях земли, для одной цели – Франклин и Новиков».



Что еще почитать