Автором проекта храма является доменико трезини. Биография. Трезини и Северная столица

Трезини Доменико Трези́ни Доменико

(Trezzini) (около 1670 - 1734), архитектор, мастер раннего русского барокко . По происхождению швейцарец, с 1703 работал в России. Летний дворец Петра I (1710-1714), собор Петропавловской крепости (1712-1733), здание 12 коллегий (ныне университет, 1722-1734) - в Санкт-Петербурге.

ТРЕЗИНИ Доменико

ТРЕЗИ́НИ (Trezzini) Доменико [ок. 1670, г. Астано, близ Лугано, Швейцария - 19 февраля (2 марта) 1734, Петербург], русский архитектор и инженер. По происхождению швейцарец. С 1703 работал в России.
Первый архитектор Петербурга: по его проекту заложена Александро-Невская лавра (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА) ; выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (см. ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ) , начата перестройка Петропавловской крепости (см. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ) в камне, выстроены Летний дворец Петра I (см. ПЕТР I Великий) (1710-14), Петровские ворота, Петропавловский собор (1712-33), Здание двенадцати коллегий (ныне университет, 1722-34). Однако из градостроительных работ след в истории русской архитектуры оставил только проект планировки Васильевского острова. Постройки Трезини, отличающиеся регулярностью планов, скромностью декора, сочетанием крупных ордерных элементов с барочными деталями, характерны для раннего барокко (см. БАРОККО) .
Поступление на русскую службу
Учился архитектуре в Венеции, вернувшись в Швейцарию, женился на Джованне ди Вейтис. В поисках работы некоторое время жил в Дании, но постоянной работы не нашел. Посол Петра I (см. ПЕТР I Великий) Измайлов, искавший специалистов-строителей, 1 апреля 1703 заключил с Трезини («с господином Трецином») договор о поступлении на русскую службу. Жалование 20 червонцев в месяц показалось Трезини более чем достаточным, и летом того же года он вместе с другими иностранными специалистами морем прибыл в Архангельск.
Кронштадт
Первой самостоятельной работой Трезини стало строительство форта Кроншлот (Кронштадт), который не сохранился, но его изображения имеются на старинных гравюрах. Спустя два месяца после окончания строительства шведская эскадра попыталась прорваться в устье Невы и два дня бомбардировала форт, но безрезультатно.
Петропавловская крепость
Зимой 1706 Петр I поручает архитектору начать перестройку в камне земляной Петропавловской фортеции. Этой работе Трезини посвятил 28 лет своей жизни. Через два года в крепости уже были выстроены пороховые погреба, началось возведение казарм, бастионов Меншикова и Головкина.
В 1718 завершены в камне парадные Петровские ворота - единственный сохранившийся образец триумфального сооружения начала 18 в. Петровские ворота имеют форму однопролетной триумфальной арки, увенчаны массивным аттиком (см. АТТИК) с полукруглым фронтоном, украшены деревянным резным барельефом «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (скульптор К. Оснер; перенесен с деревянных Петровских ворот, построенных в 1708). В том же году Трезини выполнил и большую модель Александро-Невского монастыря.
К осени 1720 была завершена многоярусная колокольня Петропавловского собора, не успели только укрыть шпиль листами позолоченной меди (высота 112 м, на 32 м выше колокольни Иван Великий Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) ; общая высота со шпилем 122, 5 м). В августе того же года впервые заиграли на колокольне куранты (обошлись казне в 55 тыс. рублей). Петр лично поднялся на колокольню, чтобы осмотреть город.
Собор достраивался и украшался еще более десяти лет (1712-33). Его план нетрадиционен для русского культового зодчества: прямоугольное вытянутое здание разделено на три нефа пилонами (см. ПИЛОН) с раскрепованными пилястрами (см. ПИЛЯСТРА) , поддерживающими крестовые своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами (см. ЛЮНЕТ (в архитектуре)) и заканчивающимся небольшой главкой. Резной деревянный позолоченный иконостас выполнен в виде триумфальных ворот, что характерно для европейского барокко (1722-26, архитектор И. П. Зарудный (см. ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович) , иконы - А. М. Поспелов). Собор стал усыпальницей Петра I и других русских императоров.
Весной 1710 на месте, где теперь Эрмитажный театр, был заложен каменный Зимний дом для императора (не сохранился). К этому времени Трезини фактически стал главным архитектором столицы. Выполнил по указанию Петра I типовые («образцовые») проекты жилых домов и пригородных дач для различных слоев населения: «именитых», «зажиточных», «подлых».
Васильевский остров
В 1710-х гг. у Петра возникает план создания на Васильевском острове центра города, и в 1716 Трезини составляет его проект. В основу проекта легла любимая идея Петра - сеть каналов по типу амстердамских (в дальнейшем на их месте пролегли современные проспекты и линии Васильевского острова).
По приказу Петра Трезини строит на Васильевском острове первое правительственное здание - Здание двенадцати коллегий (ныне Петербургский университет; 1722-42; позже частично перестроено). Здание, предназначенное для Сената, Синода и других коллегий (по их числу название), членится на одинаковые секции, перекрытые отдельными крышами. Фасады секций, оформленные в стиле петровского барокко, объединены в единую прямолинейную композицию, вытянувшуюся перпендикулярно Неве на 383 м. С западной стороны во всю длину здания пристроена 2-этажная галерея.
Жил Трезини сначала в Греческой слободе (в районе набережной р. Мойка и современной улицы Халтурина), затем в собственном доме (1720-е гг., сохранился в перестроенном виде) на Васильевском острове. Свою первую жену оставил в Астано и, вероятно, в 1709 женился вторично. Среди учеников - М. Г. Земцов (см. ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич) .
Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Трезини Доменико" в других словарях:

    - (ок. 1670 1734) российский архитектор. Представитель раннего барокко. По происхождению швейцарец, с 1703 работал в России. Летний дворец Петра I (1710 14), собор Петропавловской крепости (1712 33), здание 12 коллегий (ныне университет, 1722 34) в … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трезини. Доменико Трезини Domenico Trezzini … Википедия

    Трезини Доменико - (ок. 1670 1734) швейц. архитектор, уроженец Тичино (Тессина), учился в Италии, в 1699 1703 работал в Дании, где, по его словам, делал многие фортификационные и иные узорчатые палатные мастерства, т. е. возводил воен. и гражд. постройки. Приехал… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь - (Trezzini) (около 1670 1734), русский архитектор и инженер. Швейцарец по происхождению. С 1703 работал в России. По проектам Трезини заложены город Кронштадт и Александро Невская лавра, в Ленинграде выполнена часть регулярной планировки… … Художественная энциклопедия

    - (около 1670 1734), архитектор и инженер. По происхождению из Швейцарии. С 1703 работал в России. По проектам Т. заложены Кронштадт и Александро Невская лавра, в 1706 начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Трезини (Trezzini) Доменико Андреа [около 1670, Астано, близ Лугано, Швейцария, ‒ 19.2(2.3).1734, Петербург], русский архитектор и инженер. Швейцарец по происхождению. С 1703 работал в России. По проектам Т. заложены Кронштадт и Александро… … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

Введение


Для русского зодчества XVIII в. характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица - Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города.

Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Так, специальным его приказом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц, в то время как в древнерусских городах дома часто располагались в глубине дворов, за различными хозяйственными постройками.

Творческая биография Д. Трезини до сего времени очень мало изучена. Вместе с тем именно этому архитектору выпала счастливая доля возглавлять строительство Петербурга в первое тридцатилетие его существования.

Как известно, берега Невы в середине второго десятилетия XVIII в. были единственным местом России, где разрешалось возводить каменные здания. Таким образом, Д. Трезини оказался одним из ведущих архитекторов очень важного периода, когда формировались новые градостроительные принципы и новый подход к решению архитектурных задач.

Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.

1. Происхождение архитектора


Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. В краях, где родился Трезини, издавна существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общие и профессиональные знания. Одну из них закончил молодой Доменико Трезини.

Архитектурному делу учился Доменико в Венеции. Возвратившись домой он женился, но был вынужден отправиться на заработки вДанию. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако, по прибытию Трезини в Копенгаген новый король Фредерик IV от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться начальником в строении крепостей.

Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России.

апреля 1703 года Андрей Измайлов «учинил уговор с господином Трецином», уроженцем кантона Тессин (Тиччино - в Южной Швейцарии):

«Обещаю господину Трецину, архитектонскому начальнику, родом итальянцу, который здесь служит датскому величеству и ныне к Москве поедет служить в городовом и палатном строении.

За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.

Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.

Обещаю также именованному Трецину, чтоб временем не хотел больше служить или если воздух зело жесток здравию его, вредный, ему вольно ехать куда он похощет.

Именованному так же доведется давать 60 ефимков, по цене как в дацкой земле, на подъем к Москве и тех денег ему на счет не поставить, а как он служить больше не хощет, опять ему на подъем с Москвы толико давать и ему вольно с собою взять, что он здесь наживет а будет ли он еще на время болен был, ни меньше того жалованье ему давать…»

Договор для архитектора Трезини оказался как нельзя кстати, предложенное Измайловым жалованье - тысяча русских рублей - представлялось сказочным богатством. Оно почти втрое превышало жалованье бомбардир-капитана, должность которого исполнял царь.

В Россию Трезини приехал один. Первую свою жену он оставил в Астано. В Петербурге Доменико - вероятно, в 1708 или 1709 году - женился вторично. Джованни Баттиста Цинетти, который в 1729 году работал под началом Трезини и жил у него в доме, вернувшись на родину, рассказывал, что архитектор был женат трижды. Как звали вторую жену, он не упоминал. Знал только ее сына Пьетро, также впоследствии известного архитектора. Третья жена - Мария Карлотта. От нее у зодчего были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. В первые годы пребывания в Петербурге Трезини поселился рядом с Греческой слободой.

Иноземные обыватели Греческой слободы избрали Доменико старостой своего прихода. Никто лучше Трезини не умел решить сложных вопросов и помирить рассорившихся соседей.

Помимо семьи, в доме всегда обитали ещё восемнадцать мужчин. Сохранились документы, где перечислены все, кто состоял при Трезини и проживал при нем: десять учеников, писарь, копиист и шесть денщиков для посылок. трезини архитектор петербург зодчество

2. «Первый зодчий» Санкт-Петербурга


Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе. В июне 1705 года этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.

После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил триумфальные ворота.

В 1706 году Доменико Трезини был приглашён для перестройки земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. С 1712 по 1733 года архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора. Здесь же Трезини построил казармы, погреба и другие постройки.

Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства.

В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Зимняя резиденция Петра I была готова к осени 1712 года, до нашего времени не сохранилась. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца, Трезини начал работу над Летним дворцом Петра I.

В 1712 году Доменико Трезини выполнил модель, по которой начал строиться монастырь в честь князя Александра Невского.

Трезини, чтобы хорошо и в срок управиться с делами, очень нужны были помощники и верные ученики. А царь Петр хотел, чтобы иноземец обучал будущих русских зодчих. Так что интересы их совпадали. В дом на берегу Мойки приходили молодые люди, обязанные изучать архитектурное искусство.

В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение - Здание Двенадцати Коллегий - первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге.

Высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу. И Петр приказал Трезини выстроить здание Коллегии. Построившись в линию, двенадцать «братьев» растянули свой фронт на 383 метра, почти упираясь левым флангом в будущий Мытный двор. У каждого здания свой парадный вход, своя крыша: высокая, четырехскатная с переломом. Очень типичная для первой четверти 18-го столетия.

Первый этаж здания - галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны - широкие прямоугольные столбы. Крайние - чуть шире остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они - как строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое здание на одиннадцать осей - протяженностью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Будто неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его.

«Движение» стены вперед или назад от главной линии фасада - один из характернейших признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот прием.

Вход в Коллегию всегда в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с красивой кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, - нарядный фронтон криволинейных очертаний, как требовал стиль барокко. Середину фронтона - тимпан - украшает лепное изображение эмблемы Коллегии. А на скатах возлежат высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым - все придавало «Двенадцати коллегиям» внушительный, торжественный вид и порождало изумление современников.

Много позднее историк архитектуры М. Иогансен, воздавая должное зодчему, написала: «Хотя весь замысел Трезини реализован не был, тем не менее, возведенные по его проектам постройки на протяжении XVIII века не только определили облик Стрелки, но оказали явное влияние на планировку и архитектурное решение отдельных возводимых построек. Так, модулем планировки площади на Стрелке 1760-х годов, предложенной А. Квасовым, было расстояние в 15 сажен - размер «корпуса» коллегий, а за эталон высоты была взята высота этого же здания. Несомненно, что мотив аркады… оказал влияние на облик двух построек, возведенных вдоль северной границы площади по проектам Кваренги… Все… свидетельствует о большом значении этой работы Трезини не только для петровского Петербурга, но и последующего времени… По своему значению и масштабу данная забота должна быть, несомненно, поставлена в ряд важнейших творческих замыслов не только Трезини, но и вообще русской архитектуры того времени».

В 1723-1727 годах для архитектора был построен дом на Университетской набережной (№21). В 1995 году площадь перед ним была названа площадью Трезини.

В начальный период строительства Санкт-Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений Санкт-Петербурга. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, называлась Канцелярией городских дел, а затем стала отвечать за развитие города в целом. Доменико Трезини принадлежит проект сетки проспектов и линий Васильевского острова (январь 1716 года). Этот план был составлен по подобию Амстердамской планировки из сети каналов.

Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и «подлых» (слово «подлый» тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас). В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить «образцовый» дом для зажиточных, и поселиться в нём, «для примеру». Место для дома царь указал на 12-й линии, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. Образцовые дома Трезини до наших дней не сохранились. Однако полагают, что Кикины палаты наиболее близки к типовому дому для именитых.

Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из учеников Доменико Трезини стал и Михаил Григорьевич Земцов (который завершил работу над зданием Двенадцати коллегий).

Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют Петровским барокко.

Последней работой архитектора была перестройка церкви св. ап. Матфия (1732-1734), в центре острова св. Петра (как отмечено на некоторых шведских картах), современного Петроградского района. Здание Церкви св. ап. Матфия есть переосвященное (в 1720 г.), деревянное здание церкви св. ап. Петра и Павла, первоначально находившееся в Петропавловской крепости с 1703 г. Затем в связи со строительством каменного собора Петра и Павла., деревянный храм Петра и Павла был разобран в 1719г., перенесен в центр Петроградской стороны, и переосвящен 31 января 1720 г. в память св. ап. Матфия, как храм воинской славы, в память победы русских войск в битве под Нарвой 9 (22) августа 1704 г. Храм переосвящен в присутствии императора. Храм перенесен полностью вместе с церковной утварью, иконостасом, иконами. Территория храма - ныне «Матвеевский сквер», Большая Пушкарская д. 35.

Т.к. первая перестройка церкви св. ап. Петра и Павла в 1709 г. в память Полтавской битвы была не очень удачной, не канонической, (2 колокольни, вход боковой), то после перенесения ее на современное место центра Петроградской стороны, здание было перестроено по проекту Доменико Трезини.

Перестройка храма, было последней работой Доменико Трезини, ибо 19 февраля 1734 года он умер. Сохранился единственный рисунок церкви св. ап. Матфия «деревянного» периода 1734 - 1806 г. Далее, последовал период каменные через ряд перестроек с 1800 г. по 1932г., когда храм был взорван.

Трезини был похоронен на кладбище у Сампсониевского собора. Могила не сохранилась.

Заключение


Доменико Трезини был не только первым архитектором в Петербурге, но и основателем школы российской архитектуры, из числа его учеников вышло немало опытных помощников архитектора - «гезелей»: Василий Зайцев, Григорий Несмеянов, Никита Назимов, Данила Ельчанинов, Федор Окулов.

Из зданий, построенных по проектам Трезини, Петропавловский собор и теперь выглядит весьма необычно для православного храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Нет и привычной полукруглой апсиды (выступа, перекрытого полукуполом или полусводом) с восточной стороны храма, где находится алтарь. Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII в. Он не случайно стал символом Петербурга - в нём заложены основы своеобразного архитектурного стиля новой столицы. Высокая колокольня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались повторить эту деталь в других важнейших зданиях города (например, в Адмиралтействе).

Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, также необычно. Оно состоит из двенадцати одинаковых частей, расположенных на одной линии и украшенных только пилястрами. Здание развёрнуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней. По замыслу архитектора, длинный парадный фасад Двенадцати коллегий должен был выходить на предполагавшуюся площадь на стрелке острова.

Список использованной литературы


1.Лисаевич И. И. Доменико Трезини. - Л.: Лениздат, 1986. - 233 с.

2.Малиновский К. В. Доменико Трезини. - СПб: Крига, 2007. - 231 с.

Овсянников Ю. М.Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини Д., Растрелли Ф..Росси К. Изд. 2-е, доп. - СПб: Искусство-СПБ, 2000. - 632 с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Доменико Трезини - наиболее выдающийся зодчий времен Петра I, построивший множество зданий, любимых и петербуржцами, и иностранцами, да и вообще - ценителями красивой архитектуры. Портал «ЗаграNица» приглашает вас на прогулку вдоль великолепных сооружений мастера

Швейцарец Доменико получил образование в Италии, а в Россию работать прибыл из Дании. Причем без каких-либо рекомендательных писем, как было принято в то время. За достаточно короткий срок, благодаря своему упорству и профессиональным качествам, Трезини завоевал авторитет, став у истоков петровского барокко. Сегодня здания, построенные швейцарцем, являются архитектурными жемчужинами Северной столицы.

Петропавловская крепость

В 1704 году, когда Трезини прибыл в город, Петербург был совершенно не таким, каким его знали после. Болота, вода и минимум построек - зрелище достаточно грустное. На фоне этого Петропавловская крепость выглядела вполне внушительным зданием, только из дерева и глины. Однако император не хотел, чтоб крепость таковой оставалась. Именно Доменико было поручено перестроить ее из земляной в каменную, что зодчий и осуществил в течение четырех лет. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.

Наиболее примечательной частью собора является колокольня, устремленная вверх и увенчанная высоким шпилем. На то время именно она являлась доминантой в ансамбле строящегося города и длительное время была самой высокой точкой на берегах Невы - до самого 2012 года.

Адрес: Петропавловская крепость, Соборная пл., 1.

Здание Двенадцати коллегий

В 1733 году Трезини построил еще одно легендарное здание, назначение которого - государственная служба. В здании Двенадцати коллегий, все части которого оформлены как отдельный дом, в течение ста лет работали коллежские чиновники.

По одной из легенд, при императоре Павле I чиновников, которые не успевали выполнить дневной план работ, отказывались перевозить на другой берег Невы, поэтому им приходилось ночевать прямо на работе (вот бы и сейчас так!). После замены коллегий на министерства здание передали Педагогическому институту. С 1835 года и по сегодня в нем работает Санкт-Петербургский государственный университет.

Адрес: Университетская набережная, 7/9.

Летний дворец Петра I

Еще одно здание легендарного архитектора, над которым он трудился 4 года (с 1710-го по 1714-й), сохранившееся до сегодняшних дней. Летняя резиденция Петра достаточно скромная как для тех времен и состоит из 14 комнат и двух кухонь.


Фото: rutravel.net

Барельефы, которыми украшен фасад, выполнены не Трезини, а его коллегой - немецким архитектором Шлютером, который в глине воплотил события Северной войны. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею.

Адрес: Набережная Кутузова, 2, Летний сад.

Зимний дворец Екатерины II

Дворцы руководителей были слабостью талантливого и трудолюбивого швейцарца. Еще одно его творение - зимний дворец Екатерины - считалось утраченным, поскольку именно на этом месте другой архитектор, Джакомо Кваренги, построил Эрмитажный театр. Но в конце прошлого века археологи во время раскопок нашли несколько сохранившихся помещений Трезини. В их числе 12 комнат, в которых предположительно располагались покои Екатерины.


Фото: shutterstock.com

Адрес: Дворцовая набережная, 32, здание Эрмитажного театра.

Дом Трезини

Дом самого архитектора был задуман как показательный проект. Наряду с его эстетической составляющей в стиле петровского барокко, здание должно было стать и воплощением комфорта жизни, поскольку здесь он не только обитал, но и давал первые уроки архитектуры будущим зодчим.

Сооружение возводили в размеренном темпе: в 1723 году был заложен фундамент, а закончили дом только в конце 20-х годов.

С течением времени дом архитектора несколько раз перестраивался, а в 2005-м провели его масштабную реконструкцию. С 2013 года в здании располагается пятизвездочный , предлагающий гостям размещение в 21 номере класса люкс. Каждый номер отеля - это эксклюзивный дизайн, антикварная мебель, мрамор и роскошь эпохи Петра I.

Шикарная обстановка всех апартаментов была произведена по уникальным дизайн-проектам итальянских художников, а многие из деталей интерьера кропотливо создавались вручную. Помимо этого, каждый номер пятизвездочного отеля эксклюзивен, поэтому гости могут выбрать апартаменты по своему вкусу и предпочтениям.

В отеле работает ресторан, названный именем жены известного архитектора - «Мария Карлотта», который предлагает гостям изысканные блюда европейской и русской кухни, а в баре посетители могут выбрать эксклюзивные напитки из обширной коктейльной карты и вина. Обслуживание номеров круглосуточное. В котором бы часу вы ни вернулись с прогулки по прекрасному Петербургу - ужин в номер заказать не будет проблемой.

Отель «Дворец Трезини» - отличный выбор для проживания гостей, которые ценят пятизвездочную роскошь в сочетании с близостью культурных памятников Северной столицы. Теперь у вас есть возможность жить в исторически ценном здании в самом сердце Петербурга!

Адрес: Университетская набережная, 21.

Александро-Невская лавра

Первый и самый крупный монастырь на территории Северной столицы - тоже дело рук Трезини. Учитывая пограничное положение будущей святыни, Доменико спроектировал и ее возможную фортификацию: монастырь мог легко превратиться в крепость. Между Невой и Черной речкой были разбиты сад и огород, а также появились кузница, конюшня, скотный двор и столярная мастерская.

Работа - это подготовка нескольких поколений архиереев. Многие епископы Русской церкви в то или иное время служили в монастыре в XVII-XIX веках.

Адрес: Набережная реки Монастырки, 1.

Главная придворная аптека

Первая аптека изначально располагалась в Петропавловской крепости, однако в 20-х годах XVIII века ей было выделено новое место. Архитектором здания стал Трезини, а его детище было возведено на углу Миллионной улицы и Аптекарского переулка. В 1789 году сооружение было перестроено Кваренги.

Адрес: ул. Миллионная, 4.


Фото: citywalls.ru
Фото: tourbina.ru

Доменико Трезини считается первым архитектором Петербурга. Он сумел долгие годы работать в теснейшем контакте с Петром I, выполняя его волю и реализуя его идеи. Сформировавшееся Петровское барокко - это творческий стиль Трезини.

Доменико Трезини родился в 1670 году в Швейцарии в селении Астано недалеко от города Лугано. Фамилия Трезини принадлежит к старинному итальянскому дворянскому роду. В современном городе Астано сохранился трехэтажный каменный дом семьи Трезини с гербом на фасаде. В окрестностях Лугано издавна существовало огромное количество художественных и ремесленных школ, так называемых «академий», где молодые люди проходили обучение и получали профессиональные навыки. Одну из таких школ и закончил Доменико Трезини. Затем он продолжил образование в Италии, выбрав для этого Венецию. Возвратившись домой, Трезини женился, у него родились дочери.

Семью надо было кормить, но работу архитектора в Швейцарии найти было очень трудно. Доменико решил поехать в Данию. При дворе датского короля Фридриха IV и началась профессиональная деятельность Трезини в качестве архитектора-фортификатора. Дания была союзником России в войне со Швецией, и посол Петра I при дворе датского короля Андрей Измайлов постоянно искал специалистов разных профессий для работы в России. Молодому фортификатору было обещано жалованье в 1000 рублей в год, что являлось для него сказочным богатством. Это и на самом деле были огромные по тем временам деньги. К слову сказать, жалованье самого царя Петра в должности капитан-бомбардира было почти в три раза меньше. В последних числах июня 1703 году вместе с другими специалистами, нанятыми Измайловым, Трезини отплыл в Россию. Он не предполагал тогда, что контракт, подписанный им на год, продлится до конца его жизни, а Россия станет его второй родиной.

Условия военного времени требовали возведения оборонительных сооружений, и первым заданием, которое царь Петр поручил Трезини, было строительство форта Кроншлот в Финском заливе у берегов острова Котлин. Там же архитектор возвел массивные и торжественные триумфальные ворота. К сожалению, до сегодняшних дней они не сохранились. Быстрый и энергичный Трезини хорошо знал свое дело. С первых же лет он зарекомендовал себя с самой хорошей стороны и в дальнейшем неизменно пользовался доверием Петра I. В 1705 году архитектор возвращается на берега Невы, где интенсивно идет строительство Петербурга. Ему поручено создать главную защиту города - Петропавловскую крепость, которую царь Петр повелел перестраивать в камне. Помимо каменных стен в ней также возводились казармы, пороховые погреба и другие постройки. Под защитой каменных стен крепости началось строительство и первого каменного собора в Петербурге - Петропавловского, строить который Петр I тоже повелел Трезини.

Размах городского строительства был так велик, что потребовалось специальное учреждение, которое занималось организацией и снабжением такой грандиозной стройки строительными материалами. Для своевременного исполнения всех этих надобностей по указу царя была создана Канцелярия городовых дел. Во главе ее Петр поставил Ульяна Акимовича Сенявина. Брат знаменитого адмирала был прекрасным организатором, а Трезини стал его первым помощником. Позже канцелярия станет ведать не только строительством, но и всей планировкой Петербурга. Вскоре после основания Петербурга у царя Петра возник замысел основать неподалеку от города монастырь в честь князя Александра Невского. Место для монастыря выбрал сам царь. Доменико Трезини выполнил модель монастыря, которую Петр утвердил, и в 1712 году приступили к работам. И сейчас малиново-красные с белым декором корпуса и Благовещенская церковь являются украшением Александро-Невской лавры. Но не только крепости и соборы являлись заботой архитектора. В 1711 году начали строить новый Зимний дворец. Этот дворец еще называли «Свадебные палаты», так как в нем состоялась свадебная церемония Петра I и Екатерины. До наших дней этот дворец не дошел, не сохранились также его чертежи и модель, выполненные Трезини. Только по документам о строительстве дворца можно судить о требованиях царя и возможностях архитектора. Царский дворец был построен осенью 1712 года, и Трезини вновь угодил императору.

Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел - он стал правой рукой царя по всем строительным делам Петербурга. А с 1714 года архитектор фактически вел все строительство города, ставшего новой столицей России. Идея создания «регулярного города» выразилась в разработке типовых проектов жилых зданий и определенных правил застройки улиц и площадей. Трезини разработал проекты домов для разных сословий: для «подлых» людей, из низкого сословия, зажиточных и именитых. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца начали забивать сваи и под строительство Летнего дворца. Трезини построил его по типовому проекту домов для именитых. Здание, сохранившееся до наших дней, и сейчас является украшением Летнего сада. Ярким памятником архитектуры Петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий - первое каменное правительственное сооружение в новой столице. Для лучшего архитектурного решения царь даже объявил первый в России конкурс. В результате были приняты проекты Трезини и Швертфегера, а руководство строительством было поручено Трезини.

Завершить строительство Трезини не успел. Он умер 19 февраля 1734 году и был похоронен на Сампсониевском кладбище в Петербурге. А здание Двенадцати коллегий достраивал его лучший ученик Михаил Григорьевич Земцов. В 1995 году площадь на съезде с моста Лейтенанта Шмидта, между 5-й и 6-й линиями была названа его именем — площадь Доменико Трезини. Здесь, на Университетской набережной, под № 21, находился его собственный дом, возведенный в 1723-1727 годах.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.



Что еще почитать