Аничков мост история названия. Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт. Ох уж эта смерть

Аничков мост - автомобильный и пешеходный трёхпролётный каменный мост, пересекающий реку Фонтанку, располагается на Невском проспекте. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

К моменту основания Санкт-Петербурга (1703 год) Фонтанка ещё не называлась Фонтанкой, а носила именование Безымянного Ерика. Эта река некоторое время была своеобразной границей города, и когда прокладывался один из основных путей Санкт-Петербурга - Невский проспект, - возникла необходимость возвести переправу через реку, которую Пётр I уже именует "Фонтанной рекой". В указе Перта Первого от 1715 года значится: "За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост". По этому указу, к маю 1716 года через "Фонтанную реку", или Фонтанку, был перекинут деревянный многопролётный балочный мост на свайных опорах. Он перекрывал как саму реку, так и её заболоченную пойму, и был, по разным сведениям, от 150 до 200 метров в длину. Чертежей первого моста через Фонтанку не сохранилось, но известно, что он был схож с типичными мостами, которые наводились в то время в строящемся Санкт-Петербурге. Вероятнее всего, мост был обит снаружи досками, и разрисован под каменные русты.

Руст, или рустовый камень - это архитектурный элемент, которые представляет собой мощный камень, с лицевой стороной, имитирующей грубый необработанный натуральный камень. Мосты разрисовывались под руст ради придания им более представительного вида.

Мост через Фонтанку строился силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Ани́чков (ударение на второй слог). Размещался полк Аничкова тут же, на берегу Фонтанки, в старой финской деревне, которая получила благодаря этому назвение "Аничковой слободы". Таким образом, произношение названия моста "Áничков" является неверным, и происхождение названия от якобы какой-то "Анички" - всего лишь легенда.

Поскольку Фонтанная река некоторое время была границей нового города, первый мост через неё являлся заставой. Он был снабжён шлагбаумом, который опускался в ночное время. На заставе проверяли паспорта и брали плату за проезд (деньги, либо камни, которые шли на мощение улиц).

К 1721 году река Фонтанка была расчищена и по ней стали ходить суда. Мост перестроили, он стал 18-ти пролётным, с разводной средней часть. Однако, уже в первые десятилетия эксплуатации мост трижды подвергался ремонту (в 1726, 1742 и 1749 годах). Последний раз архитектор Семён Волков возвёл через Фонтанку новый деревянный мост, без разводного пролёта. Мост был укреплён, так как по нему должны были пройти доставленные русскому царю слоны - подарок шаха Ирана.

Новый мост, длина которого была более 200 метров, точно так же, как первый, обшили досками, и разрисовали под гранит. Если верить описаниям, он был почти в четыре раза длиннее современного Аничкова моста. Но в то время берега Фонтанки ещё не были укреплены и отделаны гранитом, и река была значительно шире.

Ещё в 1730 году рядом с Аничковым мостом была установлена деревянная Триумфальная арка. Её возвели для того, чтобы встречать в Петербурге вступившую на престол императрицу Анну Иоановну. Впоследствии, в 1741 году, эта же арка, но в отреставрированном виде, приветствовала ещё одну императрицу - Елизавету Петровну. Но уже в 1751 году арку разобрали.

От Аничкова моста сохранился чертёж 1750 года, работы ван Болеса, по которому мост был построен в виде простой балочной системы с разъёмным пролётом. Подъёмные устройства в виде "журавлей" располагались в средней части моста, восемнадцать арочных пролётов были раскрашены под гранитный руст, а ограда моста состояла из ряда деревянных балясин, стоящих между тумбами, на которых установлены вазы и шары. Не исключено, что мост был именно таким, но так же можно предположить, что чертёж остался чертежом, а Аничков мост в середине XVIII века всё - таки был не разводной.

Фонтанка оставалась границей города вплоть до конца XVIII века, и Аничков мост являлся пограничным пропускным пунктом. Однако, уже в середине XVIII века город вышел за пределы первоначальных границ и стали быстро застраиваться пригороды. В это время работала специальная Комиссия о каменном строительстве в Петербурге и Москве. В рамках работы данной комиссии осуществлялись проекты по урегулированию малых рек и каналов. С 1780 по 1789 гг. проводились работы и по обустройству реки Фонтанки. Комиссию возглавлял генерал Ф.В. Бауэр. Под его руководством были возведены береговые каменные стены со спусками к воде, и построены семь однотипных каменных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на каменных "быках". Аничков мост так же был перестроен под эти типовые проекты. Предположительно, перестройка моста осуществлялась между 1783 и 1787 годами, и руководил этим проектом французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне. документально этот факт не подтверждён, однако сохранилось множество трудов самого Перроне, посвящённых мостостроению, по которым в Санкт-Петербурге мосты возводились вплоть до первой четверти XIX века. Сохранились так же два моста ( и ), возведённые по принципу проектов перроне. По внешнему облику этих мостов можно судить о том, как выглядел Аничков мост до того, как принял свой современный вид. Эти мосты имели боковые пролёты одинаковой величины, перекрыты коробовыми каменными сводами. Средний, деревянный разводной пролёт, располагался между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые устанавливались на каменных речных опорах. Между надстройками были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма разводной части.

Современный вид Аничков мост приобрёл в начале 1840-х годов. К этому времени проезжая часть невского проспекта значительно расширилась, и ширины моста уже не хватало для свободного проезда большого количества экипажей и телег. Два инженера, инженер-майор И.Ф. Буттац и А.Х. Рейдер, представили проект перестройки Аничкова моста, и этот проект был подписан Николаем I в декабре 1840 года. В 1841 году старый мост разобрали, и под руководством генерал-лейтенанта А.Д. Готмана за семь месяцев возвели новый мост. Торжественное открытие состоялось в январе 1842 года.

Мост сильно изменился. Каменные башни исчезли, мост стал иметь три выложенных из кирпича пролёта, перекрытых пологими сводами. Опоры моста и своды облицевали гранитом. Ограждением моста стали чугунные перила с чередующимися изображениями морских коньков и русалок, выполненных по рисункам немецкого архитектора Карла Шникеля. Точно такие же перила по его рисункам уже были к тому времени на Дворцовом мосту в Берлине.

В начале и конце моста появились гранитные пьедесталы, на которые были воздвигнуты известные сейчас на весь мир статуи "Укротителей коней". Эти скульптурные группы были заказаны П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной, а Аничков мост предполагалось украсить бронзовыми вазами на середине моста. над каждой из опор. Но вазы так и не были установлены и от них до наших дней дошли только постаменты.

Знаменитые статуи покорения коня появились на мосту уже в 1841 году. Первые две скульптуры были установлены на Западной стороне моста. Это были скульптуры "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы". На Восточном берегу установили копии этих статуй, выполненные из гипса и покрашенные под бронзу. Те, что были отлиты им на замену, прямо с завода были подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, и сейчас находятся в Берлине. Когда в 1844 году гипсовые статуи были наконец заменены на бронзовые, они простояли всего два года - и снова были подарены Николаем I, на этот раз королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время её путешествия по Италии. С 1846 года они находятся в Неаполе.

В 1851 году Аничков мост был, наконец, полностью укомплектован статуями, но Клодт не стал повторять первые две статуи, а изготовил две новые скульптурные группы, чтобы в результате все четыре группы изображали четыре разные стадии укрощения коня.

Если присмотреться, можно заметить, что на статуях коней, которые обращены передом в сторону Адмиралтейства, есть подковы, а на статуях, которые обращены мордами в сторону площади Восстания - нет. Объясняется это легендой, по которой на Литейном проспекте во времена Клодта располагались кузницы, и таким образом, кони, идущие от Литейного, то есть, от кузниц, уже подкованы, а кони, идущие к Литейному - нет. Но это всего лишь легенда, которая не имеет подтверждения.

Многочисленные копии скульптур "Укрощение коня" были так же установлены в Петергофе, Стрельне, и московских Кузьминках - усадьбе Голицыных. Далеко не все из них сохранились до нашего времени. А в 1899 году копии скульптурных групп Аничкова моста были установлены в Москве, на Беговой аллее около Московского ипподрома. В изготовлении копий принимали участие внук Клодта, К.А. Клодт, и скульптор С.М. Волнухин.

Однако, вернёмся к самому мосту.

Новый Аничков мост имел в своей конструкции существенные недостатки, которые уже в течение первых двух лет эксплуатации привели к деформационным процессам в арочных сводах. Исследования моста проводились в 1843, 1847, 1855 и 1899 годах, и в каждом отчёте говорилось о том, что разрушительный процесс прогрессирует. Наиболее логичным объяснением состояния моста виделось то, что твёрдая гранитная облицовка недостаточно надёжно стыковалась с более упругой кирпичной кладкой сводов. Разнородные материалы были состыкованы недостаточно тщательно и не имели надёжной изоляции, в результате чего в щели между камнем и кирпичом попадала вода, и под воздействием морозов и ветров своды начали разрушаться. 9 октября 1902 года состояние моста было признано угрожающим. Необходим был капитальный ремонт.

Проект нового моста создавался почти пять лет. Предполагалась замена каменных сводчатых частей моста металлическими балками криволинейной формы, с навесками металлического настила, выкрашенного под гранит. Однако, уже после того, как проект был утверждён Городской думой, против него восстала Академия художеств и строительный комитет Министерства Внутренних Дел.

В результате реконструкции Аничкова моста, которая велась с 1906 по 1908 гг., под руководством архитектора П.В. Щусева, быки и устои моста были оставлены прежние, кирпичные своды постепенно переложены по коробовой кривой и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста тщательно изолированы рольным свинцом. Длина пролётов оставлена прежняя: средний - 12,5 метров, крайние - по 12,6 метров. Общая ширина моста составила 37,9 метров, а ширина проезжей части - 31,9 метров.

Потрясения двадцатого века сказались и на Аничковом мосте. В 1941 году с него в очередной раз были сняты скульптурные группы "Укротителей коней". На время блокады Ленинграда они были закопаны в саду Аничкова дворца.

Несмотря на то, что Аничков мост страдал от артналётов (были повреждены гранитные парапеты и секции перил), основная конструкция моста не пострадала, и он исправно функционировал всю войну. На гранитных пьедесталах остались следы немецких снарядов, которые сохранили как своеобразный памятник блокады Ленинграда.

Уже после войны, во второй половине XX века, было проведено несколько текущих ремонтов моста, поскольку он, как любое творение человеческих рук, продолжал разрушаться от времени и нагрузок. Уже в середине 1990-х годов были скопированы и заново отлиты чугунные ограждения моста. Заказ был выполнен на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинск, Челябинской области.

В 2000 году скульптурные группы Аничкова моста сняты, отвезены на реставрацию, и возвращены на свои места к празднику 300-летия Санкт-Петербурга.

В 2007-2008 годах отремонтированы пролётные части моста, устранены трещины в асфальтовом покрытии и другие дефекты, проведён ремонт гидроизоляции моста. На данный момент, Аничков мост полностью отремонтирован, и по прежнему является одной из самых ярких "визитных карточек" Санкт-Петербурга.

Недалеко от Аничкова моста находятся такие достопримечательности, как Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.


Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: зима 2006 г.

Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: 2006 г.

Фрагмент Аничкова моста со стороны реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Набережная реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Фрагмент Аничкова моста, набережная и спуск к воде. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки набережной Фонтанки и скульптура Аничкова моста. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста: дельфин. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста. Фото 2011 г.

Вид на Фонтанку с Аничкова моста. Фото 2011 г.

Окружающая обстановка побуждает к раздумьям...

Атрибут раздумий.

Модные тенденции 2011 года.

Река Фонтанка. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Первая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Памятная доска на постаменте. Фото 2011 г.

Вторая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Третья скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Четвертая скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Изображение шкуры, покрывающей лошадь вместо седла. Фото 2011 г.

"Подкованная" нога лошади. Фото 2011 г.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Аничков мост

р. Фонтанка, 12 - Невский пр., 68хх

Пам. арх. (федеральн.)

Деревянный мост

1716, 1721, 1749 -

Каменный мост с башнями (не сохран .)

1785 - инж. Герард, И. К., инж. Сухтелен П. К. - строительство

Каменный мост с конными группами

1841 - инж. Буттац И. Ф., арх. Шинкель К. Ф. - перестройка (Постановление...)

Скульптурные группы "Укрощение коней"

1841-1850 - ск. Клодт П. К.
1907-1908 - инж. Бобровский С. П., инж. Кривошеин Г. Г., инж. Щусев П. В. -

капитальная перестройка с сохранением внешнего вида

Проложенная в 1710 г. Большая першпективная дорога (Невский пр.) вела к Адмиралтейским верфям. В 1715 г. имп. Петр I издал указ: "За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост". К 1716 г. через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах. Мост длиной 150 м перекрывал всю заболоченную пойму реки. Назвали его Аничков мост - по имени инженера-подполковника М. О. Аничкова, чей полк базировался неподалеку и строил эту переправу.

У моста, на левом берегу реки, располагалась городская застава, где проверялись документы въезжавших в Петербург.

К 1721 г. мост перестроили. Руководил работами "столярных дел мастер" фон Болес. В разработке проекта нового моста принимал участие арх. Доменико Трезини. Мост становится подъемным, на его опоры уложен "дикий камень".

В 1749 г. Семеном Волковым построен новый мост - более широкий на свайных опорах. Пролеты обшиты тесом и отделаны под гранит. При въезде на мост установили фонари на высоких деревянных столбах.

Город быстро рос. При Екатерине II в 1762 г. учреждена Комиссия по устройству Петербурга и Москвы (Бецкий, Чернышев, Дашкова, Квасов). Для улучшения транспорта создается Комиссия (1786) (Экспедиция с 1798) о строении дорог. Учреждена главная дирекция водяных коммуникаций (1767) (Сиверс, Брюс, Архаров) с корпусом гидравликов (1782), перименованная в 1798 в департамент водяных коммуникаций.
В 1770 г. военн.-инж. В. Назимов разработал проект сооружения набережных Фонтанки. Создан проект семи однопролетных мостов через Фонтанку - автор неизвестен. Но только 10 лет спустя инж. Ф. Бауэр приступил к их строительству. В 1782 г. Бауэр умер. Работу продолжили инж-ры И. Борисов и К. Модерах.

Все эти мосты строились по одному проекту. Река перекрывалась двумя гранитными арками (13,5 м). На быках возвышались четырехпилонные башни, увенчанные куполами. Средний пролет был деревянный, разводной конструкции. В башнях размещались подъемные механизмы. Башни сохранились только на Чернышевом и Калинкином мостах, где разводные пролеты заменены гранитными сводами.

Аничков мост был огражден каменным парпетом, на разводной части - легкая решетка. В первой половине XIX в. парапеты заменили решетками с каменными тумбами. При входе на мост были поставлены по два каменных обелиска с двумя фонарями овальной формы на кронштейнах. ([**])

В книге Щусева - Полковник Герард и подполковник Пистор реконструируют Фонтанку. Фонтанка при этом делится перемычками на 7 участков, что позволило вести постройку мостов и набережных последовательно, в освобожденных от воды котлованах.

    Старый мост.

    Каменный мост с башнями.
    1782-1785 гг. (*)

    Панорама Невского проспекта.
    В.С. Садовников. 1830-е гг.

    Аничков мост.
    Садовников В.С. 18..-е гг.
    (добавил Mary)

    Ж. Жакотте и Регамей.
    Аничков мост. 1850-е гг.
    Раскр. литогр. И.И. Шарлемань.

    Фонтанка у Аничкова
    моста

    Аничков мост

    Перестройка моста.
    начало ХХ в.
    (добавил miraru1)

    Установка Коней
    Аничкова моста.
    1945 г.
    Добавил - .

    Мартынов А. Е. Вид Невского
    проспекта от Фонтанки на
    Адмиралтейство, 1809-1810
    Добавил-

* В ночь на 6 ноября 1942 г. фугасная бомба весом в 250 кг попала в Аничков мост. Взрывом смело в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 м

Чугунной решетки. На мосту остались лишь изуродованные осколками гранитные постаменты. Но уже во время войны решетка моста была

В 1839 г. принято решение о перестройке моста, поскольку его узкая проезжая часть затрудняла движение по Невскому пр. Проект разработали инж.-майором И. Ф. Буттац, инж. А. Х. Редер. Проект утвержден в декабре 1840 г. Комитет по наблюдению за перестройкой моста возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.

Старый мост разобрали. 22 мая 1841 г. был уложен первый камень нового моста. По ширине мост стала равен Невскому пр.. Три пологих кирпичных свода олицевали розовым гранитом. Своды моста предполагалось украсить накладными бронзовыми деталями, на быкам поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но от накладных украшений и ваз отказались. Мост стал трехпролетным. Облицеван красным карельским гранитом.

Мост огражден массивной чугунной решеткой. Мотив рисунка заимствован с перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1822-1824 гг. немецким арх. Карлом Шинкелем. Массивные звенья с русалками, дельфинами и морскими коньками чередуются между собой. Долгое время считалось, что автором решетки моста был А. П. Брюллов. Мост был перестроен за 6 месяцев.

Но в это время появились отлитые из бронзы скульптурные группы, созданые по проекту плодовитого мастера К. П. Клодта, которые как нельзя лучше подходили для украшения моста.

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 г. К этому времени на массивных гранитных постаментах уже красовались две бронзовые скульптурные группы. На другой стороне моста стояли их точные гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. Для замены этих копий Клодт повторил отливку групп в металле. Но Николай I подарил их прусскому королю Фридриху - Вильгельму IV. Статуи, не побывав на мосту, погруженные в Кронштадте на корабль, отбыли в Германию в порт Штеттин, потом в Берлин, и были установлены по обеим сторонам главных ворот королевского дворца. В их установке участвовал и сам автор.

Клодт снова принимается за трудоемкую работу, и в октябре 1844 г. в третий раз благополучно, с большим мастерством заканчивает отливку двух бронзовых групп, которые устанавливаются на постаменты вместо обветшавших гипсовых. Но и новая пара недолго простояла на мосту. "Кони" были подарены неаполитанскому королю Фердинанду Второму. Весной 1846 г. из Кронштадского порта они морем отправились в далекую солнечную Италию, в Неаполь, и были установлены на пилонах ворот при входе в парк королевского дворца.

На Аничковом мосту появились алебастровые бронзированные статуи. Клодту в четвертый раз предстояло отлить в металле своих "коней". Но теперь он уже не стал копировать, а решил создать новые по композиции группы, объединив их с двумя первыми общим сюжетом и подчинив все произведениие единой идее.

Интерес к Аничкову моста после появления коней Клодта стал так велик, что городская администрация, несмотря на запреты АХ, старалась дополнительно его приукрасить. Некоторое время на мосту столяи фонари газового освещения. В 1890-х гг. на углу пешеходной панели была поставлена миниатюрная часовня (1,5 м) с четырехгранным основанием фасонного литья.

В 1906-1908 гг. Аничков мост был капительно перестроен по проекту С. П. Бобровского и Н. Г. Кривошеина. Из-за начавшегося трамвайного движения своды моста не могли выдержать нагрузки. Замена сводов требовала и замены опор. Мост был полностью разобран. Комиссия городской железной дороги под руководсством инж. А. П. Пшеницкого разработала несколько вариантов перестройки моста. В том числе предлагалось заменить мост однопролетным металлическим. 25 апреля 1905 г. АХ приняла решение сохранить прежний каменный мост.

При перестройке уделялось большое внимание сохранению прежней формы моста и прочности. Своды моста были выложены выложены из кирпича, выдержавшего 15-кратное замораживание. Были устранены узкие сходни с моста. Их заменили широкие ступени.

После реконстукции на мосту появилась табличка с надписью "Аничкин мост". Один из потомков М. О. Аничкова обратился в городскую управу с протестом против такого названия. Городская дума восстановила истинное название - Аничков мост.

Переустройство Аничкова моста.

В «Известиях» СПБ. Городской думы за текущий год (№ 10) помещен обширный доклад городской управы о переустройстве Аничкова моста. Докладу предпослана краткая историческая справка, из которой видно, что мост построен инж. бароном фон Дершау в 1841 г. В 1843 г. уже началось его разрушение со стороны Спасской части, что во время было замечено и остановлено. Затем до 1899 г. данных о дальнейшем разрушении моста не имеется. В 1902 г. было замечено разрушение свода среднего пролета и слабость опор, и собранная для этого комиссия пришла к заключению, что весьма желательно перестроить весь мост заново. Комиссия 1905 г. (27 авг.), соглашаясь с мнением предшествовавших комиссий, решила сохранить прежний вид моста, так как были предложения совершено изменить его. При этом докладе приложена смета на перестройку моста на сумму 104.347 руб. Теперешняя комиссия по переустройству моста состоит из следующих лиц: Л. Н. Бенуа, А. И. фон Гоген, Н. Л. Кирпичев, Г. Г. Кривошеин, С. К. Куницкий, Н. Н. Митинский, А. П. Пшеницкий, Г. Н. Соловьёв и В. Г. Тюрин. («Зодчий», 1906, Вып. 17, С. 168, добавил miraru1)

В 1938 г. старую торцовую мостовую на Невском пр. заменили асфальтом. Новые виды транспорта - автобус и троллейбус - оживили движение по мосту.

В годы Великоы Отечественной войны в октябре 1941 г. Исполком Ленгорсовета принял решение о сбережении скульптуры Аничкова моста - снять четыре скульптурные гурппы и закопать в саду Дворца пионеров (Аничкова дворца). Работы проводил "Дормост" во главе с инж. В. Макаровым по руководством специальной комиссии. На катках скульптуры доставили в сад дворца. В промерзлой земле вырыли 4 ямы. Скульптуры смазали тавотом, оклеили бумагой, обшили досками, а пустоты между обшивкой и статуями засыпали землей. Конные гуппы опустили в ямы наполовину их высоты. Сверху насыпали земляные холмы. Долгие годы опустевшие гранитные пьедесталы напоминали людям: "Идет война". Летом на постаментах стояли ящики с травой.

В ночь на 6 ноября 1942 г. фугасная бомба весом в 250 кг попала в мост. Взрывом смело в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 м чугунной решетки. На мосту остались лишь изуродованные осколками гранитные постаменты. Но уже во время войны решетка была заново отлита на заводе "Лентрублит" и вновь установлена на мосту.

За несколько дней до победы "Укротители коней" вернулись на свое место. Бронзовые группы были откопаны, очищены от предохранительной смазки, промыты бензином и установлены на гранитные постаменты. Операция по установке началась в 9 часов вечера 1 июня 1945 г., и закончилась в 9 часов утра следующего дня. "Набережные Фонтанки у моста до поздней ночи были запружены народом, - писала "Ленинградская правда". - Все окна окружающих домов были раскрыты настежь, и люди смотрели не отрываясь. "Даже на крышах стояли зрители".

20 ноября 1841 года «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно водничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую».
Первые две скульптуры Петра Клодта, отлитые в бронзе, - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» - появились на западной стороне в 1841 году. На противоположной стороне, как предполагалось вначале, будут стоять точно такие же юноши с конями. И сначала это действительно были гипсовые копии, выкрашенные краской «под бронзу».
Но скульптор решил создать две совершенно новые композиции, продолжив тему покорения коня прекрасным юношей. Через десять лет Аничков мост украшали все четыре скульптурных группы.
Сюжет получился таким.
1. Юноша сдерживает вздыбленного коня, человек и конь напряжены, ожидание противоборства.
2. Бунт коня: голова животного высоко поднята, он стоит на дыбах, оскалив пасть и раздув ноздри. Юноша почти висит на узде, изо всех сил пытаясь удержать дикое животное.
3. Конь, кажется, побеждает - еще миг, и он вырвется на волю, сбросив попону и освободившись от узды. Юноша повержен на землю, но узду из рук не выпускает.
4. Человек укрощает коня: опираясь на одно колено, юноша подчиняет себе животное. Конь успокаивается.
История клодтовских коней, ставших одним из узнаваемых символов Петербурга, интересна и поучительна.
Первоначально юноши и кони должны были украшать спуск к Неве у Зимнего дворца . Это место, что называется, было прямо под окнами у государя, поэтому все проекты подвергались тщательному рассмотрению. Вазы, львы, женские фигуры в обнимку со львами, все эти проекты не удовлетворяли государя. Появилась идея украсить набережную диоскурами. (Диоскуры - прекрасные боги-близнецы, сыновья богини Леды, которым Посейдон подарил изумительной красоты коней). Известный скульптор В.И.Демут-Малиновский, обратившись к довольно истасканному сюжету с близнецами, создал модель скульптурной группы, которую условно назвал «Конь с водничим». Скульптура была отклонена, но сама идея получила высочайшее одобрение.
Обратили взоры за границу. В Париже на въезде на Елисейские поля стоят «Кони Марни» - свирепые жеребцы, которые пытаются вырваться из рук красивых юношей, работа Гийома Кусту 1745 года. Государь пожелал иметь на Дворцовой набережной нечто подобное. Во Францию был отправлен запрос о получении копий скульптур. Но когда, наконец, пришел положительный ответ, комиссия, оценив стоимость отливки, признала, что 32 тысячи рублей за одну скульптурную группу - чересчур дорого.
Решено было изготовить собственные работы, а не копировать заграничное. Забегая вперед, скажем, что когда Петр Клодт закончил две скульптурные группы (их и предполагалось первоначально изготовить только две), засомневался, что Дворцовая набережная - это самое подходящее место. Мастер исходил пешком весь центр Петербурга, и остановился на Аничковом мосту, который в то время ремонтировался. На опорах моста воздвигли постаменты - на них в дальнейшем должны были стоять декоративные вазы. Именно здесь и коням будет видно все, и коней все увидят, - вроде бы решил скульптор, и доложил о том Художественной комиссии, а комиссия - государю.
Государь согласился. Коней поставили на мосту, а на Дворцовой установили вазы и сторожевых львов с шарами...
Изображая животных, Клодт старался как можно точнее передать анатомию - напрягшиеся мускулы, вздувшиеся жилки, складки кожи. Его кони были так хороши, что государь восхитился однажды: "Твои жеребцы, Клодт, лучше моих!" А у него в конюшне были только чистокровные лошади...
Сначала скульптор раздобыл на бойне лошадиные трупы, препарировал их, копировал почти буквально, затем делал гипсовые «запчасти» и соединял их в единое целое. Потом ему подарили из императорской конюшни двух чистокровных арабских скакунов, и скульптор просил своих домашних помогать ему. Кто-то садился на жеребца и поднимал его на дыбы. И так продолжалось часами… По мнению специалистов, Петр Клодт, изображая животных, ближе всех приблизился к античному канону красоты и по праву считается лучшим российским скульптором-анималистом.

Легенды Петербурга

Почему у двух коней нет подков?
Интересно, что статуи коней, которые направлены в сторону Адмиралтейства , - имеют на копытах подковы, а кони, которые повернуты к Адмиралтейству хвостом, - не подкованы. Петербургская молва тут же придумала этому свое, народное объяснение - в то время в Литейной части были литейные мастерские и кузницы. Поэтому неподкованные лошади идут туда, а подкованные - оттуда.
Говорили еще, что скульптор изобразил на одном из копыт карикатурный профиль Наполеона. Многие пытаются найти его - но не всем это удается. Якобы это изображение можно увидеть только при определенном солнечном освещении.

…Когда отлили копии скульптур, Николай решил подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. С этой миссией отправили в Берлин их автора. Фридрих Вильгельм пожаловал Клодту (полная его фамилия, между прочим, - Клодт фон Югенсбург) орден Красного Орла и бриллиантовую табакерку. Из прусской столицы скульптор, считавший себя русским человеком, писал своему другу Брюллову: «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб да квас - только бы поскорее вернуться в Россию!»

Вернувшись, Клодт снова отлил своих коней. Но и эта пара простояла на мосту недолго, всего два года: Николай опять подарил коней, на этот раз королю обеих Сицилий Фердинанду II - за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. (На снимке - кони Клодта в Неаполе). Фердинанд наградил русского ваятеля Неаполитанским орденом. В европейских газетах писали: «В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя со Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта».
В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне , и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. В 1900-х годах копии скульптур появились в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома, Их отливал внук Петра Клодта скульптор К. А. Клодт.
Клодтовские кони покидали Аничков мост дважды - во время войны их зарыли в землю во дворе Аничкова дворца, а в 2000-м году их снимали для реставрации к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Имена Петербурга

Петр Карлович Клодт
Скульптор, чьими работами будут восхищаться и современники, и потомки, вышел из славного, но обедневшего дворянского рода. Выходцы из него шли большей частью по военной стезе. Прапрадед Клодта - один из известных героев Северной войны. Отец ваятеля - боевой генерал, отличившийся в Отечественной войне 1812 года (портрет его есть в Галерее героев войны в Зимнем дворце).
Петр Клодт родился в 1805 году в Петербурге. Вскоре после его рождения семья переехала в Омск, куда его отца назначили начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса. Еще в детстве у мальчика проявились художественные способности. Больше всего он любил рисовать лошадей.
Семнадцати лет отпрыска из военного рода отдали в Артиллерийское училище. Он занимался прилежно, но каждую свободную минуту «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей», как вспоминали современники, «не имея иного наставника, кроме натуры». Сохранилось семейное предание о том, что однажды, когда Петенька в очередной раз из березового полена вырезал лошадку, его старший брат презрительно воскликнул: Петька, ты нашего рода предатель! Лошадник! Ямщик!»
Еще одна легенда рассказывает о том, как в Петров день пришли к подпоручику Петру Клодту сослуживцы, а с ними незнакомый штабс-капитан. Он с интересом рассматривал деревянных лошадок, которых у подпоручика было уже не меньше двух десятков. И сказал: «Продайте коня, барон!» «Не продается», - ответил Петр. «Отчего же?» - «Офицерская честь не велит. А вот подарить могу».
Каким-то образом эта игрушка оказалась у человека из свиты Николая Первого. Он и преподнес скульптуру государю. «Кто же этот даровитый резчик?» - будто бы поинтересовался император. Ему назвали имя барона Клодта. Тогда государь попросил вырезать для него целый отряд деревянных всадников. После чего барон был представлен Николаю.
«Пусть учится!» - приказал государь. И Петербургская Императорская академия художеств взяла под покровительство талантливого скульптора-самоучку, который не без облегчения оставил военную службу. В двадцать пять лет Петр Клодт начал постигать художественные премудрости в качестве вольного слушателя.
В Петербурге тем временем воздвигли НарвскиеТриумфальные ворота. Их должна была венчать колесница славы. Но фигуры коней работы скульптора С.С.Пименова не понравились Николаю Первому, который хорошо разбирался в лошадях. «Слишком худы», - заявил он. Работы поручают Гальбергу и Орловскому, известным ваятелям. Но они отказываются, используя благовидные предлоги. Когда и Петр Клодт, из боязни вызвать гнев императора, тоже хотел отказаться, ему намекнули: вы не можете. Кому это, быть может, и сойдет. А вам прощения не будет, ибо вы никто.
И Петр, до этого никогда не делавший большие скульптурные формы, выполнил своего коня так, что художественный совет вынес вердикт: «Сия модель сделана с желаемым успехом». Шестерка стремительно несущихся коней, которая и до сих пор венчает арку на Нарвских воротах, стала настоящим украшением Петербурга.
Клодт получил известность, удостоился звания академика и заслужил покровительство императора Николая. Говорят, что государь похвалил автора таким образом: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец!»
В 1832 году Петр Карлович Клодт женился на Юлии Мартос, племяннице ректора академии художеств, с которой счастливо прожил всю жизнь. (Художник Михаил Петрович Клодт, сын скульптора, вспоминал: «Моя мать была чпрезвычайно хороша собой, стройна и грациозна. Притом развеселого характера»). В семье Клодтов хранят еще одно предание - о том, как однажды Петр Карлович получил большую сумму денег за выполненную работу. Он завернул их в бумагу и пошел домой, но по пути свернул в мастерскую: его осенила очередная идея. Он положил деньги рядом с печкой и забыл о них. А наутро выяснилось, что этой бумагой - не разворачивая ее - рабочий растопил печь. «О, черт возьми! Ну что поделаешь!» - воскликнул Петр Карлович и ничуть не расстроился. Он любил повторять: «Много ли человеку надо - кусок хлеба - и сыт!»
В том же году он получил заказ на диоскуров, статуями которых решено было украсить Дворцовую набережную .
На эту работу мастер потратил двадцать лет своей жизни, и по общему признанию, серия работ под условным названием «Покорение коня человеком» - это вершина его творчества. Потом были еще:
. семидесятиметровый барельеф «Лошадь на службе человека», украшающий «Служебный дом» Мраморного дворца ;
. памятник Ивану Крылову в Петербурге (скульптор создал реалистически точный образ баснописца, с удивительным портретным сходством, а по периметру пьедестала разместил многочисленные персонажи из басен);
. бронзовая статуя князя Владимира (высота 4,5 м) в Киеве, на редкость удачно вписанную в пейзаж (этот монумент украшает современные украинские деньги);
. памятник Николаю Первому в Петербурге (конь имеет всего две точки опоры, что потребовало точных инженерных расчетов);
. скульптуры, украшающие храм Христа-Спасителя в Москве.
Петр Клодт, отливая свои скульптуры самостоятельно, постиг искусство отливки в совершенстве, и долгое время возглавлял Литейный двор Академии художеств.
Умер в поместье Халола под Петербургом (сейчас Финляндия) в 1867 году.

























Санкт-Петербург считается одним из красивейших городов. Его уютные тихие улочки, пронизанные каналами, соединены между собой великолепными мостами. Причем многие из них имеют древнюю историю и ведут отсчет своего существования с незапамятных времен. Аничков мост, находящийся на Фонтанке, является одним из самых известных в Питере. Его начали возводить еще во времена правления Петра Первого, в 1715 году. За всю свою продолжительную историю переправа через Фонтанку неоднократно перестраивалась, появившись в окончательном варианте лишь спустя семьдесят лет.

Изначально Аничков мост представлял собой довольно простую деревянную конструкцию. Опоры были обиты обычными досками и разрисованы под каменные русты. Руководил строительством инженер М. Аничков, в чью честь и было названо сооружение. В те времена этот мост был южной границей Санкт-Петербурга, поэтому на нем размещался шлагбаум и находилась застава, где у приезжих проверяли документы и взимали плату. В связи с развитием судоходства, в 1721 году Аничков мост был усовершенствован. Его средняя часть стала подъемной, благодаря чему появилась возможность пропуска небольших по размеру Этот мост имел важное значение для развития молодого города, так как именно он связывал Александро-Невский монастырь с Адмиралтейством.

В сыром климате деревянная конструкция довольно быстро ветшала, поэтому было решено заменить ее на каменную. Новая трехпролетное сооружение, построенное по проекту француза Ж. Перроне, было с разводной средней частью, башнями и цепями с подъемным механизмом. По такому принципу были возведены и другие фото которых приведены выше.

Со временем город рос, расширялся и Невский проспект. Старые переправы оказались слишком узкими для больших улиц, поэтому вновь возникла необходимость в их перестройке. Новая реконструкция моста была произведена в 1841 году (под руководством инженера И. Бутаца). Теперь он стал значительно шире, пролеты были выложены из кирпича, опоры отделаны гранитом. К тому же Аничков мост перестал быть разводным. На декоративной решетке ограды были использованы рисунки известного немецкого зодчего К. Шинкеля. Вместо башен на переправе появились скульптуры - работы ваятеля П.К. Клодта.

Творения зодчего между собой образовывали определенную логическую последовательность, суть которой отражена в названии - «Укротители коней». Каждая из скульптур символизировала определенный этап борьбы людей со стихией и неоспоримую победу над ней. Торжественное открытие конструкции состоялось в ноябре 1841 года. Однако качество работ оказалось весьма неудовлетворительным, спустя несколько лет была обнаружена деформация сводов. В начале двадцатого века состояние переправы и вовсе стало угрожающим. Тогда в 1906 году вновь встал вопрос о перестройстве Аничкова моста. Работы по укреплению конструкции велись под руководством архитектора П. Щусева.

После знаменитые скульптуры не раз покидали свои места. Так, в 1941 году, при нападении на город фашистских оккупантов, памятники были спрятаны в ямы в саду около Только в 1945 году они возвратились на постаменты.

Много памятных исторических событий пережил Санкт-Петербург. Аничков мост, Адмиралтейство, и многие другие достопримечательности являются невольными свидетелями преобразований, связанных с развитием и совершенствованием города.

Аничков мост является одним из самых известных в Санкт-Петербурге. Название мост получил по имени подполковника М.О. Аничкова, командовавшего строительным батальоном, построившим мост. Длина переправы составляла 150 метров, перекрывала не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Безымянный Ерик, как тогда ещё называли Фонтанку, был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Он был лёгкой конструкции с узкой проезжей частью. И хотя чертежей того моста не сохранилось, известно, что это был один из тех деревянных мостов, которые массово наводились в то время, а потому, скорее всего, его конструкции были обиты досками и разрисованы под каменные русты, чтобы придать сооружению «представительный» вид. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой»

Ещё в петровскую эпоху мост перестроен: в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда. Этот мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749 архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. Согласно сохранившемуся чертежу 1750 года «План и фасад Аничкову мосту» работы ван Болеса мост был простой балочной системы с подъёмным пролётом. Подъёмные устройства средней части были выполнены в виде «журавлей». Были сохранены восемнадцать арочных пролётов, обработанных под каменный руст. Ограда представляла ряд деревянных балясин, стоящими между тумбами, увенчанными вазами или шарами. По одной из версий, переправа была укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана - слонов. Фонтанка до конца XVIII века служила границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт

В середине XVIII века город перешагнул свою естественную границу и стал застраиваться на территории бывших пригородов. Этим объясняется широкая деятельность Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы по урегулированию малых рек и каналов, по проектам которой с 1780 по 1789 годы проведены работы по обустройству Фонтанки. Под руководством генерала Ф. В. Бауэра были возведены каменные береговые стены со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов со средними разводными пролётами и башнями на быках. Авторство проекта приписывают Ж.-Р. Перроне, однако документальный подтверждений этому нет. С того времени сохранился лишь один подобный мост - мост Ломоносова, собственно по нему можно судить об архитектуре Аничкова моста. Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части


К началу 40-х годов XIX века проезжая часть Невского проспекта была значительно шире Аничкова моста. Кроме того, средняя деревянная часть моста, рассчитанная в своё время на передвижение по ней экипажей и телег, оказалась непригодной. Проект перестройки моста, составленный под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана инженер-майором И. Ф. Бутаццем при участии инженера И. Редера, был утверждён Николаем I в декабре 1840 года. В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту. Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П. К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память


Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах. Периодические исследования 1843, 1847, 1855, 1899 годов фиксировали, что разрушительный процесс продолжается. Осмотр 9 октября 1902 года выявило, что состояние моста угрожающе. Причины разрушения моста видят в том, что жёсткая гранитная облицовка недостаточно надёжно связывалась с легкосжимаемой кирпичной кладкой сводов. Из-за отсутствия надёжной изоляции в щели, в местах соприкосновения разнородных материалов, попадала вода, разрушавшая своды под воздействием естественных сил - морозов, ветров и т. п.


На проектирование нового моста ушло почти пять лет, поскольку в процессе решения несложной и чёткой технической задачи были высказаны противоположные взгляды на роль конструкций в образовании архитектурных форм. Так первый проект, выполненный подготовительной комиссией городских железных дорог по поручению Городской думы, предусматривал сохранение внешнего вида моста с заменой каменных сводчатых строений металлическими балками криволинейной формы с навеской металлического настила, выкрашенного «под гранит». Существовал вариант, согласно которому с низу и по бокам планировалось прикрепить подвеску из тонких гранитных плит. Целью этих проектов было построить мост безраспорный системы, но аналогичный по форме существующему. В конце концов проект был утверждён Городской думой, однако его реализации воспротивилась Академия художеств, а в дальнейшем и Строительный комитет Министерства внутренних дел.


Реконструкция Аничкова моста велась в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Перестройка сводов производилась секциями с оставлением незаполненным шва между ними. В результате реконструкции были быки и устои остались прежние, кирпичные своды переложены по коробовой кривой со стрелой 1:7,74. Кирпичные своды облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом. Длина пролётов составила: среднего - 12,5 м, крайних - по 12,6 м. Ширина моста - 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.


Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их «королю обеих Сицилий» за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных - Кузьминках

Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост. В 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города. В 1900-х годах в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома, были установлены копии скульптур, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина. Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в 18 веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.


Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда. Конные группы были закопаны во дворе Дворца пионеров. На гранитных постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. Но ещё до окончания войны он был восстановлен, а конные статуи были возвращены на место накануне 1 мая 1945 года.


В середине 90-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил


А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста.



Что еще почитать