Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова. Анализ стиха «Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов) Выхожу один я на дорогу главная мысль

Во многих стихотворениях Лермонтова: «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» – звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Перед отъездом поэта в Пятигорск В.Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихов там было и «Выхожу один я на дорогу» . Произведение было написано в 1841 году, за несколько дней до гибели поэта.
Жанр стихотворения – лирический монолог, исповедь лирического героя, с элементами медитации. Мы можем отнести его к пейзажной и философско-медитативной лирике.
Тон лирического героя с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой и одновременно – величественный.


Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

И уже эта возвышенная интонация намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь – это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше, и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).
Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя – хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его – все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:


В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:


Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова.


Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл…

На свои старые, давно прошедшие чувства Печорин реагирует с той же силой, как и на чувства свежие, настоящие.
Поэтому так важен здесь мотив забвения, душевного отдыха, покоя. Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:


Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб – это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. В начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале – «жизнь догоняет его» и он доверяется ей.
Композиционно стихотворение делится на две части. Первая часть – это пейзаж, вторая часть – описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу – там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг .
Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифмы, катренами. Рифмовка – перекрестная. Все это придает плавность и музыкальность стиху. Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя – «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»). Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Уж не ж ду от ж изни ничего я, И не ж аль мне прошлого ничуть») и ассонансы («Но не тем хо ло дным сно м мо гилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.
Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И эта черта является характерной для многих произведений поэта.

Это стихотворение, написанное в форме монолога, раскрывает чувства поэта, переполняющие его, во время прогулки. Описывая окружающую природу, автор говорит о покоряющей ее красоте и совершенстве. Она пробуждает в нем образ чего-то незыблемого, не терпящего суеты. Но сам он, находящийся среди всего этого великолепия, чувствует себя здесь лишним и мысли его окрашены грустью и печалью.

Поэт начинает искать причину в себе, задает вопросы и сам же честно на них отвечает. Это рассказ глубоко чувствующего, одинокого человека, который уже ничего не ждет от жизни, и хочет, как эта величественная природа, стать свободным и наблюдать за всем со стороны.

Лермонтов верил в предопределенность судьбы, и, как многие пишут, бессознательно искал смерти. Может это и так. Но в результате всего происходившего с ним, он написал и одарил потомков замечательными образцами поэтической лирики, до сих пор трогающей читателей своей проникновенностью.

Написанное незадолго до гибели, стихотворение точно передает тогдашнее душевное состояние поэта. К тридцати шести годам он понял всю тщетность предпринимаемых им усилий. Ему казалось, что время великих побед прошло, он родился слишком поздно и не нужен своему времени. Так случилось, что это произведение стало как - бы его завещанием, написанным в стихах. Михаил Юрьевич похоронен у себя на родине в селе Тарханы, и как он и писал в последних строках, рядом с его могилой стоит огромный, старый дуб.

Лермонтов - Выхожу один я на дорогу анализ стихотворения

Это стихотворение можно отнести к зрелому творчеству М.Ю. Лермонтова, оно было написано за несколько месяцев до дуэли. Его современники вспоминали, что он словно предчувствовал смерть, находился в подавленном и задумчивом состоянии.

Однако именно в этом произведении не звучит уныние или отчаянье, оно проникнуто светлой грустью и размышлениями.

Стихотворение начинается с того, что поэт оказывается один на один с мирозданьем: перед ним простирается «кремнистый путь», над ним ночной тихий небосвод, усыпанный звездами. Мир словно замер, и лирический герой заворожен открывшейся перед ним картиной. Эпитеты очень выразительны: "кремнистый путь", "сияньи голубом".

Ночной пейзаж, описанный в стихотворении, проникнут спокойствием и умиротворением. Тем острее читатель воспринимает душевное состояние поэта, которого мучают вопросы о своей жизни, прошлом и будущем. Лермонтов ведет разговор с собой или с самим Богом, незримо присутствующим в «пустыне», через которую лежит его путь.

Контраст - один из любимых приемов поэта, который помогает ему ярче показать проблему своего творения.

Он очень одинок, и окружающие его пейзаж только подчеркивает это. Выводы, к которым поэт приходит, задавая себе вопросы, не радуют его. Поскольку он считает, что вряд ли сможет стать счастливым и поэтому не ждет «от жизни ничего». Эмоциональность достигается за счет того, что стихотворение написано от первого лица, и кроме того содержит обилие риторических вопросов, восклицаний.

У него осталось одно желание:

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но это не тот покой и сон, дарящие забвенье, которые несет с собой смерть.

«Я б желал навеки так заснуть», - с этих строк начинается тема памяти. Для Лермонтова важно, чтобы о нем помнили его потомки, которые смогли бы оценить его творчество. Именно поэтому в стихотворении появляется образ зеленого дуба, как символ памятника поэту и его творчеству.

Для меня это одно из лучших философских произведений Лермонтова, когда в небольшом объеме скрыт очень большой смысл и заданы серьезные вопросы, которые задает себе практически каждый человек. Ритмический рисунок стихотворения создан с помощью пятистопного хорея с пиррихием, а также с чередованием женской и мужской рифм.

Анализ стиха Лермонтова Выхожу один я на дорогу

Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем, что он постоянно пытался переосмыслить все, чем жил и чему радовался и что ненавидел. Его состояние последних лет было таково – он не хотел спорить со своей судьбой. В какой-то мере, как думают критики нашего времени, он предчувствовал свою смерть. Может, поэтому он не хотел думать о том, что судьбу возможно изменить. Он был настроен весьма пессимистически.

Буквально з несколько месяцев до самой дуэли, которая явилась роковым предвестником смерти Лермонтова, сам поэт написал стихотворение под названием «Выхожу один я на дорогу…». Это произведение, в отличии от многих других, написанных в то время, оказалось не таким пессимистичным. Оно показывает насколько все же автор произведение – одинок. Его душа просто взывает к кому-то, кто смог бы понять его, сделать счастливее, и не таким одиноким. Но существует ли такой человек, будь то женщина или мужчина? Лермонтов таких почти не встречал на протяжении всей своей жизни. В стихотворении поэт описывает все красоты природы, и не просто природы – а ночной природы. Ведь ночь – она полна затаенной грусти и красоты. Не каждый сможет увидеть в ночи – что-нибудь красивое и таинственное. Но, если сможет – он просто увидел счастье своими глазами.

В произведении Лермонтова описывается не только красивая природа, но еще и скрыт свой определенный смысл. Писатель имел в виду,что даже яркие звезды, которые кажутся такими гордыми и неприступными, и то – общаются и дружат между собой в небе. А писатель – человек, который наделен всеми способностями и талантами – не может найти что-то, что станет его смыслом жизни. Людям дано больше, чем другим существам, но иногда именно люди терпят больше боли и одиночества, как будто в компенсацию за свои способности и возможности. Лермонтов хорошо подчеркивает, что его способность – радоваться жизни просто так - без причины, просто уже почти не существует. Ведь многие обстоятельства способствовали этому. Индивидуальность – вот чем особенно веет в произведениях Лермонтова.

Все стихотворение поэта как бы построено на контрасте – контрасте природы и самого его. Ведь как они разны - небо, природа и ночь – и человек, который находясь среди миллионов людей, все же одинок. Лермонтов – на самом деле человек, который не так уж и пессимистичен, но именно такое состояние в последние дни его жизни свидетельствуют о том, что он все же предчувствовал свое скорое завершение жизни.

Образ, которым является Черный человек в одноименном стихотворении Есенина, во многом напоминает нечто наподобие совести. Только как подобает хулигану и алкоголику и Есенина черная совесть

  • Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова

    Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта

  • Анализ стихотворения Настанет день исчезну я Бунина

    Произведение Настанет день, исчезну я написано Буниным в первой половине XX века и относится к философской лирике. Представлено в виде размышления о жизни и смерти.

  • Поздняя лирика Лермонтова наполнена глубочайшим чувством одиночества. Практически в каждой строке звучит стремление лирического героя найти наконец родственную душу, познать, Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" - одно из самых последних. Его автор написал уже в 1841 году, накануне своей гибели.

    Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" следует проводить в контексте всего творчества Лермонтова, ведь, по сути, его лирика - это развернутый поэтический дневник.

    План

    Чтобы проанализировать любой поэтический текст, необходимо следовать плану. Во-первых, следует определить тему и идею произведения. Во-вторых, нужно обратить внимание на историю создания текста, посвящение кому-либо. Также нужно определить жанр и другие формальные черты, такие как размер, рифма, ритмика. Предпоследний этап - это поиск и характеристика стиля и языка произведения. И в заключительной части анализа следует выразить свое отношение к тексту, описать, какие чувства и эмоции он вызывает. стихотворения "Выхожу один я на дорогу" следует выполнять в виде сочинения или эссе, а не просто перечислять характерные особенности текста по пунктам.

    Тема и идея произведения

    Стихотворение относится к разряду Темой его является человеческая жизнь, ее смысл. В центре изображения - душевные переживания лирического героя. Он сам себе задает вопросы о прожитой жизни, о том, что было плохого и хорошего, что еще ждет его. Идея стихотворения в том, что одинокий человек, каковым является лирический герой, находит успокоение, только когда соединяется с природой. Его заветная мечта - обрести покой, в котором бы таилась жизнь во всех ее красках и проявлениях.

    Жанровые особенности и другие признаки текста

    Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" подтверждает, что оно принадлежит к стихотворения. Медитативный характер несколько сближает его с элегией. Строки произведения звучат плавно и мелодично. Стихотворный размер, выбранный Лермонтовым, - пятистопный хорей. Длинные строки придают тексту особенное звучание. В каждой строфе автор использует чередуя мужскую и женскую.

    Смысловой анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" (кратко). Средства художественной выразительности

    Стихотворение М.Ю. Лермонтова предоставляет обширные поля для анализа, ведь оно полно смыслов и символов, язык произведения очень своеобразен, насыщен и богат средствами поэтической выразительности.

    Первая строфа

    В первой строфе текста сразу же отчетливо начинает звучать мотив одиночества. Числительное "один" встречается во многих стихотворениях поэта, и оно призвано показать, что на Земле, кроме него самого, нет больше никого, никакой родственной души. Очень красиво звучат две последние строки этой строфы, показывающие, что в отличие от души лирического героя, в мире царит красота и гармония. Если в ранней лирике поэта даже в природе не было никакой гармонии, то теперь мир предстает перед ним (и перед читателем) как единое целое. Луна освещает его дорогу, земля спит в сиянии небес, а звезды общаются меж собой. Для того чтобы усилить эффект от сказанного, автор использует яркое олицетворение: "Пустыня внемлет Богу/ И звезда с звездою говорит". Значимым является образ пустыни, возникающий в начале произведения. Мир огромен, и он открыт герою.

    Вторая строфа

    Во второй строфе лирический герой проводит параллель между своими чувствами и тем, что происходит в мире. Снова олицетворение природы: "Спит земля". Гармония природы, ее равновесие противопоставлены тому, что в душе поэта. Нет, там нет бури, как это было в ранней лирике. Сейчас там так же спокойно, как и в окружающем его мире природы, однако ему "больно и трудно". Риторические вопросы, обращенные к самому себе, усиливают психологическую составляющую стихотворения. Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова подтверждает, что поздняя лирика гораздо более трагична, чем юношеская. Ведь герой не бросает вызов обществу и миру, он просто начинает осознавать, что от жизни он не ждет более ничего. На мысли о своем прошлом и будущем лирического героя наталкивает именно образ дороги.

    Третья строфа

    Здесь поэт полностью погружен в свое "Я". Следить за композицией произведения, за изменениями настроения, движением мысли поэта очень важно. Поэтому лучше проводить именно построфный анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу". Лермонтов в третьей строфе своего произведения снова обращается к самому себе, множество параллелей можно провести с более ранними стихотворениями поэта. Ничего не ждущий, не жалеющий о прошлом, он хочет наконец покоя. Но в раннем творчестве лирический герой желал "бури", пытаясь найти в ней спокойствия. Что же изменилось теперь? Практически ничего, но об этом мы узнаем лишь в четвертой строфе. А пока свобода поэта представляется лишь как забвение и сон.

    Четвертая строфа

    Здесь автор дает представление о том, что для него есть идеальное существование. Лермонтов умело акцентирует внимание на своих требованиях ко "сну", используя анафору в последних строках. Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" (а именно четвертой строфы) доказывает, что в поэте произошли лишь незначительные перемены.

    Пятая строфа

    Финал произведения завершает картину идеального существования для поэта. Вокруг него - умиротворяющая природа, а слышит он приятный голос, напевающий ему о любви. Это то, чего не хватало Лермонтову в течение всей его жизни. Покоя, в котором было бы и движение, и сама жизнь в главном ее проявлении - любви. Такими словами можно завершить анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу". Лермонтов смог вместить в несколько строф итоги всего своего поэтического творчества и выразить свои представления об идеальной жизни. Природа, любовь, поэзия - все это для автора было необходимыми составляющими жизни (именно это и роднит его с Пушкиным).

    Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" М.Ю. Лермонтова не будет полным, если не сказать о том, что произведение вместило в себя и потрясающие картины природы, и глубокие философские раздумья, и стилистический выверенный поэтический язык.

    Произведение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написанное в 1841 и опубликованное в 1843г. посвящено теме отдыха от житейских тягот поэта. Лермонтов уже чувствовал приближение смерти, когда писал это произведение. Писатель предчувствует надвигающийся конец, в котором отчасти виноват он сам: “Жду ль чего? Жалею ли о чем?”

    Очевидно, что главным действующим лицом произведения является сам Лермонтов. В момент написания этих строчек он находился в близи Пятигорска. Мы чувствуем, что поэт помимо всего и одинок в жизни. “Выхожу один я на дорогу...” В этой строчке не даром подчеркивается слово “один”, действительно, благодаря поведению писателя у него не осталось настоящих друзей. Лермонтов совершил предательство. И должен платить за это одиночеством и смертью. Этот выход на природу - последняя встреча Поэта с настоящим миром. Но писатель уже видит признаки того, что его ждет впереди. “Сквозь туман кремнистый путь блестит...” Здесь автор видит не просто дорогу. Ему открылась лунная дорожка, по которой уходят в иной мир после смерти.

    По сути, это произведение писателя является просьбой о помиловании, покаянием в своих ошибках. Лермонтов обещает коренным образом изменить свою жизнь. Но в этот раз Лермонтов не был прощен. Его убили у подножья Машука под Пятигорском, где отныне стоит монумент, возвещающий нам об этом событии.

    Стихотворение можно разбить на 3 части, в первой части Лермонтов описывает улицу, о раздумьях скорейшей смерти, потом он понимает, что не о чем сам поэт не жалеет, и в третьей части он уже готов умереть, чтобы навсегда заснуть. лермонтов стихотворение дорога хорей

    Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Это придает строчкам Лермонтова особую певучесть. Частое повторение шипящих звуков имитирует тихую речь или ласковый голос бога. Поэт использовал яркий эпитет “кремнистый”, чтобы показать божественность лунной дорожки. По отношению к звездам и пустыне автор пользуется приемом олицетворения. “Пустыня внемлет богу... звезда с звездою говорит. Спит земля” Это нужно для того, чтобы подтвердить божественность момента. Широко использовано повторение для указания на главную мысль автора.

    Чтоб в груди дремали жизни силы,

    Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь:

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

    Надо мной чтоб вечно зеленея,

    Темный дуб склонялся и шумел.

    Читая строки Лермонтова, сам невольно начинаешь ощущать себя свидетелем этой прекрасной картины - перед глазами встают и «кремнистый путь» и склон Машука.

    И в этой чудесной обстановке, Лермонтов обращается уже не к природе, а к людям, к обществу, к своим печальным мыслям. Он не может обрести свободы, ему от этого тяжело и больно. При этом в словах Лермонтова чувствуется то, как сильно он любит жизнь, невзирая на горе и трудности, которые встречаются постоянно на пути. Он пытается отогнать от себя тоскливые мысли о надвигающейся гибели.

    Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано летом 1841 года, за несколько дней до дуэли и гибели поэта. Жанр — лирический монолог. Композиционно оно делится на две части. Начинается стихотворение с прекрасного описания природы — ночного пейзажа. Изображённый здесь мир полон гармонии. Пейзаж простой и в то же время величественный:

    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
    И звезда с звездою говорит …

    Во второй части дается описание чувств лирического героя. Две эти части противопоставлены, потому что в человеке гармонии нет — он полон беспокойства, муки и даже отчаяния:
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чём?

    Но финал соответствует началу — там снова возникает гармоничная, умиротворенная картина и говорится о желании лирического героя навсегда слиться с природой. Во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова звучат мотивы грусти и одиночества: «Утес е, «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать … ». Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу … » . Да и всё стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова мотивов и символов.

    В первой строфе — это мотив одиночества, странничества. Дорога здесь — это жизненный путь героя, который каждому предопределён свыше, и на этой дороге каждый человек одинок. Дорога лирического героя трудна — «кремнистый путь». Заметен также тревожный мотив неизвестности, неопределённости — герой видит свой путь «сквозь туман » , Далее поэт обращается к небесам, «голубому сиянию», а затем к другому космосу — к своей душе.

    В последних строчках звучит мотив прошлого и будущего. В будущем лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», обрести которые можно, забывшись и заснув. Так в стихотворение вводится тема смерти. Но эта тема не получает развития, оказывается, что сон — это не смерть, а светлая и прекрасная мечта. И всё в этом сне говорит о жизни, а не о смерти — сладкий голос, поющий о любви, тихое дыханье героя, его чуткий слух. К тому же появляется образ зеленеющего и могучего дуба — символа крепости жизни и её вечности. Красота и благодать природы в первой части подчеркнуты выразительными средствами языка.

    Лермонтов использует метафоры (звезда с звездою говорит); олицетворения (пустыня я внемлет. Вагу; спит земля). Мотив душевного разлада и одиночества героя задан цепочкой риторических вопросов: «Что же мне так больно и так трудно? / Жду ль чего? жалею ли о чем?»; инверсией: «Уж не жду от жизни ничего я»; восклицательными предложениями и анафорой: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть! »; «Чтоб в груди дремали жизни силы, / Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь». Автор использует ассонансы (но не тем холодным сном могилы) и аллитерации (слух лелея, / Про любовь мне сладкий голос пел; Уж не жду от жизни ничего я, / и не жаль мне прошлого ничуть). Повторение шипящих звуков придаёт повествованию задушевность, имитирует тихую речь, шёпот в ночи.

    Мелодичность и ритм стихотворения определяются и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины: «Ночь тиха. / / Пустыня внемлет Богу». По своему характеру стихотворение философское, но оно не звучит отвлечённо. Оно необыкновенно лирично — всё, о чём говорит поэт, становится близко читателю. Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифм. Рифмовка — перекрестная. Всё это придаёт плавность и музыкальность стиху. Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов, но самым известным стал романс, написанный в XIX веке Е. С. Шашиной.



    Что еще почитать