Подростковый возраст

В первую очередь подростковый возраст характеризуется интенсивными изменениями как в физическом плане, так и с точки зрения психологии. Темп роста в период подросткового возраста сравним с тем, как растет ребенок до 2 лет, при этом особенность подростков заключается в более быстром росте скелета. Мышечная ткань растет несколько медленнее, из-за чего многие подростки кажутся нескладными и неуклюжими. Внутренние системы органов также развиваются интенсивно.

Важным моментом является половое созревание, которое начинается именно в подростковом возрасте и сопровождается интенсивной выработкой гормонов у подростков обоих полов. Поскольку изменившийся гормональный фон влияет на настроение, для этого периода характерны резкие эмоциональные перепады, а также склонность к конфликтам и агрессии.

На первый план выходит общение со сверстниками, тогда как учеба для некоторых становится второстепенной. Под влиянием внешних факторов, а также внутреннего формирования собственного «Я» происходит переоценка ценностей и самоопределение на будущее. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится продемонстрировать собственное взросление, но в то же самое время не готов возложить на себя ответственность.


Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет. В силу того, что на протяжении этого времени происходит большое количество изменений, целесообразно разделить этот этап на два периода – младший и старший подростковый возраст.

Младший подростковый возраст

Младший подростковый возраст подразумевает детей от 12 до 14 лет. Это время совпадает с переходом ребенка на новую систему обучения: если в начальной школе уроки проходили под руководством одного педагога, то после 5 класса ученики знакомятся с большим количеством учителей-предметников, что вызывает необходимость перестраиваться на новые условия.

Все более важным становится общение, которое в первую очередь ориентировано на сверстников. В процессе этого общения подросток усваивает определенные социальные нормы взаимодействия, а на основе обратной связи от сверстников формирует определенную самооценку.

Старший подростковый возраст

Период с 15 до 17 лет определяется как старший подростковый возраст, иногда также называемый ранней юностью. К основным новообразованиям старшего подросткового возраста относят профессиональное и жизненное самоопределение, ведь именно в старших классах подростку необходимо решить, чем он будет заниматься в дальнейшем после школы. В этом возрасте продолжает формироваться образ собственного «Я», который опирается в первую очередь на то, какие оценки подросток получает от тех, с кем он общается. Становятся крайне важными эмоциональные контакты, в том числе получение признания от противоположного пола.

Чем отличаются подростковый и юношеский возраст

Хотя юношеский возраст от подросткового отделяют, определяя его как период с 17 до 20 лет, грань перехода от подростка к юноше достаточно расплывчата. Подростковый и юношеский возраст стоят рядом на возрастной шкале, и у них есть некоторые отличия. Если подросток пока что находится в процессе формирования собственного мировоззрения, из-за чего ему часто сложно определиться с принятием определенных решений, то в юношеском возрасте психика становится более устойчивой, появляется склонность логически обдумывать собственные поступки и их последствия. Физически юноши также отличаются от подростков. Их тело теряет подростковую угловатость, ярче проявляются отличия в плане мужского и женского телосложения.


В подростковом возрасте происходят заметные психологические изменения, которые являются необходимой составляющей процесса взросления.

Личность в подростковом возрасте

Формирующееся собственное «Я» чаще всего воспринимается самим подростком как неизбежный этап взросления. Он чувствует себя взрослым и одновременно стремится доказать это всем окружающим – и родителям, и сверстникам.

Особенность психологии подросткового возраста – достаточно сильная зависимость от мнения определенной группы значимых лиц. Отмечено, что для мальчиков подростков больше характерно опираться на мнение сверстников, тогда как девочки подростки тяготеют к установленному в их собственной семье привычному укладу жизни. Однако авторитет родителей и в том, и в другом случае становится существенно ниже, и на первый план выходит общение со сверстниками. Если для подростка допустимо схитрить перед взрослым, например, придумать какую-то причину для ухода с урока, то соврать своим друзьям считается недопустимым поведением подросткового возраста.

Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период.

Поведение подросткового возраста

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-межличностное общение, в ходе которого подросток получает необходимый материал для формирования собственной картины мира, системы ценностей и образа собственного «Я». Такая смена интересов может негативно повлиять на успехи в учебе, и именно поэтому многие родители совершают ошибку, начиная ограничивать подростков в общении. Этого делать не следует, поскольку без достаточного общения невозможно полноценное психологическое развитие в подростковом возрасте.

Изменения, происходящие как в психике, так и в физиологии подростка, накладывают отпечаток на его поведение. Половое созревание, которое приходится как раз на подростковый школьный возраст, приводит к изменению гормонального баланса, в результате чего поведение часто крайне непредсказуемо. Целеустремленность в достижении цели может смениться импульсивными и необдуманными решениями, а самоуверенность – резко упавшей самооценкой. Если сегодня подросток жаждет общения, то завтра он может с такой же силой захотеть побыть один. При этом наиболее интенсивную реакцию подростки показывают в те моменты, когда кто-то задевает их самолюбие.


Кризис подросткового возраста по праву считается самым сложным кризисом как для самого ребенка, так и для его родителей. Он приходится на период с 12 до 14 лет и является наиболее долгим из всех остальных возрастных кризисов. В редких случаях проявления кризиса отсутствуют или проходит слабо. Во многом это определяется социальной ситуацией и моделью воспитания в семье.

Особенности проявления кризиса

Основное проявление кризиса заключается в обострении подросткового негативизма. Дети подросткового возраста начинают чаще вступать в конфликты со взрослыми, даже в тех случаях, когда объективной причины для противостояния нет. На этом фоне может появиться желание преодоления ранее поставленных запретов, и именно поэтому многие пробуют сигареты, алкоголь или наркотики в подростковом возрасте.

Однако это только внешние проявления. При этом существенно меняется и внутренний мир подростка: происходит переоценка ценностей, самоопределение, постепенное все большее отделение от родителей, ощущение, что их никто не понимает. Это заставляет детей замыкаться в себе, у них появляется повышенная чувствительность к любой критике, особенно со стороны значимых людей. Реакция на такую критику во многом зависит от личности подростка; одно и то же замечание может стать поводом доказать обратное у одного подростка, и поводом для апатии – у другого.

Признаки кризиса

У кризиса подросткового возраста присутствует два основных признака. Первое – это существенное снижение продуктивности, что сказывается даже на результатах по тем предметам или занятиям, к которым у подростка ранее был замечен очевидный талант. Второй и наиболее заметный для взрослых симптом – это негативизм, который заключается в склонности к ссорам, провокациям. Одновременно с этим подросток может стремиться к изоляции и одиночеству.

Негативизм может проявляться по-разному:

  • Ярко выражен.

Согласно статистике, негативизм затрагивает абсолютно все сферы жизни подростка примерно в 20% случаев. Этот острый период может длиться несколько недель.

  • Средне выражен.

Негативные реакции наблюдаются эпизодически, как ответ на ситуацию в семье или школе. Такие симптомы характерны для трех подростков из пяти.

  • Отсутствует.

Случается так, что подростковый кризис протекает бессимптомно – примерно у одного из пяти ребят. Учитывая, что такие дети подросткового возраста, как правило, живут в семьях с доверительной атмосферой и отсутствием излишней авторитарности (демократичный стиль воспитания), можно сделать вывод о том, что негативизм в период подросткового возраста является в том числе следствием воспитания.

Как помочь подростку преодолеть кризис

Подростковый кризис является закономерным этапом развития личности, поэтому «вылечить» его нельзя – в этот период подростку требуется именно помощь и поддержка. Для того, чтобы определить план действий, важно понять, в каком из вариантов кризиса находится ребенок.

Существует два варианта протекания кризиса в подростковом возрасте:

  • Кризис независимости.

Наиболее типичный подростковый кризис, при котором ребенок стремится доказать всем собственную взрослость. В этом случае важно проявить максимум терпения и обеспечить подростку ощущение защиты и доверия.

  • Кризис зависимости.

В последнее время подростки, которые не хотят взрослеть, встречаются все чаще и чаще; состояние характерно для семей, в которых присутствует гиперопека. Ребенок становится инфантильным, не хочет взрослеть, но чрезмерное послушание может радовать взрослых. Однако в подростковом возрасте абсолютное послушание и отсутствие собственного мнения негативно влияет на психику ребенка и может говорить о недостаточной зрелости. В таком случае необходимо помогать ребенку принимать новые социальные роли, заинтересовывать его чем-то новым и оказывать разумную поддержку.

Оставлять подростка в этот период наедине с собственными размышлениями необходимо, но далеко не всегда, ведь родители и атмосфера в семье по-прежнему очень важны.

Как вести себя родителям

Как вести себя родителям подростка в период кризиса? Психологи рекомендуют принять тот факт, что ребенок взрослеет, а соответственно, требует другого отношения. При этом проявлять агрессию и силу означает лишь демонстрировать собственное бессилие, к тому же такие реакции явно не способствуют формированию доверительной атмосферы. Следующие советы помогут вам наладить общение с подростком в период кризиса:

  • Относитесь к своему ребенку искренне. Подростки очень чувствительны к фальши и отвечают тем же.
  • Примите как факт то, что подростку требуется много времени для общения с друзьями, и не обижайтесь на его занятость и невнимание.
  • Не устраивайте допросов с пристрастием. Если хотите узнать что-то, подождите, пока подросток придет в спокойное состояние.
  • Рассказывайте ему о своих планах, советуйтесь, как с равным – так вы дадите ему понять, что принимаете его взросление и перемены.
  • Поддерживайте, хвалите и одобряйте. Конечно, критика должна присутствовать, но в разумных пределах – помните, что подростки довольно ранимы.
  • Интересуйтесь самочувствием ребенка. Физические перемены в подростковом возрасте могут быть интенсивными и не всегда понятными самому ребенку, тем самым вызывая страх и усугубляя психологический дискомфорт.

Когда обратиться к психологу?

Кризис подросткового возраста может протекать достаточно остро, и иногда родители начинают сомневаться, смогут ли они помочь собственному ребенку своими силами – или же лучше обратиться к специалисту? В следующих случаях помощь психолога настоятельно рекомендуется:

  • Резкое снижение успеваемости
  • Апатия, отсутствие желания что-то делать
  • Крайний негатив к себе, своему телу, характеру
  • Повышенный уровень агрессивности
  • Отсутствие круга общения в сочетании с нежеланием заводить друзей
  • Стремление к бродяжничеству
  • Девиантное поведение

Подростковая депрессия является крайне опасным состоянием, и именно поэтому ребенку требуется помощь.


В подростковом возрасте формирование самооценки происходит на основании общения с окружающими его людьми, и в первую очередь – со сверстниками. Некоторые коллективы имеют вынужденную природу, например, школьный класс, в который ребенка определяют еще при поступлении в школу. Другие, например, компании по интересам, уже формируются исходя из общих установок и потребностей. При этом в любом таком коллективе существует определенная структура и иерархия, место в которой имеет значительное влияние на развитие подростка.

Роли в коллективе

Если выделить школьный класс как наиболее постоянный коллектив, в котором присутствует подросток, то в любом классе есть несколько категорий ролей:

  • Лидеры.

Лидером можно стать поневоле, например, при назначении учителем на роль старосты, а можно и за счет собственных качеств. Те дети, которые являются лидерами по своей природе, являются авторитетом для большинства класса.

  • Предпочитаемые.

Это существенное большинство класса, в основном разделяющее позиции лидеров.

  • Пренебрегаемые.

Это также довольно большая группа детей, однако в силу каких-то обстоятельств они не удостаиваются серьезного внимания со стороны остальных.

  • Изолированные.

Малочисленная группа; если спросить других учеников об этих подростках, они вряд ли смогут сказать об «изолированных» что-то конкретное.

  • Изгои.

Самая тяжелая роль для подростка, которую он явно занимает ненамеренно. Детские коллективы могут быть жестокими, а именно изгои по какому-либо признаку обычно подвергаются травле. Общим для всех типов изгоев является самооценка, сформированная по принципу «я хуже всех».

Для точного выявления ролей используются специальные опросники, однако большинство учителей при должном внимании и без них могут сказать, кто в классе является лидером, а кто – изгоем.


Дети младшего подросткового возраста общаются преимущественно со сверстниками своего пола. Однако становясь старше, подростки проявляют все больший интерес к противоположному полу. В связи с протекающим в этот период половым развитием особое место занимают вопросы сексуального характера. Со временем общение между мальчиками и девочками становится интенсивнее. Нередко подросток стесняется общаться, что может быть замаскировано под мнимую развязность.

Общение с друзьями все больше выходит за пределы школьных тем, охватывая общие интересы, совместные занятия, становясь отдельной и крайне важной сферой жизни. Психолог Д.И. Фельдштейн выделяет три варианта общения в подростковом коллективе:

  • Интимно-личностное.

Происходит на основе личной симпатии, в форме участия одного подростка в проблемах своего собеседника и наоборот. Такой вариант коммуникации возможен только в случае общих ценностей и понимания партнерами по общению друг друга. Именно к такому варианту относятся дружба и любовь.

  • Стихийно-групповое.

Случайное общение по принципу «я-они», которое характерно для различных неформальных объединений и подростковых групп. Отличительной чертой такого общения является высокий уровень тревожности и агрессии.

  • Социально-ориентированное.

В этом случае подростки контактируют в ходе какой-то общественно важной деятельности. Этот вариант коммуникаций способствует реализации общественных потребностей подростков.

Возможные проблемы в коллективе

Так как в любом коллективе подростков присутствуют самые разные дети, интересы, характеры и воспитание которых могут существенно отличаться, проблемы в подростковом возрасте не редкость.

В детских коллективах жестокость может быть сильнее, чем во взрослых, поэтому негатив часто обрушивается на ребенка, который отличается от других по любому признаку. Национальная принадлежность, заметное отличие от стандартных норм (лишний вес/сильная худоба, разный цвет глаз, прыщи в подростковом возрасте и т.д.) могут являться причиной проблем в коллективе.

Еще одна возможная проблема заключается в том, что в подростковом коллективе существенную значимость имеют определенные материальные ценности: смартфоны, брендовая одежда, размер карманных денег. Часто по этому признаку происходит расслоение ученического коллектива подростков на «золотую молодежь», средний класс и, так называемых, бедных.


Как уже было сказано, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение, школьное обучение и дополнительные увлечения или занятия.

Дополнительное образование

К методам дополнительного образования относятся различные курсы, кружки и другие формы занятий, призванные обеспечить подростку доступ к знаниям, умениям и навыкам, не входящим в курс школьной программы. Хотя подросток, как правило, уже входит в различные неформальные объединения, формализованные группы отличаются способностью продуктивной организации досуга детей, а также помогают им в профессиональном самоопределении.

Дополнительное образование для подростков может касаться совершенно разных сфер: изучение иностранных языков, практика ораторского мастерства, программирование, робототехника, художественные школы и многое другое. Однако родителям, стремящимся максимально эффективно организовать досуг ребенка, в выборе таких занятий следует опираться в первую очередь на то, к чему стремится сам подросток.

Спорт и ЗОЖ

Подростковый возраст – время, когда особенно важно правильное физическое развитие, ведь в этот период идет интенсивный рост организма, в частности – развитие сердечно-сосудистой системы. От того, получает ли подросток регулярную физическую нагрузку, зависит то, насколько выносливым и крепким он будет в дальнейшем. Помимо этого, занятия спортом помогают правильному развитию мышц и тренировке всего организма в целом. Однако главное – не просто мотивировать ребенка заниматься спортом, но и правильно дозировать длительность занятий и нагрузку. Наиболее подходящие виды нагрузки для подростков – это быстрый бег, гимнастика, велосипед, плавание, подвижные игры. Важно помнить, что средняя длительность физической активности для подростка составляет 8-10 часов в неделю, однако этот показатель индивидуален и зависит от особенностей организма конкретного подростка.

Не менее, чем физическая активность, для подростка важен здоровый образ жизни. включает не только активность, но и ряд других моментов, способных заложить крепкий фундамент для здоровья подростка в будущем. Это мероприятия по гигиене, закаливанию, правильное питание, а также положительное психологическое состояние.

Следующие факторы могут нарушить нормальное физическое и психологическое развитие:

  • недостаток движения (что актуально для современных детей, большое количество времени проводящих либо за партой, либо за компьютером),
  • нерациональное питание, в том числе привычка к фаст-фуду,
  • стрессовые ситуации,
  • вредные привычки (ведь многие подростки в целях продемонстрировать собственную крутость или просто из интереса начинают пробовать алкоголь, курение и даже наркотики),

Основная ответственность на прививании основ здорового образа жизни подросткам лежит на родителях, которым следует в первую очередь демонстрировать собственный положительный пример. Кроме того, пользу ЗОЖ и вред некоторых привычек нужно объяснять подробно, а не просто вводить ничем не обоснованные запреты.


В подростковом возрасте возникают сексуальные влечения, при этом для подростков характерна повышенная возбудимость. Гормональная перестройка приводит к повышению уровня сексуального желания, что нередко ставит подростка перед дилеммой: с одной стороны, ему хочется попробовать нечто новое, неизведанное, а с другой на него давят всевозможные запреты и ограничения, существующие в социуме.

Первая любовь

Первая любовь – очень частое явление в подростковом возрасте, и это не только сильные и новые ощущения у самого подростка, но и возросшее беспокойство родителей. Очень часто первая любовь является синонимом несчастной любви, так как дети только осваивают искусство понимать и принимать партнера. Но это ни в коем случае не значит, что родителям следует ограничить своего ребенка от контактов со своим избранником – этот опыт требуется для того, чтобы ребенок учился строить отношения и в дальнейшем был успешен в этом.

Подростковый возраст у девочек

Половое созревание девочек в подростковом возрасте начинается раньше, чем у мальчиков, примерно на пару лет. В этот период интенсивно развивается организм, увеличивается производство половых гормонов, благодаря чему фигура формируется по женскому типу. Происходит развитие не только мышечной, но и жировой ткани, при этом определенное количество последней является необходимым условием для формирования менструального цикла. На становление менструального цикла также отвечает выработка гормонов эстрогенов. Такой гормональный взрыв влечет за собой не только перемены в физическом плане, но и влияет на настроение. Психика становится неустойчивой и ранимой, девочка переживает по поводу собственной внешности и отношений со значимыми сверстниками.

К появлению первой менструации девочку-подростка необходимо подготовить, рассказав ей о смысле этого процесса и о том, что это – естественное явление. Научить необходимым гигиеническим процедурам в этот период также важно, поскольку несоблюдение гигиены при месячных может стать причиной различных заболеваний и инфекций.

Подростковый возраст у мальчиков

Период полового созревания мальчиков-подростков длится примерно пять лет, а начало его достаточно индивидуально. Когда процесс начинается, мальчики начинают резко обгонять девочек-одноклассниц по росту и весу, при этом их фигура формируется по другому типу, чем у девочек – кости таза уже и имеют более вытянутую форму. Активизируется выработка половых гормонов, с чем связано появление растительности на лице и изменение тембра голоса. При этом перестройка голосовых связок проходит интенсивнее, чем у девочек, что может приносить некоторый дискомфорт в психологическом плане.

Половое созревание приводит к интенсивному росту половых органов. Кроме того, у мальчиков подростков появляются первые поллюции. Поэтому, как и с девочками, с мальчиками необходимо проводить беседы по поводу изменений в его растущем организме.


Подростковый возраст является довольно неспокойным периодом, и любой может столкнуться с разного рода проблемами, которые он в силу эмоциональной нестабильности и несформированности собственного «Я» воспринимает крайне остро. Родителям не следует оставлять подростка наедине с его проблемами, оказывая ему поддержку и создавая атмосферу понимания и доверия.

Прыщи в подростковом возрасте

Прыщи в подростковом возрасте крайне негативно влияют на самооценку, поскольку и девочки, и мальчики в этот период крайне критично относятся к собственной внешности. Причиной появления прыщей в первую очередь является интенсивный рост кожи, что сопряжено с быстрым ростом костей. Чтобы предохранить кожу от растяжек и повреждений, активизируется деятельность сальных желез, а уже это является причиной появления прыщей. Дополнительными факторами появления прыщей в подростковом возрасте может стать неправильный уход за кожей, неправильное питание, нехватка витаминов и гормональные изменения.

Для подростковой угревой сыпи существуют специальные лечебные комплексы, однако наиболее эффективным будет посещение дерматолога, который определит причину и назначит лечение, воздействующее и на нее, и на проявления прыщей в подростковом возрасте.

Вредные привычки

Подростковый возраст – это время, когда дети пробуют на прочность ранее установленные рамки, кроме того пытаются доказать, что они уже становятся взрослыми. Из-за этого, а также по причине стремления к новому, подростки могут попробовать курение, алкоголь и наркотики, а ведь эти вредные привычки очень быстро становятся частью жизни и наносят существенный удар по здоровью.

Чем старше становится , тем сильнее возрастает вероятность, что он пристрастится к одной из вредных привычек. Несмотря на существующие возрастные ограничения, и табачные изделия, и спиртные напитки могут быть проданы подросткам, не говоря уже о наркотиках – дилеры рассматривают подростков как одну из наиболее «податливых» категорий потенциальных покупателей смертельных веществ.

Отношение к вредным привычкам очень сильно зависит от того, как воспитан подросток. Если в семье изначально демонстрируется пример здорового образа жизни, проводятся беседы о вреде таких привычек, то подростки из таких семей более устойчивы к провокациям по поводу спиртного, курения или наркотиков.


Психологические зависимости – отдельный специфический класс проблем подросткового возраста, который определяется как навязчивое влечение к определенному занятию или объекту. Подросток может попасть под такие виды зависимостей:

  • Компьютерная зависимость в разных ее формах.

Это может быть игромания, зависимость от социальных сетей или от просмотра сериалов – в любом случае очевидно патологическое влияние зависимости на развитие личности в подростковом возрасте.

  • Зависимость от секты.

Так как подростковый возраст является периодом, когда ребенок ищет себя и старается сформировать определенное мировоззрение, грамотное воздействие на его психику легко сделает его членом секты, выйти из которой не так-то просто.

  • Шопоголизм.

Навязчивое стремление совершать бессмысленные и бесцельные покупки является еще одним видом психологической зависимости. Приобретаемые вещи часто становятся смыслом замещения внутренней неопределенности и пустоты, но приносят лишь временное облегчение.

Объект, завладевший психикой подростка, замещает собой многие занятия, в том числе и жизненно необходимые. Поэтому при деформации поведения подростка и смещения его разносторонних интересов в сторону одной вещи родителям нужно помочь своим детям, при необходимости посетить психолога.

Как родителям найти общий язык с подростком

В любой сложной ситуации, в том числе и в период подросткового кризиса, подросткам важно иметь определенную опору в виде стабильной ситуации в семье, атмосферы поддержки и доверия. Если сомневаются, что знают, как выстроить продуктивный диалог со своим ребенком в подростковом возрасте, стоит придерживаться следующего плана:

  1. Создать определенное настроение для разговора: не вести диалог во взвинченном состоянии, нужно успокоиться.
  2. Четко сформулировать вопрос или тему, о которой вы хотите поговорить с ребенком.
  3. Найдите момент, когда подросток готов к диалогу, изложите ему заранее сформулированную ситуацию и сообщите о том, что решение принадлежит ему, но вы готовы оказать помощь.
  4. Подбодрите ребенка, сообщив о том, что вы верите в его силы и то, что он справится.

Излишнее давление – не лучший инструмент для продуктивного взаимодействия с подростком.

Подростковый школьный возраст и учебная деятельность

С началом подросткового возраста происходит изменение типа учебной деятельности. Если раньше все занятия проходили под руководством одного и того же учителя, то теперь подростки вынуждены перестраиваться под новую систему обучения с многочисленными учителями-предметниками. Если учесть, что в этот период сама по себе учеба отходит на второй план, и ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками, неудивительно, что у некоторых подростков снижается успеваемость (а также интерес к учебе). Дополнительным негативным фактором, влияющим на учебу, является физическая перестройка организма подростка, в результате которой может появляться повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Все эти особенности подросткового возраста приводят к тому, что детям становится сложно сделать абсолютно все школьные задания. По этой причине важно не заставлять ребенка учиться из-под палки, а научить его правильно расставлять приоритеты и планировать собственное время. Дополнительную помощь растущему организму окажут правильно подобранные витамины и минералы, желательно – в специально разработанном для подростков комплексе.


К концу школы перед подростками встает необходимость решать, куда и на какую специальность поступать для того, чтобы получить полноценное профессиональное образование. На протяжении всего подросткового возраста формирование «Я» – концепции приводит к появлению определенного вектора интересов, который определяет в том числе и профессиональные интересы ребенка.

Важную роль играют центры профессиональной ориентации для подростков, которые создаются для оказания помощи в выборе профессии, в том числе и за счет проведения специальных тестов, результаты которых показывают, к чему предрасположен ребенок. Посещение таких центров может дать ответ на многие вопросы, касающиеся профессионального самоопределения.

Подростковый возраст является сложным периодом, во время которого происходит глобальная физическая и психическая перестройка организма. Хотя подросток – это уже не ребенок, взрослым пока что назвать его нельзя, и именно поэтому помощь родителей в сложных ситуациях в данный период поможет преодолеть многие проблемы и особенности подросткового возраста.



Что еще почитать