Почему леонардо да винчи гений. Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение

Леонардо да Винчи - прекрасный пример человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства — живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции.

Отец будущего гения, Пьеро из Винчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, а мать Катерина — простой крестьянской девушкой.

Мальчик с 4—5 лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за крестьянина.

Красавец мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал всеобщим баловнем и любимцем в доме отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны.

Истории из жизни Леонардо да Винчи

Как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну.

Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».

Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался.

Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства».

Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов.

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани.

Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил своему ученику — Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, «… поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи…»

Леонардо брался за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал.

Не обошел своим вниманием и музыку, в совершенстве овладев игрой на лире. Современники вспоминают, что он «божественно пел свои импровизации». Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовика Сфорца, что «очаровал» его на всю жизнь.

Леонардо да Винчи был прекрасным фокусником.

Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой были положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становилась черной.

Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в том, будто он служил «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.

До самой смерти да Винчи был чрезвычайно активен, много ездил. По преданию, Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года на руках короля Франциска I, прося прощения у Бога и людей, что «не сделал для искусства всего, что мог бы сделать».

Современников поражали внешние данные Леонардо.

Он был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен. Правой рукой — будучи левшой! — мог смять подкову.

В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще. Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия.

Он не любил и не ненавидел, а понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле, к безобразному и прекрасному, которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее.

Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение.

Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому гений экономил сразу 75% времени сна, что фактически удлинило его жизнь с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психо- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.

Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, возможно, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса.

Его знаменитые «Пророчества» (вначале — серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым, либо сейчас являются нашим настоящим.

«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» — речь, несомненно, идет о телефоне.

«Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит» — телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

«Люди… будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места» — передача телеизображения.

«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» — очевидно прыжки с парашютом.

«Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры» —тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.

Леонардо даже предвидел путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд…»

Изобретения и открытия Леонардо да Винчи охватывают все области знания, полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации.

В 1499 году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями».

Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов.

У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время!

Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий, изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты.

Он создал чертежи рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время.
Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их невозможно было даже сделать в то время.

Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

"Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод…"

Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии. Отец заметил и приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Картина Мадонна в гроте. 1483-86

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни. Леонардо да Винчи

Картина Мона Лиза (Джоконда). 1503-04

К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера - картины Джоконда. До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: "Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам".

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

Картина Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478

Думая, что я учусь жить, я научился умирать.

Картина Мадонна Литта. 1490

Картина "Мадонна с гранатом". 1469

Картина Мадонна. 1510

Картина Дама с горностаем. 1483-90

Картина Портрет Жиневры де Бенчи. 1474-76

Картина Благовещение. 1472-75


Тайная вечеря. 1498


Картина Иоанн Креститель. 1513-16

Голова женщины. 1500?

«Витрувианский человек». 1487



Дева Мария с ребёнком и Св.Анна

Портрет музыканта

Величайший ученый своего времени, Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания.Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже 555 лет спустя после его рождения. Как ни странно, лишь одно изобретение да Винчи получило признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета, который заводился ключом. Сначала этот механизм был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно в кавалерии, что даже отразилось на конструкции латы: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке. Но, как это часто бывает, признание к гениям приходит спустя века: многие его изобретения были дополнены и модернизированы, а сейчас используются в повседневной жизни. Например, Леонардо да Винчи создал устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам. У этого изобретения очень широкий спектр применения: от разжигания печей до … вентиляции комнат.Он получил домашнее образование, виртуозно играл на лире, первым объяснил, почему небо синее, а луна такая яркая, был амбидекстром и страдал дислексией.Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки. В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические "чудеса". Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо "работал на себя", занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения. В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг. Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою "Тайную вечерю" на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. 22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - "Демон"). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо.
После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием. К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).

Если вам довелось летать, то впредь вы будете ходить по земле, обратив глаза к небу, ибо там вы были и туда вы будете стремиться всегда.

Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи - гений, чьи изобретения, безраздельно принадлежат как прошлому, настоящему, так и будущему человечества. Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история Европы, а возможно и мира, была бы другой: уже в 15 веке мы разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках. Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя века после его рождения.

Представляю вашему вниманию пару изобретений Леонарда да Винчи: Военная техника, Летательные аппараты, Гидравлика, Различные механизмы.


Наиболее дерзновенной мечтой Леонардо-изобретателя, без сомнения, был полет человека. Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета. Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу. Современные специалисты утверждают, что мускульной силы четырех человек не хватило бы для поднятия данного устройства в воздух(тем более что даже в случае подъема эта конструкция стала бы вращаться вокруг своей оси), однако если бы в качестве "двигателя" использовалась, например, мощная пружина, такой "вертолет" был бы способен на полет - пускай и кратковременный.


После долгого и внимательного изучения полета птиц, которое он начал еще во время пребывания в Милане, Леонардо спроектировал в 1490 г., а возможно, и построил первую модель летательного аппарата. Эта модель имела крылья, как у летучей мыши, и с ее помощью, используя мускульные усилия рук и ног, человек должен был полететь. Теперь мы знаем, что в такой постановке задача неразрешима, потому что мускульной энергии человека для полета недостаточно.


Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: "Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела".

На рисунке изображен аппарат для дыхания под водой с деталями клапанов для забора и выпуска воздуха.

Плавательные перепончатые перчатки.Для ускорения плавания ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.


Водолазный костюм. С проблемой нахождения человека подводой был связан проект водолазного костюма Леонардо. Костюм изготавливался из водонепроницаемой кожи. Он должен был иметь большой нагрудный карман, который заполнялся воздухом для увеличения объема, что облегчало подъем водолаза на поверхность. Водолаз у Леонардо был снабжен гибкой дыхательной трубкой.

Спасательный круг.Одна из самых необходимых вещей для обучения человека плаванию - спасательный круг. Это изобретение Леонардо осталось практически без изменений.


Система для хождения по воде.Система хождения по воде, созданная Леонардо, включала в себя плавательные ботинки и шесты.


Оптика была популярна во времена Леонардо и имела даже философский оттенок. Здесь представлено несколько машин для изготовления зеркал и линз. Вторая сверху предназначена для создания вогнутых зеркал, третья - для их шлифовки, четвертая - для производства плоских зеркал. Первая и последняя машины дают возможность шлифовать зеркала и линзы, делать их поверхность гладкой, одновременно преобразуя вращательное движение в переменное. Известен также проект (выполненный Леонардо между 1513 и 1516 г. во время его пребывания в Риме) большого параболического зеркала, имеющего множество граней. Он был задуман для нагревания котлов в прачечной путем концентрации солнечной энергии.

Лучше быть лишенным движения, чем устать приносить пользу.

Леонардо да Винчи.


Миланский музей науки и техники Леонардо да Винчи самый большой в Европе. Леонардо да Винчи известен тем, что создал идеальный образ человека и выразил идеал женской красоты в своей картине «Мона Лиза», написанной в 1503 году. Леонардо да Винчи, чаще известный лишь как художник, был гением, сделавшим многочисленные открытия, разработавшим инновационные проекты, проводивший исследования в области точных и естественных наук, в том числе математики и механики. Леонардо от руки исписал более 7 тысяч листов в процессе разработки своих проектов.Леонардо да Винчи сделал открытия и догадки практически во всех областях знаний, а его записки и наброски рассматриваются как листы из натурфилософской энциклопедии. Он стал основателем нового естествознания, которое делало заключения на основе экспериментов. Любимым предметом Леонардо была механика, которую он называл «раем математических наук». Леонардо считал, что разгадав законы механики, можно узнать тайны мироздания. Посвятив много времени изучению полета птиц, он стал разработчиком и создателем некоторых летальных аппаратов и парашюта. Попав в музей Леонардо да Винчи, вы погрузитесь с мир интереснейших открытий, которые заставят вас задуматься о бесконечности и изобретательности человеческого разума.















Чем только не увлекался Леонардо! Невероятно, но в числе его интересов были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Леонардо изобрел несколько кулинарных приспособлений, облегчающих жизнь поваров. Это устройство для колки орехов, хлеборезка, штопор для левшей, а также механическая давилка для чеснока "леонардо", которой по сей день, пользуются итальянские повара. Кроме того, он придумал автоматический вертел для жарки мяса, к вертелу было присоединено подобие пропеллера, который должен был вращаться под действием потоков нагретого воздуха, идущих вверх от огня. К ряду приводов длинной веревкой был прикреплен ротор, усилия передавались на вертел с помощью ремней или металлических спиц. Чем сильнее разогревалась печь, тем быстрее вращался вертел, что предохраняло мясо от подгорания. Оригинальное блюдо "от Леонардо" - тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
Леонардо да Винчи - гениальный художник, замечательный экспериментатор и выдающийся ученый, воплотивший в своей деятельности все наиболее прогрессивные тенденции Ренессанса. Все в нем поражает: и совершенно необычайная разносторонность, и сила мысли, и научная пытливость, и практический склад ума, и техническая изобретательность, и богатство художественной фантазии, и выдающееся мастерство живописца, рисовальщика и скульптора. Отразив в своем творчестве наиболее прогрессивные стороны Возрождения, он стал тем великим, подлинно народным художником, чье историческое значение далеко переросло рамки его эпохи. Он смотрел не в прошлое, а в будущее.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи проявил себя универсальным творцом. Он был скульптором, архитектором, изобретателем. В Италии его называли чародеем, волшебником, человеком, который может всё. Бесконечно талантливый, он создавал различные механизмы, проектировал невиданные летательные аппараты типа современного вертолета, придумал танк. Гениальный мастер, он внес огромный вклад в искусство, культуру и науку.

Написанный им портрет флорентийской девушки «Мона Лиза», или «Джоконда», как предполагается, жены богатого флорентийского купца делле Джокондо, демонстрируется в парижском Лувре и считается шедевром мировой живописи. Столетия улыбка «Джоконды » притягивает к себе миллионы людей-

Леонардо родился близ Флоренции в местечке Винчи, был внебрачным сыном нотариуса Пьеро и простой крестьянки Катерины. Отец пытался приобщить его к своей профессии.

Но юного Леонардо не интересовали общественные законы, меньше всего хотелось ему заниматься переписыванием бумаг. Заметив тягу сына к живописи, отец отдал его в обучение флорентийскому художнику и скульптору Верроккио. Шесть лет Леонардо изучал секреты художественного ремесла и ваяния. Мастер быстро распознал выдающийся талант в своем ученике и пророчил ему большое будущее.

В двадцать лет Леонардо начал работать самостоятельно. Он был высоким, стройным, привлекательным юношей, обладал немалой силой, руками гнул подковы, ему не было равных в фехтовании, женщины восторгались им. Но несмотря на многие достоинства, ему не удалось устроиться во Флоренции, где художникам покровительствовал глава Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный, которому больше всего нравились работы знаменитого Боттичелли. Леонардо не хотел быть на второй роли и уехал из Флоренции.

Он отправился в Милан, где прожил 17 лет. Именно в Милане Леонардо проявил многие свои таланты. Правитель города герцог Лодовико Моро вначале поручил ему заняться прокладкой водопровода и канализации. С этими проблемами молодой Леонардо успешно справился. Потом он заинтересовался анатомией и сделал несколько рисунков к анатомическому атласу человека. Тогда же он приступил к работе в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря», где отразил завершающий период жизни Христа, когда Он с грустью сказал своим ученикам: «Один из вас предаст Меня». В этой работе Леонардо, как отмечали современники, проявил себя тонким психологом, сумел передать напряженность ситуации и разные чувства, которые охватили учеников Иисуса после этой Его сакраментальной фразы.

В Милане Леонардо сделал одну из своих интересных скульптур — конный портрет отца Лодовика Моро, герцога Франческо. До нашего времени статуя не дошла, ее разбили французы, но остался рисунок художника, который дает представление о масштабе и величии скульптуры. В 1513 году по приглашению Папы Римского да Винчи приехал в Рим участвовать в росписи Бельведерского дворца. Вскоре он вернулся на родину и во Флоренции в большом зале палаццо Веккио сделал фреску «Битва при Ангъере».

В 1516 году он принял приглашение французского короля Франциска I и остаток своих дней прожил в королевском замке Клу около города Амбуаз. В этот период жизни он написал картину «Иоанн Креститель», подготовил цикл рисунков на библейские темы, изобрел приспособление для измерения силы ветра и скорости движения корабля. Среди его работ позднее обнаружились проекты землеройных машин, подводной лодки. После его смерти осталось несколько томов рукописей, которые содержат наброски и чертежи разных машин, назначение которых непонятно до сих пор.

Витрувианский человек — знаменитый рисунок, на котором в круге и квадрате изображен обнаженный мужчина с разведенными руками и ногами. Для художников того времени он считался каноническим. Леонардо создал его для изучения пропорций человеческого тела. Основой ему послужил трактат римского архитектора Витрувия.

Трудно найти среди деятелей науки и искусства другого такого человека, которым был великий итальянец Леонардо да Винчи. Вся его жизнь являет собой пример того, как должен вести себя настоящий гений, чтобы не растратить свой талант по пустякам. Ведь согласитесь, многие талантливые люди, достигнув каких-то значимых результатов, предпочитают почивать на лаврах, вместо того, чтобы продолжать самореализовываться, принося пользу другим и удовольствие от работы себе.

Леонардо прожил 67 лет, испробовав за свою жизнь около десятка профессий. И, за что бы он не брался, всегда достигал в том ремесле результатов, некоторые из которых не превзойдены до сих пор. Его жизнь это самое что ни на есть верное доказательство того, что гений гениален во всем, в то время как серость – она у каждого проявляется по-своему. Не желая терять драгоценного времени, спал Леонардо по 15-20 минут каждые 4 часа. То есть в сутки получается около двух часов. Видимо, он понял, что максимальная активность мозга (и, как следствие, творчество) наиболее эффективны в первые несколько часов после пробуждения, и использовал это открытие по полной.

Впрочем, гений и на многие социальные вопросы не обращал внимания. Ну, оно и понятно – зачем отвлекаться на какие-то государственные или меркантильные вещи, когда в мастерской тебя ждёт увлекательная работа и каждая секунда твоей жизни на вес золота. Набирая множество заказов и получая авансы, он не всегда доводил работу до конца, поэтому он не один раз менял своё место жительства, таким образом убегая от разозлённых кредиторов или судебных исполнителей. С другой стороны, даже незавершенные вещи, к которым прикладывал руку великий мастер в том или ином виде находили своё применение.

Изобретения Леонардо на несколько веков опередили его время. Большинство современных технических средств было описано им, например, вертолёт, парашют, автомобиль, велосипед – это только наиболее известные разработанные им концепции. Понятное дело, для того времени они оставались в лучшем случае задумками или незавершенными макетами, но гения это не волновало. Главное – родить идею, а реализацией могут заняться и другие.

Леонардо одинаково хорошо владел обеими руками – редчайший случай среди нашего вида. Это, несомненно, отложило отпечаток на его подход к решению тех или иных проблем. Занимаясь анализом, он часто рассматривал одно и то же явление под разными углами (вплоть до использования взаимоисключающих методов), тем самым формируя наиболее полную картину об истинных причинах того или иного явления. И такая двойственность натуры мастера проявлялась практически во всём; иногда дело доходило до совсем уж курьёзных эпизодов.

Например, будучи убеждённым вегетарианцем, не желающим более быть причиной смерти животных ради пищи, он, тем не менее, создал несколько десятков блюд из мяса, и вообще, более 10 лет был в Милане руководителем придворных пиров. Нежелание убивать животных прекрасно сочеталось в нем вместе с изобретениями боевых машин и механизмов, предназначенных для умерщвления людей на поле боя. Изобретенный им (и внедрённый в производство) колесцовый замок позволил почти в два раза увеличить скорострельность мушкетов, что тоже, как можно догадаться, способствовало скорее гибели людей, чем их долгой и счастливой жизни.

Много времени посвящал Леонардо изучению человека во всех его проявлениях – от анатомии до социологии. Его анатомические атласы были актуальны еще почти триста лет с момента их изображения. Труды Леонардо касались почти всех областей человеческой деятельности – от проектов городов с системами водопровода и канализации до философских эссе, в которых он рассуждал о роли творчества в жизни и культуре человечества. Только его «официальные» дневники насчитывают более семи тысяч страниц; они изучаются до сих пор, поскольку автор зачастую прибегал к шифровке своих посланий и иносказательности.

Леонардо не обошел вниманием и такую часть человеческой жизни, как оккультизм. После себя он оставил множество пророчеств и предсказаний. Однако, скорее всего, таким образом гений просто «отдыхал душой», либо потешался над будущими поколениями, заставляя их искать тайный смысл там, где его на самом деле нет. С другой стороны, при жизни Леонардо всячески поносил различных медиумов, астрологов, оккультистов, хиромантов и прочих лжеучёных. Он даже издал небольшое собрание сочинений, в которых развенчивал их лженауку, показывая элементарнейшие несоответствия в ней. Не жаловал гений и клерикалов, хотя, до открытых столкновений дела не доводил.

В своих произведениях искусства, в частности, картинах, мастер всегда оставлял зрителю возможность самому додумать сюжет. Кроме того, некоторые его произведения содержали настолько явные неоднозначные элементы, что споры о значении тех или иных фрагментов его работ ведутся до сих пор. Роспись «Тайная вечеря», выполненная в столовой миланского монастыря, при глубоком анализе оказывается целым скоплением математических и философских головоломок. А две его практически идентичные картины «Мадонна в скалах», по мнению многих критиков, являют собой тайное послание, зашифрованное посредством расхождений в написании отдельных фрагментов. Своё самое знаменитое творение – картину «Джоконда» Леонардо писал более 16 лет и закончил её незадолго до смерти. С картиной связано множество тайн и загадок: от того, кто была (или был) моделью для картины до истинного предназначения этой картины. Есть мнение, что тот, кто разгадает мистическую загадку Джоконды, сможет понять все тайные замыслы, изложенные в зашифрованных записках великого мастера…

Последние годы жизни Леонардо провёл прикованный к постели. Но это никак не отразилось на его трудоспособности. До своего последнего вздоха он оставался собой: в окружении последователей и учеников он придумывал новые проекты и идеи. Оставшееся после него культурное наследство, в виде дневников и случайных записей, было настолько огромно, что его ученик, Франческо Мельци, потратил почти пятьдесят лет на то, чтобы издать лишь часть трудов великого учителя, касающихся живописи.

Вращающиеся механизмы, засекреченные чертежи, неразгаданные тайны картин - вот список того, что оставил после себя самый крутой инженер и художник эпохи Возрождения. Представляю вам коллекцию самых знаменательных творений и загадок гения, опередившего свое время.
Прототип пулемета


Леонардо активно рекламировал свои военно-технические идеи. Одна из них раскрывала суть пулемета. Он не мог быстро выпускать пули из одного ствола. Но зато мог выдавать залпы через короткие промежутки, и если бы был построен, эффективно бы косил наступающую пехоту.

Автомобиль


Предполагается, что эта идея создания автомобиля родилась у Леонардо в далеком 1478 году. Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать «самобеглую коляску», приводимую в движение силой двух человек.

Первый в истории велосипед


Первые технические чертежи велосипеда принадлежат Леонардо да Винчи. Майнингенская хроника 1447 года повествует о перемещающемся устройстве, приводимым в движение водителем.

Подшипник


Впервые идея, как считают многие, родилась еще во времени Римской империи, но историки утверждают, что именно в тетрадях да Винчи появились первые наброски подшипника.

Парашют

В своих рукописях Леонардо описал точные размеры устройства для безопасного спуска с большой высоты. Швейцарец Оливье Тепп решил проверить его на деле и прыгнул с высоты 650 метров с парашютом. По словам испытателя, прыжок был безопасным, но такой парашют практически не управляем.

Акваланг и лыжи



Леонардо любил воду: он разработал инструкции по погружениям, изобрел и описал дыхательный аппарат для подводного плавания.

Танк


Такой вот тазик на колесах с пушками и башенкой и есть прародитель современных танков. Он был оснащен системой зубчатых колес, которые составляли последовательность. Восемь человек были защищены от сражения внешней оболочкой, поэтому могли доставить пешим ходом такого «ежа» прямо в гущу сражения, не будучи ранеными.

Подъемник с храповиком


Леонардо придумал множество мелочей, которые были очень полезны. Потом он их же применял в своих механизмах. Храповик - это блокирующее устройство, которое не дает валу вращаться в обратном направлении.

Устройство для намотки нити на катушку


В свое время Леонардо упростил жизнь многим портным.

Робот-рыцарь


Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею «механического человека», иначе говоря - робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить несколько человеческих движений.

Мона Лиза и ее автор


Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта!» Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается!

Рукописи


Леонардо да Винчи мог писать обеими руками, причем «зеркально» - то есть справа налево, хотя иногда, например, для переписки с официальными лицами, он использовал обычный стиль письма. Самое интересное, что изобретатель специально допускал ошибки в чертежах, чтобы предотвратить, говоря сегодняшним языком, промышленный шпионаж. Вот поэтому многие тайны гения остаются для человечества неразгаданными.

Анатомия человека




Интересен тот факт, что да Винчи считают изобретателем карикатурного рисунка - благодаря тому, что он часто изображал изуродованные человеческие тела. В январе 2005 года исследователи обнаружили тайную лабораторию Леонардо. Там были найдены нетронутые фрески мастера, а также комната для препарирования трупов (Леонардо и его ученики вскрывали сотни покойников, изучая анатомию).

«Тайная вечеря»


Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.
Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков. Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника. И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего и пьяного. Художник приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? - удивился да Винчи.
- Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.



Что еще почитать