Конспект урока: "Зима в мире растений". «удивительное в мире природы зимой» «изменения в жизни растений зимой» выполнила группа «исследователи» - презентация Зима в мире растений окружающий мир 2

МБОУ «Арская начальная общеобразовательная школа №3»

Открытый урок по окружающему миру

«Зима в мире растений»

Провела учитель

начальных классов

Гиниятова Г.Т.

Тема

Зима в мире растений.

Цели урока

Сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.

Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, плодам.

Развивать зрительную и слуховую память; наблюдательность; познавательный интерес; навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Межпредметные связи

История, литературное чтение, музыка, ИЗО.

Ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, микроскопы, исследовательский материал.

Планируемый результат

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

    перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам;

    называть зимние погодные явления и состояния природы зимой;

    определять растения, зимующие под снегом.

    отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений;

    извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой;

    осознавать важность проявления любви к зимней природе.

Технологическая карта урока « Зима в жизни растений»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2. Актуализация

знаний.

- Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира? С каким временем года знакомимся?

- Какова продолжительность зимы по календарю, по Солнцу и по природным признакам?

- Что изменилось в природе с наступлением зимы?

- Какие же зимние явления происходят в неживой природе?

- Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? Понижение температуры воздуха, замерзание почвы, водоёмов, выпадение осадков в виде снега? (изменения связаны с Солнцем, его положением на небе)

- Правильно, ребята. Солнце поднимается не так высоко, ее лучи скользят по земле и оно уже не греет.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, с наступлением зимы изменения происходят только в неживой природе?(нет). И сегодня мы поговорим о том, как повлияли изменения в неживой природе на жизнь растений зимой.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

4. Решение учебной задачи.

а)Вступительная беседа.

б)Словесное рисование

в)Угадывание деревьев и кустарников.

г)Работа по учебнику.

А сейчас, я приглашаю всех вас на необычную экскурсию в сказочный зимний лес…

(Звучит фонограмма А.Вивальди “Зима”)

Закройте глаза и представьте себе, что вы очутились в мире спокойствия и особой тишины. Это сказочный зимний лес. Кругом все бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба.

Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. И на этой полянке весело горит своими огоньками небольшая рябина с ажурной кроной. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоит дуб, огромный и величественный. Кажется, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной.

Сказочно красив зимний лес, но нам пора возвращаться. Откройте все глазки.

Вам понравилась эта экскурсия?

Какие чувства вы испытывали, гуляя по сказочному зимнему лесу?

- Каким предстал перед вами этот лес? Расскажите, что вы видели в зимнем лесу? Что показалось вам необычным? Какую бы картину вы нарисовали на этом белом листке бумаги, если бы были художниками? Расскажите нам.

- А вот каким я представила этот сказочный лес. Но что-то не пойму, какие же деревья растут в моем лесу. Помогите мне разобраться, ребята.

- По каким признакам вы узнали березу? дуб? рябину?

- Я тоже вспомнила. Вот это клен. Его можно узнать по крылаткам пропеллерам. А это осина, ее можно узнать по зеленоватому стволу.

Вот мы с вами рассмотрели деревья и кустарники. А какие еще растения можно встретить в лесу?

- Правильно, ребята. Давайте попробуем догадаться, что бы мы увидели, если бы приподняли зимнее “пуховое” одеяло. Откроем учебники на с.20 и посмотрим, какие же растения можно встретить под снегом в лесу.(слайд)

Да, это брусника, клюква, копытень и земляника. Как вы думаете, почему эти растения не погибают от морозов?

- Правильно. Снег, как одеяло, укрывает их и не дает им замерзнуть. Их корневая система приспособлена таким образом, что способна подпитывать растения даже зимой. На бруснике и клюкве в разгар зимы можно даже ягоды найти, очень вкусные!

Закрывают глаза, представляют зимний лес.

Рассказывают о своих представлениях, устно рисуют картину зимнего леса.

Определяют деревья по их стволам, плодам.

Работа с учебником.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

5. Практическая часть.

У вас на столах стоят микроскопы.Для чего их используют? Правильно. С помощью микроскопа мы можем увидеть предметы в увеличенном виде. Сейчас попробуем разглядеть под микроскопом лист садовой земляники. Он является близким родственником лесной земляники. Мы уже работали с микроскопами и с правилами обращения с ним вам уже знакомы. На столах лежат готовые препараты. Положите их на столик микроскопа, закрепите зажимами. Медленно вращайте большой винт до тех пор, пока не появится четкое изображение объекта. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

Что же вы увидели, ребята? Как думаете, для чего нужны эти жилки? По ним движется вода и растворенный в ней крахмал. Там, где зима теплее, крахмал так всю зиму остается крахмалом. Где морозы пожестче, крахмал заменяется сахаром. Весной на листьях березы можно увидеть кристаллики сахара. Весной мы проведем эти наблюдения.

Самостоятельная работа с микроскопами. Наблюдения учащихся, ответы на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД: умение планировать, строить алгоритм деятельности.

Познавательные УУД: формирование логических умений(анализ синтеза, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование).

Коммуникативные УУД: развитие внимания учащихся.

6.Динамическая пауза

Хорошо гулять по лесу!

Хорошо гулять по лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

(потягивание – руки вверх )

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

(потягивание – руки в стороны )

Хорошо гулять по лесу!

Но учиться интересней!

(дети садятся за парты )

Приседаем, приседаем,

Ножки полностью сгибаем,

Чтобы мышцы укреплять.

Раз-два-три-четыре-пять! (приседания)

7 7.Продолжение

работы над

материалом.

- Вот мы побывали с вами в смешанном лесу, рассмотрели лиственные деревья и кустарники, травы, которые остаются зелеными зимой. А сейчас Исламия нас приглашает в хвойный лес. Она любит рисовать и приготовила для вас сообщения. А помогала ей мама. Теперь послушаем ее.

- Спасибо, Исламия, тебе за интересный рассказ. Садись. Еще раз повторим, чем же отличаются хвойные деревья друг от друга, как их можно отличить?

Кроме хвойных деревьев в лесу можно встретить зеленые кусты можжевельника. Об этом кустарнике прочитаем из учебника. Откройте с. 22. (читают по цепочке)

Что узнали о можжевельнике? Оказывается можжевельник можно использовать при домашних соленьях. Но есть еще одна особенность у этого растения.

Учёные полагают, что в основе названия АРЧА лежит слово «артыш» (в переводе на тюркский язык – арча – можжевельник). В окрестностях Арска росло очень много можжевельника, который булгары считали священным. И поэтому считается, что это одна из версий происхождения названия Арск.

Выступление подготовленного ученика о хвойных деревьях.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Личностные УУД: формирование нравственно-эстетических ценностей.

8. Закрепление материала.

А сейчас откроем рабочие тетради на с.13, найдем нашу тему

«Зима в мире растений» и вспомним, по каким признакам

можно узнать лиственные и хвойные деревья? В тетрадях

соединим линиями рисунки и названия деревьев.

Молодцы, правильно угадали все деревья.

Работа в рабочих тетрадях.

Познавательные УУД: общеучебные умения:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения.

Личностные УУД : самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7. Рефлексия.

Вот подходит к концу наш урок. Вам он понравился?

Что было легко? Что было трудно?

Что нового узнали на уроке? Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.

8. Домашнее задание.

Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде. В рабочих тетрадях запишите название растений и нарисуйте признаки, по которым вы определили эти растения.

Я, ребята, хочу похвалить вас, вы сегодня очень хорошо потрудились, были внимательны и активны, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).

Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы! Спасибо за урок.

План-конспект урока "Зима в мире растений"

Класс: 2
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений
Задачи урока:
- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
- развивать интерес к предмету окружающий мир;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, мышление, речь;
- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
Формы работы: фронтальная, парная (групповая)

Урок

Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
на уроке не ленитесь,
а сейчас пока садитесь.

Учитель:
-Ребята, разгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?

Ученики: Это зима
Учитель:
-А кто из вас знает, сколько всего времен года? Назовите их.
Ученики: Существует четыре времени года.Зима,весна,лето,осень.
Учитель:
-Молодцы! А сейчас мы немного поиграем. Мне нужны четыре ученика, которые будут представлять времена года. Кто хочет быть представителями?
Ты будешь представлять зиму, ты - осень, ты - лето, и ты - весну.
Задание: у меня на столе лежат карточки с названиями месяцев, каждый из вас представляет определенное время года. Вы по одному подходите к столу, выбираете карточку с нужным для вашего времени года названием месяца и прикрепляете на доску под названием вашего времени года. А вы(остальные) ребята, внимательно следите за выполнением задания, чтобы потом мы могли проверить: правильно оно выполнено или нет. Начали…
Ученики выполняют задание.

Учитель:
-Всё ли выполнено правильно?(да,нет) Молодцы!

Учитель:
1)Итак, сколько у нас всего месяцев в году? Назовите мне их.
2)А сколько месяцев длится зима?
3)Что же изменилось в природе с наступлением зимы?

Ученики отвечают:
1)В году 12 месяцев. Январь,февраль, ..., декабрь.
2) зима длится 3 месяца.
3) Выпал снег, похолодало, деревья сбросили листву и т.п.

Учитель:
-А теперь, возьмите небольшой текст «Явления неживой природы зимой». Прочитайте и подчеркните: какие явления в неживой природе можно наблюдать только зимой?

текст
«Явления неживой природы зимой»
Прочитай текст и подчеркни зимние явления неживой природы.
На улице холодно. В начале декабря были оттепели. Сейчас дует ветер. На улице гололедица. Когда же будет снегопад? Я очень люблю снег. Вчера я видел на деревьях изморозь. Только бы не было метели.

Ученики выполняют задание.

Учитель:
Какие зимние явления вы нашли в тексте?

Ученики: снегопад, метель, изморозь,гололедица, оттепель, снег.

Учитель:
-Вы хорошо справились с заданием, а теперь отгадайте следующую загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может.

Ученики: Растение

Учитель:
1)-А как изменились зимой по сравнению с осенью лиственные деревья?
2)-А как выглядят зимой хвойные растения?(
3)-Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок?

Ученики:
1)Сбросили листву
2)Ель,сосна-зеленые, лиственница-без иголок
3)Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как зимуют растения и наша тема: Зима В МИРЕ РАСТЕНИЙ

Учитель:
А теперь возьмите текст « О деревьях в зимнюю пору». Внимательно прочитайте рассказ и подчеркните то, что помогает деревьям выжить зимой.

текст
Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.
Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.
Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза.
Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые.
Но самая лучшая защита от морозов -снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

Учитель:
-Что помогает дереву выжить в холодную зиму? Как кора помогает выжить, снег?
Как вы хорошо постарались, молодцы!

Учитель:
-А теперь поработаем в группах: 1=1,2=2,3=3.У вас на партах лежит цветная карточка, на ней написано задание. Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы в задании. Работайте в паре с соседом по парте, обсуждайте, взаимодействуйте друг с другом, можете использовать учебник. Даю вам 5- 6 минут, потом мы начнем проверять ваши ответы. Разговариваем в полголоса.
(первый ряд сравнивает берёзу и осину, клён и рябину;второй ряд рассказывает про хвойные деревья и их шишки; третий ряд рассказывает про зимовку брусники, клюквы, земляники)

Пример карточки
Задание:
Как выглядят зимой берёза, осина? Как их узнать зимой?

Ученики выполняют задание.
Учитель:
-Время вышло, теперь послушаем ответы групп на заданные вопросы. Слушайте внимательно, в конце урока мы выполним небольшой тест.

Ученики отвечают на задание карточек.

Учитель проводит физкультминутку.

Учитель:
Отдохнули, отдохнули и за работу вновь вернулись.
Ребята, как вы думаете, могут ли растения, о которых вы узнали сегодня на уроке, зимой кормить животных?

Ученики отвечают.

Учитель:
Давайте поиграем в игру «Кто чем питается зимой»
На доске в одном столбике изображения животных и птиц, в другом – их корм зимой.
Нужно соединить стрелками: кто чем питается зимой. Поднимаем руку, если кто-то уже догадался, кого с чем соединить.
пример





Ученики выходят к доске и соединяют животное с кормом.

А теперь возьмите тест, который лежит у вас на партах. Я даю вам пять минут, чтобы вы просмотрели и выполнили задания. Задания выполняем самостоятельно, ни с кем не советуемся.

Тест
1.Лиственные деревья подчеркни одной чертой, хвойные деревья двумя.
Берёза , ель, рябина , сосна, лиственница, клён , осина .

2.Что помогает зимой выживать травянистым растениям?
(ответ обведи в круг)
А) гололедица
Б) снег
В) метель

3.Соедини стрелками название птицы и её корм зимой?
а)Снегирь б)всеяден

Б)Ворон в)семена хвойных деревьев

В)Клёст а)разными семенами, ягодами, почками

4.Выбери правильный ответ и продолжи утверждение « У ели шишка …»
(ответ обведи в круг)

А) вытянутая, овальной формы
Б) маленькая, округлой формы
В) крупная, округлой формы

5.Отгадай загадку
(напиши ответ под загадкой)
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке -
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?(снежинка)

Учитель:
Время вышло. Поменяйтесь тестом с соседом по парте. Я читаю вопрос, вы называете ответ.

Ученики вместе с учителем проверяют тесты.

Учитель:
Молодцы. Жизнь растений зимой не останавливается, она лишь замедляется. Животные зимой нуждаются в помощи растений, поэтому не следует ради забавы ломать ветки, срывать семена с деревьев. Вы можете подкармливать птиц зимой хлебом, а они будут радовать вас звонким пением.
- Вот и подходит к концу наш урок. Вам он понравился?
-А какое задание понравилось больше всего?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
У вас на партах лежат две звезды.
Оцените свою работу на уроке в целом. Красная- вы поработали хорошо и вам понравилось. Зелёная- вы старались работать, но иногда вам было немного трудно, но в будущем вы будете стараться.
Спасибо за урок, до свидания!

Каждое время года по-своему прекрасно. Погода за окном оказывает большое влияние на все живое, что нас окружает. Поэтому и зима и весна, и лето, и осень играют большую роль в жизни растений.

Весна

Растения, цветущие весной

Весной дни становятся длине, а солнечные лучи все теплее. Именно в этот период абсолютно все растения начинают расти, пускать почки и тянуться к солнечному свету. Для того, чтобы рост растений был прогрессивным, необходимо частое и обильное увлажнение, особенно если зама была не снежной.

Самыми первыми весенними цветами являются мелколучковичные, например, галантусы, карликовые ирисы, крокусы, хионодоксы и пушкинии.

А в апреле начинают цвести нарциссы, ботанические тюльпаны, гиацинты, а также пролески сибирские и рябчик императорский.

Ближе к маю распускаются прекрасные многолетки: примулы, пролески дубравная и лютичная, лесные хохлатки и медуницы сахарные.

Жизнь кустарников также восстанавливается в весеннюю пору. Самыми ранними являются: волчье лыко, форзиция, бузина красная и спирея японская. Ближе к середине весны начинает цвести айва японская, магония падуболистная, миндаль степной и луизеания трехлопастная.

Май является самым красочным месяцем в жизни растений. Начинают цвести луковичные - тюльпаны, нарциссы, мышиный гиацинт мускари. Поражает своей красотой лук декоративный и лук гигантский.

Также представителями весеннего цветения являются незабудки, маргаритки, виолы. А ближе к лету в права вступают: бадан, белоснежный ландыш, бруннера, дицентра и дороникум.

Конечно, стоит отметить деревья, цветущие в весенний период - абрикос, яблоня, груша, вишня, слива и многие другие.

Лето

Жизнь растений летом

Лето является жизненным пиком практически всех растений. Теплая погода, долгие солнечные дни и увлажнение способствуют не только благоприятному росту, но и возможности накопить полезные вещества для того, чтобы пережить зиму.

Уже летом, тюльпаны, камелии, цикламены, гиацинты и нарциссы начинают готовиться к следующему цветению, набираясь сил и энергии в летнюю пору.

Это время года является периодом цветения многих сортов: клеомы колючей, роз, бегонии вечноцветущей, настурции, газании, львиного зева, бархатцев и петуний. Своими красками и ароматом радуют: резеда, смолевка, маттиола, кларкия, гацания и многие другие цветы.

Очень красивы кустарники, цветущие в летнюю пору - будлея, жасмин, кустовая роза, гортензия мельчатая, рододендрон и спирея. Кареоптерис, каликант, олеандр, лапчатка, ладанник, скумпия кожевенная и клетра - все эти кустарники цветут в теплый летний период.

В начале лета на лугах вырастают и зацветают васильки, колокольчики, ромашки, а на лесных опушках появляется малина. На водоемах виднеются кувшины. Начинают созревать плоды земляники, и появляются первые грибы.

В середине лета воздух пропитывается ароматами цветущий липы. А вишня, малина, черника, смородина и крыжовник покрываются многочисленными плодами.

Осень

Изменение жизни растений осенью

Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается. Однолетние растения, такие как, горох, цветная капуста, укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. Тоже самое происходит и с однолетними цветами - календулой, лютиком, льном, незабудками и другими.

Осенью у березы листья становятся светло-желтыми, у рябины - пунцово-красными, у осины - оранжевыми, а у ольхи - мутно-зелеными. Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву.

Цвет трав также приобретает особый пигмент. Голубика и сныть становятся фиолетовыми, а черника - ярко-желтой.

Листопад является неотъемлемой и не малозначимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна, ель и можжевельник являются вечнозелеными видами. Также в холодную пору зелеными остаются: вереск, багульник, клюква, брусника и другие растения.

Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях - кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Пережить зиму и начать жизненный цикл весной способны брусника, багульник, одуванчик, маргаритка, чистотел, медуница, подорожник. В виде луковиц сохраняется мать-и-мачеха. А в виде семян остаются мокрицы, ярутки, пастушьи сумки, лебеды и крапива жгучая.

Зима

Как растения живут зимой

Зима является самым сложным периодом в жизни растений. Осенью происходит подготовка к холодам, ветрам и снегу, меняется химический состав деревьев и кустарников. Опавшие листья защищают корни от мороза и насыщают растения питательными веществами.

Однолетние растения не доживают до зимнего периода, а многолетние успевают подготовиться. Снежный покров становится для них неким одеялом, способным сохранить тепло и поддерживать уровень влаги.

Растения, сбросившие листья, впадают в зимнюю спячку. А вечнозеленые виды: пихта, ель, сосна, можжевельник, кедр - не засыпают, а живут за счет того, что в их иголках содержится достаточное количество влаги и минералов. Это позволяет им пережить самые сильные морозы.

Вспомним

  1. Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?
  2. Как выглядят зимой хвойные растения?
  3. Видели ли вы растения, которые зимуют под снегом зелёными?

Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими. Но это только на первый взгляд. Есть у растений особые «визитные карточки», по которым их легко узнать.

Берёзу и осину мы узнаем по цвету коры. У берёзы она белая, у осины зеленоватая.

На некоторых деревьях и кустарниках зимой сохраняются сухие листья. Особенно много их на дубе.

Часто «визитными карточками» служат плоды. Например, красные грозди плодов рябины. Остались плоды и на клёне, липе, ясене, вязе. В течение зимы они постепенно осыпаются и разносятся ветром.

Удивительно красивы в заснеженном лесу сосна и ель, которые стоят зелёными. А вот лиственница дожидается весны без своей пушистой хвои.

Хвойные деревья можно различить и по шишкам. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Ни с чем не спутаешь в зимнем лесу хвойный кустарник - можжевельник.

Не только хвойные растения, но и некоторые травы остаются на зиму зелёными. Например, земляника, копытень. Снег, как одеяло, укрывает их и не даёт им замёрзнуть.

Под снегом зимуют зелёными и маленькие кустарнички - брусника и клюква. На них в разгар зимы можно даже ягоды найти, очень вкусные!

Узнаем подробнее

Можжевельник

Вот как рассказал о можжевельнике замечательный русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов.

Красивы зелёные кусты можжевельника, приятно пахнущие смолою. Растёт можжевельник по краям лесов, по склонам глубоких оврагов.

Там, где растёт можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. Они кормятся смолистыми пахучими «ягодами» можжевельника, всю зиму висящими на его ветвях. От куста к кусту на чистом белом снегу затейливым узором переплетаются крестообразные следы тетеревов.

Зимою, когда выпадет глубокий лёгкий снег, под кустами можжевельника часто ложатся на днёвку зайцы.

Ветвями можжевельника в деревнях парят кадушки, в которых засаливают на зиму огурцы и мочат яблоки. Запах можжевельника придаёт особо приятный вкус домашним соленьям.

Откроем атлас-определитель

    Попробуйте определить деревья по силуэтам. Воспользуйтесь атласом-определителем «От земли до неба». Проверьте себя на «Страничках Умного Совёнка» (6).

Подумаем!

    Как растения, о которых вы узнали на уроке, зимой кормят животных?

Проверим себя

  1. По каким признакам можно узнать зимой берёзу и осину?
  2. Какие растения легко узнать зимой по плодам?
  3. Как различить зимой хвойные растения?
  4. Какие растения зимуют под снегом зелёными? Почему они не замерзают?

Сделаем вывод

Зимой деревья и кустарники можно определить по цвету коры, сухим листьям на ветках, плодам, а также по общему силуэту. Некоторые растения зимуют под снегом зелёными.

Задачи урока: закрепить знания детей о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии; повторить способы определения деревьев по их стволам и плодам; прививать любовь к зимней природе.

Планируемые результаты: запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа

Во вступительном слове учитель напоминает детям, что на экскурсии они видели много картин зимней природы в парке, и спрашивает:

– А как выглядит лес после снегопада? На каких репродукциях или фотографиях мы видим это? (Обращает внимание детей на заранее вывешенные репродукции картин и фотографии с видами зимней природы. Дети отвечают.) Какое настроение навевают изображения заснеженного леса? (Ответы детей.)

– Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку. С. Есенин


– Какие же слова используют поэты, рисуя сказочность леса после снегопада? (Околдован, заколдован, сказка сна, волшебный, окован, дремлет, очарован и т. д.) Видите, даже слова подобраны поэтами „сказочные“».

3. Работа над темой

Повторяется материал экскурсии.

Различение лиственных деревьев по их плодам лучше всего проводить в ходе выполнения задания № 1 на с. 12 рабочей тетради. Под руководством учителя дети определяют, какому дереву принадлежит плод, соединяют рисунки плодов с названиями деревьев и отвечают на вопрос, что позволяет им распространяться с помощью ветра.

– А знаете ли вы, почему остаются зелеными хвойные деревья? Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов деревьев, в них сохраняются соки.

На экскурсии мы с вами не только смотрели, но и нюхали ветки деревьев, стараясь ощутить запахи зимнего леса. Нравится вам запах елочки? А чем она пахнет? (Новогодним праздником.) Какое настроение создает этот запах? Вы слышали когда-нибудь о фитонцидах? Оказывается, все растения выделяют особые вещества - фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов - хвойные деревья. Один гектар хвойных деревьев выделяет за сутки 5 кг фитонцидов. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно такой воздух полезен для людей с заболеваниями дыхательных путей».



Учитель продолжает: «Вспомните, как мы отличали ель от сосны. Чем интересны иголки кедра? а хвоя лиственницы? а хвоя пихты?»

Различение хвойных деревьев по их шишкам целесообразно проводить при выполнении задания № 2 на с. 12 рабочей тетради. Дети соединяют изображения шишек с названиями деревьев и отвечают на вопрос, как распространяются семена хвойных деревьев.

Заканчивается изучение материала ответом детей на вопрос, какие травы и кустарнички остаются зелеными под снегом.

4. Рефлексия Подводятся итоги по вопросам «Проверим себя» и чтением вывода на с. 23.

5. Домашнее задание : теоретический материал на с. 20-22 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 13 рабочей тетради; ответить на вопрос рубрики «Подумаем!» на с. 23 учебника.

Окружающий мир

Урок 35. ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ

Задачи урока: познакомить детей с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем); познакомить с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника; закрепить понятие о существовании двух типов календаря - гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней; о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю (сначала рождественский праздник, затем - Новый год); об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года.

Планируемые результаты: знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа

– Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы угадайте, о каком празднике говорит с нами поэт Сергей Козлов.


Мерзнет солнышко в окне.

Тук-тук-тук!

Войдите!

Вся в снегу пришла ко мне.

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно -

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!


– Кто из вас может назвать этот праздник? Важно обратить внимание детей на то, что это дата Нового года по современному гражданскому календарю, которым пользуются люди во многих странах мира, в том числе и в России.

3. Работа над темой

Далее учитель предлагает детям узнать историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Учащиеся поочередно читают тексты «Зимний Новый год» и «Старый Новый год» на с. 26-27 учебника.

– Кто установил празднование Нового года в России зимней порой? Давайте узнаем побольше об этом человеке на „Страничках Умного Совенка“ (с. 122 учебника). Пока я буду читать, всмотритесь в портрет на с. 26 учебника и постарайтесь запомнить, как выглядел царь Петр Алексеевич. С изображениями царя Петра I вам придется встречаться часто во время учебы в школе. (Учитель читает биографическую справку о Петре I.) А теперь следующий вопрос: что такое старый Новый год? (При необходимости учитель еще раз прочитывает отрывок и повторяет вопрос.) Старый Новый год - это время празднования Нового года, установленного Петром I, по православному календарю, который отстает от современного гражданского календаря на 13 дней. Обратите внимание на то, что во время Петра I вся страна жила по православному календарю, а нового календаря в России еще не было.

Посмотрите, рядом с портретом Петра I в учебнике репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева „Елочный торг“. Кто ответит, когда и как началось устроение елочных торгов (базаров)? Рассмотрите картину. Какое в ней настроение? Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Теплые краски, изображение веселой суеты, многолюдия.) Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую елку вы выбрали бы к празднику? На картине изображена морозная зима. Но нельзя ли сказать, что картина словно согревает нас? (Можно.) Почему? Как этого смог добиться художник? Можно ли сравнить эту картину с произведениями народного творчества: игрушками, платками, росписью, кружевами, пряниками? В чем сходство? Интересно, каким характером должен обладать человек, создавший такую праздничную, теплую, радостную картину... Давайте послушаем, что спешит нам рассказать об этом Умный Совенок.

Учитель зачитывает текст о Б. М. Кустодиеве на «Страничках Умного Совенка» (с. 122-123 учебника) и вместе с детьми делает вывод о ярком таланте художника, который подарил радостную картину ожидания любимого детьми и взрослыми зимнего праздника. Учащиеся выполняют задание № 3 на с. 15 рабочей тетради, чтобы мысленно нарядить старинными игрушками выбранную на елочном торге ель.

Затем учитель предлагает детям раскрыть тайну возникновения современного обычая украшать на новогодний праздник ель игрушками и говорит: «Новый год - это не единственный и, можно сказать, не главный праздник середины зимы. Какой еще замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными елками, елочными украшениями? Конечно же, это Рождество Христово! Как вы думаете, от какого слова происходит название этого светлого праздника? От слова «рождение». Огни елок, сверкание игрушек на еловых ветвях издавна приветствовали день рождения Иисуса Христа, праздник всех детей и их родителей, семейный праздник, потому что рождение каждого ребенка - праздник, радость и великое чудо. С рождением каждого ребенка в мир приходят надежда и любовь! Супруга Петра I царица Екатерина (по происхождению немка) для своих детей в царской семье как раз и наряжала ель к празднику Рождества Христова, соблюдая обычаи своей исторической родины. Постепенно этот обычай в нашей стране стали перенимать все люди. Так этот обычай укрепился и в России. Рождественскую ель оставляли в доме до Нового года, поэтому через некоторое время образ хвойного дерева, украшенного игрушками, орехами, конфетами, прочно соединился с новогодним праздником».

– Рождество Христово встречают в странах Запада и России в разное время, так как на Западе его отмечают по новому гражданскому календарю, а в России - по православному. Возможно, вы уже это знаете по собственному семейному опыту или из декабрьских телевизионных передач. А теперь послушайте, что о рождественском празднике рассказывает учебник. Будьте внимательны: вас ждут вопросы о том, что вы сейчас услышите.

Учитель читает отрывок из текста о том, как и когда празднуют Рождество Христово в странах Запада (с. 24 учебника), и задает вопросы:

– Когда за рубежом, в странах Западной Европы, отмечают Рождество Христово? Какие слова вам показались непонятными в рассказе о праздничных европейских традициях? Попробуйте сами объяснить, что значит слово „вертеп“, а потом мы попросим Умного Совенка дать нам разъяснения.

Учитель выслушивает рассуждения детей, затем дополняет их чтением текста о рождественском вертепе на «Страничках Умного Совенка» (с. 121-122 учебника) и своими комментариями: –– –Давайте всмотримся в фигуры вертепа. Посмотрите на Деву Марию. Что можно сказать о ней? Она счастлива, полна любви, нежности к новорожденному, как говорили раньше - умиления. А старец Иосиф? В его фигуре мастеру удалось соединить мужскую сдержанность с глубоким восхищением перед Матерью и Младенцем. А что бы вы могли сказать о волхвах? Попробуйте описать их переживания, настроение перед яслями. В старину говорили - благоговение. А вы найдите современные, знакомые вам слова.

Продолжая беседу по теме урока, учитель говорит: «А теперь вернемся в Россию. У нас Рождество Христово по новому стилю отмечают 7 января, как раз в новогодние каникулы. Это до или после празднования Нового года? (Это после Нового года по гражданскому календарю, но до старого Нового года по православному календарю.) Кто сможет наклейкой отметить в календаре день Рождества Христова? В каком это нужно сделать календаре: уходящего или будущего года? Почему? (В календаре будущего года, потому что Рождество по православному календарю приходит после празднования Нового года в общегражданском календаре, в наступившем уже году.)

Сейчас мы поговорим о некоторых старинных крестьянских традициях празднования Рождества Христова на Руси, еще до обычаев, пришедших в нашу страну вместе с царицей Екатериной. Сначала прочитаем текст учебника, а потом попробуем разыграть то, о чем в нем говорится». Учитель читает рассказ «Рождественский праздник в России» на с. 25 учебника. Далее из желающих выбираются ученики на роли хозяев и колядовщиков. Под руководством учителя разыгрывается сценка колядования. Затем дети разбиваются на пары и выполняют задание № 1 на с. 14 рабочей тетради. Колядовщики, а потом и все дети получают от кукол Мальчика и Девочки конфеты или любые другие мелкие подарки.

Учитель: «К сожалению, традиция колядования и многие другие добрые, веселые праздничные традиции не всегда присутствуют в жизни современных семей. К сожалению, потому что традиции, обычаи делают один праздник не похожим на другой, расцвечивают дни года новыми, яркими красками, помогают нам запомнить праздник. Но в каждой семье есть свои традиции встречи зимних праздников Нового года и Рождества Христова. Расскажите о том, как принято отмечать эти праздники в вашей семье. Как в этом учебном году вы будете отмечать зимние праздники? Какие подарки приготовите друг другу? Какие костюмы смастерите для себя?»

4. Рефлексия

В конце занятия учитель сообщает: «Вот и подошел к концу урок, посвященный зимним праздникам. Что самое главное вы узнали? Попробуйте сделать выводы, каждый сам для себя. Что кому показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало? Может быть, кто-то что-то не понял?» Учитель дает возможность детям высказаться, а затем зачитывает вывод на с. 27 учебника.

5. Домашнее задание:

теоретический материал на с. 24-27 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 14-15 рабочей тетради.

Окружающий мир



Что еще почитать